Модели СМК: модели конструирования социальной реальности

Найдено 1 определение
Модели СМК: модели конструирования социальной реальности
Коммуникативная модель М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич (S. J. Ball-Rokeach, M. L. De Fleur) предполагает структурную взаимозависимость между СМК, их аудиторией и социальной структурой. В совр. обществе СМК является таким же активным и полноправным элементом социальной ситуации, как и социальные группы и индивиды, причем индивиды попадают во все увеличивающуюся зависимость от информации СМК, используя ее для ориентации в своем собственном социальном окружении. Степень этой зависимости варьирует в соответствии с 2 условиями: 1) уровнем нестабильности общества и 2) положением СМК среди др. источников информации. Чем нестабильнее общество, тем выше его потребность в информации, ориентировании, определении, установлении приоритетов и ценностей, что стимулирует процесс коммуникации. СМК, с др. стор., могут находиться на разл. ступенях развития и соответственно иметь разные возможности в удовлетворении потребностей социальной системы и аудитории. Чем выше уровень развития СМК, тем более центральное место они занимают в обществе и тем больше зависимость от них аудитории. Авторы также разработали процессуальную модель того, как эта зависимость работает для отдельных членов аудитории. Модель основывается на когнитивно-рациональном подходе, к-рый подразумевает логическую связь между открытым содержанием СМК и мотивами удержания внимания. Активный пользователь СМК выбирает конкретное содержание, основываясь на собственных потребностях. У «невыбирающих» членов аудитории эти потребности могут быть активизированы, но также есть вероятность, что они прервут процесс. Чем сильнее переживается потребность или зависимость, тем больше когнитивная и аффективная активация, глубже вовлеченность в процесс просмотра и больше шансов получить заданный эффект. Важная черта процессуальной модели - акцент на динамической и кумулятивной природе отношений зависимости, возникающих между аудиторией и СМК. Коммуникативная модель И. Ито (Y. Ito), разработанная в Японии и сходная по содержанию с моделью М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич, - модель «доминирующего мнения». Специфика японского социального уклада в тот период времени заключалась в том, что люди были склонны доверять политикам, считая, что те гораздо лучше разбираются в сложных вопросах, чем простые японцы. Существует специальный институт «оками» («люди над нами»). Если премьер-министр выступит в СМК, содержание его выступления окажет большее влияние на общество, чем критические комментарии. В 1990-х гг. эту идею расширил И. Ито, к-рый предположил: если 2 из 3 компонентов обществ. жизни - правительство, СМК, массы - согласны между собой, то они оказывают давление на третий компонент. Исследования, проведенные в Японии, подтвердили, что представление о доминирующей и манипулирующей роли одного из этих компонентов является слишком упрощенным. СМК оказывают значительный эффект только тогда, когда они занимают позицию большинства в триаде. Лит.: Ball-Rokeach S. J., De Fleur M. L. A dependency model of mass media effects // Communication Res. 1976. № 3; DeFleur M. L., BallRokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989; Ito Y. Mass communication theories from a Japanese perspective // Media, culture and society. 1990. V. 12 (4). Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011