МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(англ. multicultural education) - 1) концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества; 2) образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы (организация, реализация, результат), цель которых - решение образовательными средствами проблем, возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных миграционных процессов. Разработка учебных программ и организация учебного процесса в рамках стратегии М. о. ориентированы на преодоление культурного отчуждения учащихся, признание и развитие основополагающих демократических ценностей: прав человека, свободы, демократии, солидарности, плюрализма.
Как мировоззренческая позиция М. о. представляет собой новейший образовательный институт идентичности современного человека. Наиболее важными функциями М. о. являются: 1) создание новой образовательной среды как важного стабилизирующего фактора гражданского общества; 2) снижение межэтнической напряженности; 3) воспитание толерантности в отношениях между представителями различных культур. Особое значение в М. о. придается одновременному изучению языков этнических меньшинств и доминирующей культуры. В качестве концепции и стратегии образованиям, о. противоположно теории ассимиляции в образовании. Син. поликультурное, интеркультурное образование. (В. Н. Чигирь.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МУЛЬТЫКУЛЬТУРНАЯ АДУКАЦЫЯ / MULTICULTURAL EDUCATION– образовательная концепция, которая исходит из представления о многообразии, взаимодействии и взаимопроникновении культур как базовой реальности современного глобализирующегося мира и, как следствие, о необходимости создания в сфере образования условий для освоения этого многообразия с учетом особенностей участников образовательного процесса– представителей различных культур. Концепция М. о. основана на убеждении в принципиальной равноценности культур, равной значимости изучения культурного наследия различных этнических общностей, стран и регионов, совместимости различных культурно-специфических систем ценностей, обычаев и традиций и возможности их гармоничного сосуществования без необходимости культурной унификации или искусственного создания и внедрения некой общей транскультурной системы правил. Вместо этого в рамках М. о. предлагается развитие качеств, обеспечивающих способность личности интегрироваться в поликультурный мир, прежде всего культурной сенситивности и толерантности. Культурная сенситивность означает чувствительность, восприимчивость к особенностям других культур, умение их распознавать и классифицировать именно как культурно-специфические нормы, а не как отклонения от нормативных требований собственной культуры. Развитие культурной сенситивности в М. о. осуществляется посредством обеспечения постоянного доступа к репрезентативным материалам, отражающим особенности различных культур (художественной литературе, фильмам, записям повседневного взаимодействия). Для стимулирования понимания отдельных особенностей конкретных культур используется специальный инструмент– культурный ассимилятор, представляющий собой описание ситуации вызванных непониманием проблем в межкультурном взаимодействии, с различными вариантами объяснений ситуации, из которой обучающимся предлагается выбрать правильное. Толерантность– активное принятие особенностей других культур и культурного многообразия в целом. В рамках М. о. развитие толерантности осуществляется преимущественно посредством различных тренинговых упражнений, направленных на моделирование опыта интолерантности с различных сторон, с последующей саморефлексией и коллективным обсуждением. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.72 кб

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США

Кожевников П.А., Рычкова Н.М.
Читать PDF
3.23 мб

Понятийные аспекты мультикультурного образования

Еныгин Дмитрий Викторович
Освещаются различные трактовки понятия мультикультурного образования, выделяются особенности в понимании данного процесса в зарубежных и отечественных исследованиях.
Читать PDF
634.34 кб

Мультикультурная модель современного образования

Коченкова Любовь Павловна
Статья посвящена вопросу создания мультикультурной модели современного образования. Автор описывает психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность подготовки учителя к мультикультурному образованию.
Читать PDF
3.42 мб

Философские истоки мультикультурного образования

Еныгин Дмитрий Викторович
Рассматриваются подходы различных философов, идеи которых стали основой теории мультикультурного образования. Определяется специфика развития мультикультурализма как педагогической категории.
Читать PDF
929.25 кб

Концептуальные основы мультикультурного образования

Палаткина Галина Владимировна
Читать PDF
143.65 кб

«Национальное образование» как мультикультурный проект

Шадрин Алексей Анатольевич, Кардинская Светлана Владленовна
Рассматриваются концепты «национального образования» на примере татарских школ г. Ижевска. Анализируется влияние дискурса мультикультурализма на формирование образцов татарской этничности, транслируемых «национальной» школой.
Читать PDF
591.83 кб

Интеграция идентичностей в мультикультурном образовании

Очиров Михаил Надмитович, Цыбикова Лидия Ханхаевна
В статье показано, что основным механизмом формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе является система образования, а узловыми точками будут этническая идентичность и региональная идентичность; обосновывается
Читать PDF
121.90 кб

Мультикультурная конвергенция в непрерывном образовании

Ховов Олег Борисович
Читать PDF
159.50 кб

Мультикультурное образование в США: подходы к определению

Бессарабова Инна Станиславовна
Автор констатирует, что в США накоплен богатый опыт в области мультикультурного образования, однако среди американских авторов нет единого подхода к определению мультикультурного образования.
Читать PDF
1.38 мб

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аниськин Владимир Николаевич, Богословский Владимир Игоревич, Жукова Татьяна Анатольевна, Рябинова Елена Николаевна
Рассматривается проблема развития системы мультикультурного образования.
Читать PDF
119.44 кб

Проблемы мультикультурного образования в современном социуме

Шайхов Магомед Адилмирзаевич
В статье рассмотрена проблема мультикультурного образования, его возможностей в современном социуме. На основе сравнительного анализа подходов обоснована сущность мультикультурного образования.
Читать PDF
336.63 кб

История мультикультурного движения в американском образовании

Бессарабова Инна Станиславовна
В данной статье автором выделены основные этапы в истории развития и становления мультикультурного образования в США, а также проанализированы ведущие исследования американских ученых, осуществленные в отмеченные периоды развития
Читать PDF
1.84 мб

Мультикультурное образование: равные возможности и равные права

Палаткина Галина Владимировна
Статья посвящена анализу сущности понятия «мультикультурное образование». Автором рассмотрены основные идеи и принципы мультикультурного образования, роль мультикультурного образования в гармонизации современного общества.
Читать PDF
118.33 кб

Практика мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии

Балицкая Ирина Валерьевна
Читать PDF
356.93 кб

Мультикультурное образование и формирование толерантности личности

Карабанова О. А., Вислова А. Д.
Обосновывается парадигма мультикультурного образования. Формирование толерантности личности раскрывается как цель этого образования. Показывается роль стереотипов в порождении психологических барьеров