МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Комплексное мышление
Вот на этой стадии комплексного мышления и стоит в значительной степени примитивный человек. Его слова суть имена собственные или фамильные имена, т.е. знаки отдельных предметов или знаки комплексов. Примитив мыслит не в понятиях, но в комплексах. Вот самое существенное отличие, которое отделяет его мышление от нашего. (9.1, 105) невозможно без слова, которое выступает в роли фамильного имени, объединяющего группы родственных по впечатлению предметов. (1.2.1, 174) См. Комплекс, Понятие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Комплексное мышление
Словообразование. Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.
Автор. Л.С.Выготский.
Категория. Стадия в развитии понятий ребенка, находящаяся между синкретами и истинными понятиями.
Специфика. Характеризуется эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами.
Виды. Выготским было выделено пять форм комплексов:
- ассоциативный комплекс объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;
- комплекс-коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому-либо одному, обычно практическому признаку;
- цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков;
- диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер;
- псевдопонятие представляет собой обобщение, которое имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ
англ. complex thinking) - мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Л. С. Выготскому, "мышление в комплексах" - стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция - это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному, обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В псевдопонятиях (см.) обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
14.85 мб

Комплексное мышление и овладение метафорой в онтогенезе

Барляева Елена Александровна
В статье рассматривается проблема интерпретации метафор детьми. Символическое восприятие действительности облегчает понимание и овладение метафорой.
Читать PDF
401.37 кб

Решение комплексных проблем в организации: методы поддержки группового мышления

Елисеенко Александр Сергеевич
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях.
Читать PDF
165.97 кб

Формирование креативного мышления курсантов в процессе выполнения комплексных заданий

Сафронова И. Г.
Читать PDF
834.48 кб

Комплексный подход к развитию мышления младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения

Калинина Е.С.
В статье рассмотрена значимость включения мотивационного, теоретического и развивающего компонентов в процесс развития мышления младших школьников как варианта комплексного подхода.