Модели СМК когнитивные

Найдено 1 определение
Модели СМК когнитивные
Поворот исследований СМК к когнитивной психологии, к теориям переработки информации характеризовался, по крайней мере, 3 чертами (Severin, Tankard, 1997): 1. Смещением фокуса внимания исследователей от поиска независимых переменных, определяющих эффективность убеждения (напр., доверие к источнику СМК) к таким концепциям, как дискурсивная модель (где обсуждается природа языка) и фрейминг (схема представления события в СМК). 2. Сменой зависимых переменных с установок (отношение к объекту) на познание (знания или мнения об объекте). 3. Сдвигом акцента с изменения как результата коммуникации (напр., изменения установок или поведения) на переструктурирование (изменение в схемах или моделях события или представлениях о социуме). Определение сообщений СМК с т. зр. процесса обработки информации строится вокруг их свойств, влияющих на способ обработки, переключение внимания, запоминание и получение новых знаний из сообщений СМК. Традиционные исследования средств коммуникации ограничиваются свойствами содержания сообщения (напр. - развлечения/новости, жестокое/миролюбивое) и жанров программ (комедия ситуаций/приключения). Эти категории сами по себе ничего не могут сказать о способе восприятия и обработки людьми сообщений СМК. Напр., набор свойств, привлекающий внимание к телевизионной программе, включает в себя сложность ее языка и образов, темп смены сегментов изображения, композицию кадров, использование спецэффектов и степень сходства между сегментами кадров в сюжетной последовательности. Однако все эти свойства не входят в традиционные определения, основывающиеся на содержании и жанре. С т. зр. теории обработки информации, телевидение является сложным и когнитивно нагруженным стимулом. Телевидение непрерывным потоком поставляет информацию по 2 сенсорным каналам, аудиальному и визуальному. Это означает, что зритель должен уделять внимание обоим каналам и соотносить их в мысленном плане, чтобы понять смысл сообщения. Поскольку телевещание развертывается в реальном времени, зритель должен также конструировать мысленный образ, объединяющий черты сообщения, сюжеты и темы, а также хранить и извлекать эту информацию из памяти. Человек обрабатывает информацию о мире с помощью процессов восприятия информации, кодирования, репрезентации, памяти и решения проблем. Каждый из этих процессов включает дискретные стадии ментальных операций, к-рые функционируют во время решения предъявленной задачи, напр., при просмотре телевизионной передачи. Существует множество способов описания процесса обработки информации, но у разных моделей есть общие черты. Первая - общее количество обрабатываемой информации в единицу времени ограничено (внимание). Вторая - вероятность воспроизведения информации определяется тем, насколько хорошо она записана или активирована (память). Еще одно отличие когнитивных исследований от традиционных исследований СМК - использование большого числа разл. сообщений и их повторение для изучения какого-либо одного свойства. Разл. ролики представляют разные уровни каждого фактора, стратегия повторяющихся проб позволяет контролировать внеш. факторы и вносить элемент случайности. Поскольку сообщения СМК обладают высокой сложностью, в каждом из них сталкивается множество посторонних для исследования факторов. Это можно контролировать внесением элемента случайности, введением внеш. факторов через большое количество стимулов. Осн. функции СМК по формированию значений, т. е. по созданию схемы, опосредующей реальность: 1) конструирование значений (Lippmann); 2) культивирование, основу изучения этой функции составили работы Gerbner (Gerbner, Gross, Morgan, Signorielli,; Hawkins и Pingree); 3) ранжирование обществ. проблем в сознании индивида - agenda-setting (начало положено McCombs и Shaw) и 4) создание языка. Конструирование значений. Классическая работа W. Lippmann «Обществ. мнение» впервые была опубликована в 1922-м и содержала множество примеров несовпадения представлений людей о мире с окружающей действительностью. Автор сделал вывод о том, что люди действуют не на основе реальных данных, но исходя из картины мира, к-рая складывается у них под воздействием СМК. Селективность и искажение фактов в новостях неизбежны и зависят от факторов, к-рые невозможно контролировать, напр., ограниченное время исследования журналистом раскрываемой им в новостях темы, специфика канала СМК, высокая стоимость эфирного времени и вследствие этого предпочтение одних деталей сообщения другим, необходимость привлекать и удерживать внимание аудитории. Т. о., СМК выполняют функцию конструирования представлений своей аудитории об окружающем мире. За этой работой последовало множество других, где также отмечалось, что манипулирование техническими средствами позволяет достичь нужного авторам восприятия сообщения. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011