Модель структуры интеллекта

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Структуры интеллекта модель
термин Д.Гилфорда, обозначет трехмерную модель интеллектуального функционирования. Модель включает следующие взаимосвязанные элементы: а) набор операций, б) набор содержаний и в) набор результатов. В итоге автор термина выделяет 120 теоретически различных факторов, лежащих в основе интеллекта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ МОДЕЛЬ
(по Д. Гилфорду)-трехмерная модель строения и функционирования интеллекта человека. Эта модель разделяет свойства интеллекта на три группы: (а) систему операций-то, что человек фактически делает, решая задачи, включая операции восприятия, памяти, мышления и оценки; (б) содержание-природу материала, с которым проводятся соответствующие операции, в том числе образный, семантический, символический и поведенческий; (в) продукт-формы, в которых информация подвергается обработке, включая единицы, классы, отношения, системы, трансформации и выводы. И.с.м. предполагает существование 120 теоретически идентифицируемых факторов, лежащих в основе интеллекта. См. интеллект.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА, МОДЕЛЬ
Термин Дж. П. Гилфорда для обозначения его трехмерной модели интеллектуального функционирования. В ней интеллектуальные черты подразделяются на: (а) набор операций, которые человек выполняет, включающий память, познание, дивергентное и конвергентное мышление, и оценку; (б) набор содержания – характер материала, с которым выполняются операции, включающий фигуральное, семантическое символическое и поведенческое содержание; и (в) набор результатов – форм, в которых обрабатывается информация, включающий единицы, классы, отношения, системы, преобразования и применения. Эта модель выделяет всего 120 теоретически различных факторов, лежащих в основе интеллекта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Модель структуры интеллекта
structure-of-intellect model) М. с. и. обнаруживает тесные связи с тем, что сейчас называют когн. психол. и освещает широкий спектр важных концепций восприятия, научения, памяти, логического вывода, творческого мышления, решения задач и принятия решений. М. с. и. определяет интеллект как систематизированную совокупность способностей или функций для обработки разного рода единиц информ. различными способами. Термин способность (ability) используется в контексте индивидуальных различий, а термин функция - в контексте поведения индивидуума. Каждая базовая способность структуры интеллекта обладает тремя качествами или имеет три грани. Это однозначно определяемый тип операции, тип информационного содержания и тип информационного продукта или формы. Каждая способность характеризуется своим неповторимым соединением одного типа операции с одним типом информ., дающим в результате продукт определенного типа. Если множество из пяти типов операций умножить на множество из пяти типов информационного содержания и, далее, на множество из шести типов продукта (созданного мозгом), получается 150 возможных, однозначно определенных способностей, примерно 2/3 из к-рых были подтверждены факторным анализом. Математически эта разновидность модели наз. произведением множеств. Кроме обеспечения логического и систематизированного рассмотрения интеллекта, М. с. и. предлагает информ. по использованию тестов и интерпретаций показателей при оценке интеллектуального уровня конкретных лиц. Она тж освещает мн. аспекты когн. психол. в целом, предоставляя в распоряжение исследователей систему недвусмысленных понятий. Есть основания считать, что способности структуры интеллекта различимы даже в очень раннем возрасте. По причине слабой корреляции между мн. парами базовых или первого порядка способностей, существуют факторы высшего порядка, отображающие до нек-рой степени более широкие способности второго и третьего уровней обобщения. Полностью отсутствуют доказательства существования общего фактора (единой способности). См. также Дифференциальная психология, Факторный анализ, Теоретическая психология Дж. П. Гилфорд

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
145.28 кб

Моделирование логической структуры учебного материала в интеллектуальных обучающих системах по матем

Токтарова Вера Ивановна
Читать PDF
320.76 кб

Еоретическая модель подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью (структурно-орг

Вишнякова Ирина Вячеславовна
В статье рассмотрены механизмы взаимодействия образовательного учреждения и обучающегося при подготовке в системе непрерывного профессионального образования.
Читать PDF
727.53 кб

Структурно-функциональная модель интеллектуально-личностного развития дошкольников в современном инф

Батенова Ю.В.
Психолого-педагогическое воздействие на старших дошкольников имеет системный характер и обладает структурой, состоящей из трех блоков методологического, технологического и результативного.

Похожие термины:

  • Кубическая модель структуры интеллекта

    Словообразование. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Дж.Гилфорд. Категория. Теория структуры интеллекта. Специфика. Была построена на основе факторных исследований. И