МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Концептуальная модель
целостная система понятий, категорий, законов и так далее, раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
понятие, используемое в психологии инженерной. Означает систему представлений человека-оператора о целях его деятельности, о состоянии предмета управления и способах воздействий на него.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Концептуальная модель
Словообразование. Происходит от лат. cоnceptus - понятие.
Категория. Форма представлений.
Специфика. Система представлений человека-оператора о целях его деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
в инженерной психологии) (англ. conceptual model) - совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда - технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий. Представления, составляющие содержание К. м., не являются только отражением реальности. Они играют роль обобщенных схем поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. К. м. характеризуется огромной информационной избыточностью, но актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь оперативные образы и схемы поведения, связанные с непосредственно решаемой задачей (оперативная К. м.), которая формируется оператором на основании анализа информационной модели. (В. М. Мунипов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
от лат. concertio — совокупность, система, сумма и modulus — мера, образец) — совокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта управления и СЧМ в целом, о целях и способах реализации своей деятельности. Образы и представления, включенные в содержание К. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и осуществлении исполнительных действий. Различают постоянные и оперативные К. м. Первые характеризуются большой избыточностью и включают общие представления оператора о времени и пространстве, стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представление о возможных способах реагирования на ситуацию. Такое понимание К. м. близко к понятию образа-цели. В оперативных К. м. актуализируются и осознаются в данный момент времени лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. В таком понимании понятие К. м. близко по своему содержанию к понятию оперативного образа. К. м. имеет сложный полимодальный характер и может содержать зрительные, слуховые, тактильные и другие составляющие. Значительное влияние на К. м. оказывает индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора, а также усвоенная им семиотическая система, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, К. м. представляет собой целостное отражение действительности, обладающее тенденцией к совершенствованию. Формирование и совершенствование К. м. оператора являются одной из ключевых проблем инженерной психологии.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
333.09 кб

Концептуальная модель суицидального поведения

Положий Борис Сергеевич
Теоретические и клинические исследования суицидального поведения позволили нам разработать его концептуальную модель, развивающую существующую теорию «Диатеза-стресса».
Читать PDF
1.12 мб

Демократия безопасности: концептуальная модель

Баранов Сергей Викторович
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты роли гражданского общества в обеспечении национальной безопасности через призму взаимодействия с демократическим государством.
Читать PDF
403.85 кб

Концептуальные модели управления развитием города

Пирогов Сергей Владимирович
Сущность управления развитием города может пониматься по-разному. Существует две основные причины такой ситуации. Причина первая наличие различных парадигмальных способов понимания города.
Читать PDF
528.92 кб

Концептуальная модель управления социальной системой

Деревнина А. Ю., Добряков А. А.
Рассмотрена концептуальная модель управления социальной системой, в основу которой положена кибернетическая модель жизнеспособной системы, применительно к управлению образовательным процессом в университете.
Читать PDF
460.18 кб

Типология концептуальных моделей в философии культуры

Кокаревич М. Н.
В содержательном аспекте типология представляет собой построение идеальной модели признаков. Можно говорить о завершенных типах, представленных отдельными понятиями, концептами.
Читать PDF
410.67 кб

Современные концептуальные модели социологии конверсии

Исаева Валентина Борисовна
Статья посвящена проблеме концептуализации процесса религиозной конверсии в современной социологии. Конверсия трактуется как обращение в нетрадиционные религии (новые религиозные движения и инокультурные мировые религии).
Читать PDF
151.41 кб

Концептуальная модель вертикальной дистонии надколенника

Шимон В.М., Василинец М.М., Шимон М.В., Палинкаш А.А., Матичин Ю.М.
Заболевания коленного сустава являются одним из самых актуальных вопросов в современной ортопедии. Объектом нашего наблюдения служит явление, которое имеет название «высокий надколенник» (patella alta).
Читать PDF
37.30 мб

Концептуальное моделирование прогнозирования развития школы

Султанова Татьяна Анатольевна
Представлена концептуальная модель прогнозирования развития школы.
Читать PDF
559.39 кб

Концептуальное моделирование как форма познания и понимания

Кокаревич М. Н.
Показывается, что современному пониманию культурно-исторической реальности как человеческой, свободной творческой активности соответствует методология моделирования этой реальности.
Читать PDF
161.94 кб

Концептуальные понятия и модели описания конверсии сознания

Кардашевский Валерий Валентинович
Раскрыта онтогносеологическая концепция конверсии сознания. Исследованы сложившиеся модели описания конверсии сознания.
Читать PDF
401.68 кб

Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности

Большакова Олеся Борисовна, Терехова Татьяна Александровна
В статье даны концептуальные основы структурных, ко-ориентационных и динамических моделей межкультурной компетентности.
Читать PDF
1,023.81 кб

Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель

Патяева Е. Ю.
В статье продолжено рассмотрение сложных систем социокультурного мотивирования, начатое в предыдущей работе.
Читать PDF
368.76 кб

Концептуальная модель трансформации философских образов науки

Куликов Сергей Борисович
Представлена концептуальная модель трансформации философских образов науки. На базе информационно-синергетической модификации феноменологического подхода обобщены вариации понимания причин такой трансформации.
Читать PDF
319.69 кб

Концептуальная модель управления качеством образования в школе

Иванищева Вера Жоресовна
В статье раскрываются основные компоненты концептуальной модели управления качеством образования в школе, характеризуются, цели, подходы, принципы и функции, компоненты, показывается их взаимосвязь.
Читать PDF
208.13 кб

Концептуальная модель превенции асоциального поведения учащихся

Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна
В статье определены теоретические подходы и принципы, раскрывающие концептуальную линию модели превенции асоциального поведения учащегося. Даны определения понятий: «профилактика», «превенция», «асоциальное поведение».

Похожие термины:

  • МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    система представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии обьекта деятельности и зрготической системы, о целях и способах реализации своей деятельности.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ)

    совокупность представлений у оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом, о целях и способах реализации своей деятельности.