Модели СМК: модель культивирования Гербнера

Найдено 1 определение
Модели СМК: модель культивирования Гербнера
Г. Гербнер представил свою коммуникативную модель в 1956 г. Модель подразумевает субъективность, селективность, изменчивость и непредсказуемость коммуникативного процесса, рассмотрение его как открытой системы. Специфической чертой модели является то, что она приобретает разл. формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Gerbner по форме напоминает схему Lasswell: 1) кто-то 2) воспринимает событие 3) и реагирует 4) в данной ситуации 5) с помощью нек-рых средств, 6) чтобы создать доступное для других содержание 7) в нек-рой форме, 8) в контексте, 9) и передает сообщение 10) с некрыми последствиями. Осн. звенья модели - восприятиепереработка-восприятие. Одновр. Gerbner подчеркивает роль и мн. др. факторов, таких как случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т. д., называя это контекстом восприятия. С 1960-х гг. группа Gerbner занимается исследованиями социальных следствий показа сцен насилия по телевидению. Были предложены новые термины для описания того, как опосредованная СМК реальность может влиять на убеждения людей и т. о. определять их поведение. Авторы назвали этот процесс «осн. потоком», предполагая, что содержание телевизионных сообщений «культивирует», формирует мнения людей. В частности, люди, часто наблюдающие сцены насилия на экране ТВ, склонны ждать их повторения в реальной жизни, даже если с ними и/или в их присутствии ничего подобного не происходило. Авторы теории культивирования полагают, что просмотр сообщений СМК ведет к выработке стереотипных, искаженных и селективных представлений о социальной реальности, представляющих собой отражение картины мира, навязываемой как выпусками новостей, так и кинофильмами. Телевидение открывает зрителю органичный мир взаимосвязанных (как реальных, так и придуманных) историй, зритель же воспринимает его как целое, недифференцированное, не как окно в мир или отражение мира, но как мир сам по себе. Культивируется не только взгляд на мир, но и социальные роли и ценности. Необходимо подчеркнуть динамический аспект теории культивирования, поскольку он, вместе с интерактивностью взаимоотношений «сообщения-аудитория» отличает ее от традиционной модели стимул-ответ-эффект. Hawkins и Pingree продолжили исследования в этом направлении. Они предложили модель культивирования, в к-рой выделяются 2 осн. стадии - получение знаний о реальности по каналу ТВ и конструирование ее образа; при этом на каждый из процессов влияет целый набор личностных и социальных переменных. Данная модель оставляет открытыми множество вопросов, в т. ч., каким образом происходит культивирование, у каких слоев общества оно наблюдается отчетливее всего, какова при этом роль прошлого опыта, наблюдается ли такой же эффект с др. СМК и др. (Morgan, Signorielli, 1990). Эффект изменения установок под влиянием СМИ также был обнаружен в экспериментах Janis и Feshbach (Janis, 1967), а также Leventhal и Niles (1964). На основании проведенных экспериментов Janis предложил описывать зависимость между эмоциональной нагруженностью сообщения (напр., чувство страха) и его влиянием при помощи U-образной кривой. Низкий и высокий уровни страха, вызываемого сообщением, не ведут к существенному изменению установки, наиболее эффективны его средние значения. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011