Мышление лабиринтное МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Найдено 8 определений термина МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

см. Мышление наглядно-действенное.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Наглядно-действенное мышление

вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дошкольная психология

наглядно-действенное мышление

вид мышления, связанный с непосредственным включением его в практическую деятельность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Наглядно-действенное мышление

особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Наглядно-действенное мышление

Категория. Форма мышления.

Специфика. Характеризуется тем, что осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.

Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.

По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Мышление наглядно-действенное

умственная деятельность без участия речи, совершаемая посредством манипуляций с со своим телом, частями тела и предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как полагают, является мышление приматов. У взрослых людей данная форма мышления сохраняется, но в более сложном варианте, в виде ручного мышления, проявляясь, когда приходится действовать в совершенно незнакомой ситуации и с абсолютно неизвестными до этого объектами. Кроме того, предположительно, эта форма мышления актуализируется, если индивид занят ручной профессией, он при этом как бы “думает руками”. Существует, вероятно, возможность регрессии умственной деятельности на данный уровень мышления, примерами чего могут служить действия кататоников и пациентов с деменцией. Данная форма мышления онтогенетически является наиболее ранней. Синонимы: Ручное мышление, Сенсомоторное мышление, Доречевое мышление.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с М. н.-д., как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.

М. н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уров^ ни обобщенного отражения действительности зависят от результатов "усмотрения, видения" реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов "практическое мышление" (см. Мышление практическое) и "М. н.-д.", но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б. М. Теплое).

Определением "наглядное" подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина - "действенное". Как и всякое мышление, М. н.-д. является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.

В нормальной и клинической психодиагностике для обследования М. н.-д. используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны "доски Сегена", задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса. (В. М. Гордон, Б. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — 0

Найдено научныех статей по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — 0

Найдено книг по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — 0

Найдено презентаций по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — 0

Найдено рефератов по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: