МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
видоизменение поведения, сопровождающееся появлением новых характеристик.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Поведения модификация
в бихевиоризме – процесс изменения поведения человека в ходе бихевиоральной терапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОВЕДЕНИЯ, МОДИФИКАЦИЯ
Процесс изменения (модификации) поведения человека. Термин обычно употребляется как синоним бихевиоральной терапии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Модификация поведения
Любая бихевиористская методика, основанная на процедуре выработки инструментальных условных рефлексов. Включает моделирование, формирование условных рефлексов путем последовательного приближения и жетонную систему.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Модификация поведения
(анг. Behaviour modification). Использование поведенческой психологии (см. Бихевиоризм) и в особенности подхода кондиционирования с учетом изменения поведения человека. М. п. имеет более широкое применение в сравнении с поведенческой терапией, так как она используется и при обстоятельствах вне течения болезни (напр., при обучении). См. Поведенческая терапия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
behaviour modification) - использование методов поведенческой психологии (см. Бихевиоризм) - особенно оперантного кондиционирования - для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой терапией, так как она может использоваться и в ситуациях, когда пациент совершенно здоров (например, в процессе обучения). См. также Привязывание, Побуждение.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
предложенный американскими психологами-бихевиористами метод регулирования поведения социального. Использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения неврозов, затем стал применяться в отношении психически здоровых людей для выработки механических привычек, обеспечивающих адаптацию к неприемлемым для них условиям жизни.
Жертвами такой формы модификации поведения часто становятся политические заключенные.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
англ. behavior modification) - коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение (напр., моделирование). Син. бихевиоральная терапия. К методам М. п. относятся: тренинг уверенности (см. Ассертивность), метод десенситизации, биологическая обратная связь, аверсивная терапия, жетонная система и т. д.
В методе модификации тревожного поведения с помощью викарного научения (метод разработан А. Бандурой), используется моделирование, т. е. испытуемые должны наблюдать за поведением др. человека (модель) в тех ситуациях, которые у испытуемых вызывают тревогу или страх. Напр., дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. Этот метод М. п. считается эффективным при избавлении от различных фобий (перед змеями, замкнутыми или открытыми пространствами, высотой и т. д.). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОВЕДЕНИЯ МОДИФИКАЦИЯ
процесс изменения или модификации поведения человека. Это понятие часто используется как синоним поведенческой психотерапии. Термин П.м. введен в научный оборот Б.Ф. Скиннером. В созданной им теории и практике П.м. означала целенаправленное изменение поведения человека или группы людей с помощью системы специально подобранных положительных подкреплений. Такие подкрепления при использовании техники или процедуры П.м. даются только за совершение человеком социально приемлемых действий (форм поведения). Нежелательные, социально неприемлемые формы поведения просто игнорируется и не наказываются. Термин П.м. используется также в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Здесь П.м. означает изменение поведения людей и социальных групп через воздействие на их когнитивные процессы. Главным средством в П.м., по А. Бандуре, является моделирование, т. е. создание желательных для данного человека моделей поведения значимыми для него людьми, которых он уважает и которым стремится подражать. В настоящее время П.м. широко используется в США в разных областях (образовании, клинике, бизнесе и др.). См. когнитивный, моделирование, неонеобихевиоризм, социально-когнитивная теория.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Эндрю, восьмилетний мальчик, отличается плохим поведением на уроках. Ему трудно сидеть спокойно более нескольких минут, он постоянно мешает другим ученикам. Каждый раз учитель приказывает ему сесть и успокоиться, но, как только добивается этого, прекращает обращать на него внимание. Учитель обсудил эту проблему со школьным психологом и родителями Эндрю. Они согласились пройти курс модификации поведения.
Модификация поведения направлена на изменение исключительно внешних действий человека, без воздействия на мысли и чувства, вызвавшие эти действия. Она основана на принципах оперантного обусловливания (которое называется также «инструментальным обусловливанием»), разработанных Берресом Скиннером.
Скиннер заметил, что можно усилить вероятность повторения поведения, если оно сопровождается вознаграждением или положительным подкреплением, например пищей или похвалой. Первая стадия курса модификация поведения Эндрю могла бы состоять из детального анализа ситуации, в которой он ведет себя хорошо, и ситуации, в которой он демонстрирует нежелательное поведение. Например, в данном случае действия учителя, обращающего на мальчика внимание только тогда, когда он мешает вести урок, необходимо скорректировать. Курс модификации поведения должен выработать надлежащее поведение мальчика при помощи положительного подкрепления: когда Эндрю сидит за партой спокойно, его за это следует хвалить. В то же время нежелательное поведение может исчезнуть и без сопровождения его положительным подкреплением.
Принципы модификации поведения легли в основу своеобразной «жетонной экономики», принятой в некоторых учреждениях, в частности, таких, как больницы. Людям дают жетоны, например золотые звездочки, за то, что они демонстрируют надлежащее поведение.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Когнитивно-поведенческая терапия», «Обусловливание», «Поведенческая терапия», «Скиннер, Беррес Фредерик».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Модификация поведения
behavior modification) Общим для множества различных формулировок и методик М. п. является прямое вмешательство с целью изменить реакции человека на ситуации при условии, что этот человек или значимые для него люди считают такое изменение полезным. В этом определении есть много импликаций, касающихся сущности нуждающегося в изменении поведения, описания базы действия (личности) и обоснований профессионального вмешательства. Девиантное или нуждающееся в изменении поведение М. п. обоснованно относят к поведенческому подходу, поскольку в фокусе находится открытое, явное поведение. Такое поведение является реальным, а не символическим или симптоматическим. Нет каких-то особых правил для развития, поддержания или переделки нуждающегося в изменении (анормального) и приемлемого (нормального) поведения. Поведение всегда представляет собой реакцию на ситуации. Хотя не следует игнорировать границы, налагаемые такими физиолог. моментами как повреждения или наследственность, главный источник противоречий в требующем изменения поведении заключается в реакциях на ситуации и в оценке этих реакций. В таком случае важными для М. п. областями знания являются поведенческие науки в целом и соц. психол., психология личности, психология обучения и организационная психология в частности. Полезны все сведения о процессе соц. влияния. Вмешательство: прямое или косвенное Будучи основанными на этой рациональной позиции, процедуры М. п. являются прямыми. Это - решающий момент как в теории, так и в практике. В биохимических редукционистских мед. моделях, а тж в псевдомедицинских моделях или их аналогах, таких как психоан., беспокоящее и нуждающееся в изменении поведение считается симптоматическим, указывающим на "лежащее в его основе" расстройство. При этом считается, что главный источник проблемы находится внутри индивидуума. Примером аналога мед. модели является приписывание почти всех сексуальных проблем взрослых людей (напр. импотенции) недостаточному разрешению Эдипова комплекса, с тем результатом, что вместо решения реальной жизненной проблемы конкретного человека терапевты углубляются в исслед. его Эдипова комплекса. Успешность прямого переобучения в области сексуальной жизни, начатого многими, но связываемого, в основном, с именами Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон, свидетельствует против такого избегания прямой терапии. Процедуры М. п. носят прямой характер, направлены на переобучение и обеспечивают индивидуума опытом, помогающим ему научиться более эффективным, в соц. плане, способам поведения в определенных ситуациях. Объектом является реакция на ситуацию, а не реакция сама по себе. Человек может плохо справляться с ситуацией по мн. причинам. В фокусе М. п. оказывается не избегание или какая-то иная неадекватная реакция, а развитие эффективных способов справляться с данной ситуацией. Измерение имеет решающее значение для М. п. Во-первых, оно необходимо на этапе анализа условий, вызывающих нуждающееся в изменении поведение. Во-вторых, оно обеспечивает обратную связь в отношении адекватности процедуры вмешательства. Измерение первоначального поведения, к-рое подлежит изменению, и новых альтернативных способов совладания с ситуацией дает объективную информ. о том, работает ли предпринятая программа или же она сама нуждается в модификации. Процедура М. п. подчиняется тем же правилам, к-рые относятся к человеку, чье поведение подвергается изменению: оценка открытого поведения, выбор и переделка программы. Так же как никакое поведение само по себе не является похвальным или нуждающимся в изменении, так и никакие процедуры М. п. не являются сами по себе хорошими или плохими, эффективными или неэффективными. Все процедуры должны оцениваться применительно к человеку и ситуации, в которой они используются. История модификации поведения Если М. п. определять как обучение людей эффективно вести себя в соц. ситуациях, то она столь же стара, как само об-во. Все общественные институты, от семьи до государства, вмешиваются в челов. поведение с целью его изменения. О намеренном использовании прямых процедур для изменения реакций человека на ситуации известно из этнографических исслед. дописьменных культур и из таких античных произведений как "Лекарство от любви" Овидия. Жан-Жак Руссо придумывал ситуации для обеспечения своего вымышленного воспитанника, Эмиля, жизненным опытом, а такие педагоги-новаторы как Джон Локк, Джон Дьюи и Уильям Джеймс по праву могут считаться предшественниками М. п. В 1954 г. была опубликована работа П. Мила "Сравнение клинического и статистического предсказаний" (Clinical versus statistical prediction), показавшая, что психол. тесты, осн. на динамических подходах и теориях черт, оказались не более (а иногда менее) эффективными, чем простые демографические или формальные меры. В 1952 г. Г. Ю. Айзенк выразил сомнение в ценности использовавшихся в то время психотерапевтических процедур. Развитие методов М. п., так же как движений групп встреч, групп сензитивности и гештальт-терапии, следует рассматривать в этом ист. контексте, когда психологи искали или подтверждение тому, что они делали, или новые пути для достижения провозглашенных ими целей. Среди др. источников, подготовивших почву для М. п., можно назвать проведенный Дж. Д. Франком анализ психол. воздействия на поведение, развернутую Т. Зацем критику биохимического редукционистского мышления, практику соц. взаимодействий и работы таких социологов как Г. Беккер. Поведенческая терапия ассоциировалась с прямым лечебным вмешательством, опирающимся на понятия теории научения. Поведенческая терапия предполагала исправление, но не обязательно переопределяла сам характер поведения, нуждающегося в изменении. Это была скорее новая процедура, чем новый подход. В конце 50-х - начале 60-х гг. стали появляться данные сравнительной проверки прямых и непрямых методов терапии, свидетельствующие о преимуществе первых, и сам успех процесса лечения без замещения симптома заставил усомниться не только в психоан. и биохимических редукционистских теориях, но и в сущности т. н. анормального, девиантного или патологического поведения. Есть много направлений М. п. Хотя любая конкретизация в этой области ведет к упрощению действительности, четыре из них будут рассмотрены ниже. Первые два связаны соответственно с теорией оперантного обусловливания Скиннера и теорией условных рефлексов Павлова / теорией редукции драйва Халла. Еще два связаны с именами таких выдающихся исследователей как Теодоро Айлон и Джозеф Вольпе, работы к-рых сделали прямое лечение в клинической обстановке наглядной и эффективной альтернативой др. терапевтическим процедурам. Методики модификации поведения В рамках скиннеровской, или оперантной, теории частота поведенческих актов рассматривается как функция последствий. Приятное событие, последовавшее за актом, повышает частоту его появления в будущем в сходных обстоятельствах и называется положительным подкреплением (positive reinforcement). Избегание или избавление от неприятных последствий тж повышает вероятность повторения такого поведения в будущем; поскольку неприятного события не происходит, это называется отрицательным подкреплением (negative reinforcement). Прекращение появления приятного события после поведенческого акта снижает частоту его повторения в будущем и называется угашением (extinction). Введение неприятных последствий вслед за актом снижает вероятность его появления в будущем; этот принцип обусловливания называется наказанием (punishment). Новые сложные акты поведения могут вырабатываться путем подкрепления последовательных приближений к заданному образцу, что получило название формирования (shaping). Еще один способ, к-рым могут создаваться сложные последовательности действий, сцепление (chaining), формирует цепочку реакций в обратном направлении - от заключительного акта к более ранним актам итоговой последовательности. Третий способ построения новых или сложных поведенческих актов наз. постепенным снижением помощи (prompting and fading). В этом случае инструктор помогает ученику сформировать целевую реакцию, и по мере того как ученик овладевает навыком, объем оказываемой помощи постепенно снижается. "Анормальное" поведение часто является следствием того, что родители или супруги подкрепляют поведение, к-рое имеет для них краткосрочные выгоды, но в отдаленной перспективе приводит к обратным результатам. Др. условия, приводящие к появлению или поддержанию нуждающихся в модификации поведенческих актов, могут быть связаны с отрицательным подкреплением, когда прошлые неудачи заставляют человека избегать трудных для него ситуаций, или с суеверным поведением, когда случайное подкрепление ведет к поведению, поддерживаемому последующими случайными приятными событиям по схеме, к-рую трудно угасить. Дифференцировочный стимул (discriminative stimulus) указывает время и место, когда и где акт поведения будет иметь подкрепляющие последствия. Дифференцировочные стимулы, такие как материнское внимание или деньги, могут стать подкрепляющими стимулами, и тогда их наз. приобретенными, вторичными или генерализованными подкреплениями. Приобретенные подкрепления могут терять свою силу, как деньги в период высокой инфляции, или даже становиться аверсивными, когда они сигнализируют об отмене или отсрочке прежнего подкрепления, как в случае превращения матери в "дуэнью". Образование одобряемых об-вом приобретенных подкреплений и эмиссия поведения при ожидаемых в данном об-ве дифференцировочных стимулах - главные элементы социализации. Однако, осн. подкрепляющие стимулы, такие как пища, могут вызывать пресыщение, т. е. терять свою эффективность в случае избытка. Первоначально нейтральный раздражитель, при появлении незадолго до или сразу после другого, может начать вызывать реакцию, ранее вызывавшуюся этим др. раздражителем. Такой раздражитель, как алкоголь, может вызвать реакцию избегания, отвращения или тревоги, если он связан по времени с ударом электрического тока или тошнотой, вызываемой хим. веществом - апоморфином. Это наз. аверсивным обусловливанием (aversive conditioning). И наоборот, если элементы пугающих раздражителей или ситуаций предъявляются в момент, когда мышечное расслабление индивидуума более выражено, чем физиолог. корреляты предвосхищаемого им наказания (тревоги), реакция страха или избегания может снизиться. Это составляет операциональную основу систематической десенсибилизации (systematic desensitization) Вольпе. Предъявление пугающего раздражителя, не сопровождающееся переживанием страха, может вызывать снижение неадекватного или избегающего поведения, т. е. угашение, и является логическим обоснованием таких лечебных воздействий как методика наводнения, имплозивная терапия и метод реактивного торможения. Так же как связывание элементов ситуации с физически неприятным событием может ослабить тягу к этой ситуации, при скрытой сенсибилизации (covert sensitization) - противоположности систематической десенсибилизации - индивидуум визуализирует неприятные и вызывающие тревогу события в таких ситуациях как злоупотребление алкоголем. Снятие аверсии (aversion relief) - методика, в к-рой стимул, ранее неоднократно служивший сигналом к избеганию или избавлению от неприятной ситуации, используется как положительный стимул. Например, в целях изменения сексуальных предпочтений фотография представителя противоположного пола может сигнализировать о прекращении или избежании неприятного запаха или удара током. Г. Л. Холлингворт писал о реинтеграции (reintegration), при к-рой какой-то один аспект ситуации возвращает ей полноту. Видоизменение (модификация) ситуаций и элементов в контексте или вне его представляет собой область, где можно применять выше упомянутые методики. Она тж поддается методам когнитивной модификации поведения, к-рые носят более общий характер. На первом уровне человек может "снабдить" себя неприятными последствиями к.-л. "мысли" или "желания", к-рые ему хотелось бы изменить. Напр., карманный аппарат может быть использован для посылания болевых импульсов непосредственно вслед за мыслью о сигарете. Можно тж установить различные "цены" на реакции или штрафы за определенные мысли и чувства, напр. в виде соблюдения искусственных формальностей, длинную череду к-рых человек должен соблюсти, прежде чем ему будет позволено испытать приятное, но нуждающееся в изменении ощущение. Напр., перед курением человек должен занести в дневник время, место, мысли и свои занятия на тот момент, затем сделать десять отжиманий, затем минуту смотреть на картинку с изображением больных легких. После этого ему разрешается закурить. Цена, к-рую приходится заплатить за событие, часто оказывается выше его предполагаемой ценности, но даже если это не так, удлиняется промежуток времени между импульсом и поведением. К этой же категории методов относится методика остановки мыслей (thought-stopping), при к-рой человек получает сильный, захватывающий раздражитель, прерывающий "поток мысли". Сходной процедурой является гиперкоррекция (overcorrection), к-рая может использоваться для модификации открытого, явного поведения или когниций: индивидуум должен в многократном размере возмещать содеянное. Варианты приложения фундаментальных принципов психологии ограничены лишь изобретательностью, с какой терапевты приспосабливают общие идеи к нуждам отдельных клиентов в конкретных ситуациях. См. также Поведенческая терапия, Поведенческая терапия: проблемы и разногласия, Скрытое обусловливание, Психотерапия, Жетонная система Л. Ульманн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
146.55 кб

ТИПОЛОГИЯ МОДИФИКАЦИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ

Маркова Наталья Ефимовна, Римашевская Наталья Михайловна, Смакотина Н. Л.
The article provides the outcomes of a study of young people with deviant behaviour. The obtained results allow to classify youth sub-cultures by the behaviour reactions and models.
Читать PDF
149.37 кб

Использование методики модификации поведения пациента при опасном и вредном употреблении алкоголя

Дегтярева Л.Н., Кузнецова О.Ю., Плавинский С.Л., Баринова А.Н.
В статье представлен опросник AUDIT как инструмент, позволяющий идентифицировать пациентов, с которыми необходимо проводить краткое мотивационное собеседование по проблеме вредного и опасного употребления алкоголя.
Читать PDF
313.49 кб

Модификация образа жизни: физическая активность, поведенческая психотерапия, здоровое питание основн

Митюков В. А., Томашевский Н. И., Симарова А. В., Кириллов А. Н., Писаренко П. Н., Ярош А. Н., Юрьева С. Ю., Герасимова М. А.
В статье изучены и обобщены зарубежные научные публикации и предоставлены собственные исследования по проблеме ожирения, методов и способов избавления человека от этой болезни.
Читать PDF
705.30 кб

Сравнительная характеристика модификаций тревожного поведения, вызванных блокированием рецепторов по

Фролова Г. А.
Досліджено вплив блокування рецепторів естрогенів у самиць (тамоксифен, 10 мг/кг, 14 днів) та андрогенів у самців (андрофарм, 150 мг/кг, 14 днів) на поведінку тварин у піднесеному хрестоподібному лабіринті з урахуванням індивідуал
Читать PDF
213.34 кб

Институциональная модель «Общественного управления» модификациями поведения и ценностный технократиз

Зинченко Виктор Викторович
В статье анализируются социально-философские, педагогические и социально-экономические идеи необихевиоризма как мировоззренческой и теоретико-практической модели технократического подхода к управлению, метода модификации поведения