Ненависть (буквально) к мужчинам или (в более широком смысле) к людям.
МИЗАНТРОПИЯ
МИЗАНТРОПИЯ
Мизантропия
(Misanthropia) (от греч. misos и anthropos - человек). Букв. человеконенавистничество. Ненависть к людям. Может быть проявлением пессимистического мировоззрения или патологических особенностей характера, нередко углубленных неприятными переживаниями. В особенности склонны к мизантропии психопаты, в характере которых преобладают, с одной стороны, чрезмерная обидчивость и замкнутость, а с другой - недоверчивость, подозрительность, злоба. Мизантропия может наблюдаться у лиц, перенесших один или несколько приступов шизофрении, у паранойяльных больных с бредом преследования, которые мстят обществу за действительные или мнимые обиды и несправедливости. Крайне редко человеконенавистнические тенденции встречаются у больных меланхолией и дистимических психопатов. В отдельных случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении женщин (мизогиния) или мужчин (мизандрия), избирательная ненависть к детям (мизопедия) встречается редко. См. Мизандрия, Мизогиния, Мизопедия.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Мизантропия
1) (от греч. misos «ненависть» и anthropos «человек») – отчуждение от людей, ненависть к людям, человеконенавистничество. Может быть следствием частых унижений, частого переживания несправедливости, душевной травмы, комплекса неполноценности, наблюдения за пороками окружающих, разочарований в конкретных людях. Типичная реакция – осуждение, неприятие, дистанцирование. Образом мизантропа по существу является Печорин в романе «Герой нашего времени» М. Лермонтова.
Среди так называемого человечества примерно на десять тысяч волов, баранов, тигров и гадов в человеческом образе едва ли найдется один истинный человек. Так всегда было, даже в каменном веке (Б. Прус, Кукла).
Как могла бы я жить, если бы не была циничной? Я утопилась бы на другой день. Может быть, хорошие люди и есть, но я их не встречала (Дж. Голсуорси, Поражение).
Видя, что происходит в мире, человек самого мизантропического характера кончит тем, что развеселится… (С. Шамфор)
Кто мало живет среди людей, редко бывает мизантропом. Истинные мизантропы встречаются не в одиночестве, а в обществе (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли). Ср. цинизм.
2) ненависть к мужчинам. Это изображено в пьесе Г. Клейста «Пентезилея». Ср. кастрационный комплекс.
Среди так называемого человечества примерно на десять тысяч волов, баранов, тигров и гадов в человеческом образе едва ли найдется один истинный человек. Так всегда было, даже в каменном веке (Б. Прус, Кукла).
Как могла бы я жить, если бы не была циничной? Я утопилась бы на другой день. Может быть, хорошие люди и есть, но я их не встречала (Дж. Голсуорси, Поражение).
Видя, что происходит в мире, человек самого мизантропического характера кончит тем, что развеселится… (С. Шамфор)
Кто мало живет среди людей, редко бывает мизантропом. Истинные мизантропы встречаются не в одиночестве, а в обществе (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли). Ср. цинизм.
2) ненависть к мужчинам. Это изображено в пьесе Г. Клейста «Пентезилея». Ср. кастрационный комплекс.
Мизантропия
греч. misos - ненависть, отвращение; anthropos - человек) – нередко встречающаяся ненависть ко всем людям с упорным стремлением мстить им тем или иным образом, например, физтиским, пожаутй психогилктис в чатности, составлять философские, пфизсккисихологические или художественные тексты, нацеленные на то, чтобы опорочить самую сущность человека, дискредитировать его образ, представить человека как низменно и извечно порочное существо, а человечество выставиь как результат роковой ошибки природы. В обыденной жизни мизантропия проявляется неуважительным, унизительным, циничным отношением к людям независимо от того, каковы они есть на самом деле. Вообще говоря, сохранить веру в человека со всеми его слабостями, недостатками и пороками едва ли не более трудно, чем сохранить веру в Бога, если рассматривать человка как результат божествевенного творения. Может быть и, скорее всего, мизантропия еть проявление антисоциальной психопатии или даже паранойяльного развития личности, если она ( они)пвозникает по типу гиперкомпенсации чувства отверженности или собственной неполноценности. Первым известным истории мизантропом, если верить тому, что именно ему принадлежат такие слова, был Соломон, считавший, что все люди, кроме его самого, разумеется, – «это скот и только». Видимо, этого прославленного царя-мудреца несколько недолюбливали его подданные, хотя бы уже за то, что он явно не за сбережения на сберкнижке или не за работу на 2 ставки отстроил себе и своим 900 наложницам куда более пышный дворец, чем храм в Иерусалиме, так что его мизантропия, повидимому, была ответной реакцией ненаввисти на всеобщее крайне негативное отношение населения Иудеи к себе. Одних из последних известных мизантропов, а поначалу фанатичным расистом, был Гитлер, который в конце войны заявлял, что теперь уже и немцы недостойны его идей и замыслов, и потому все они, включая несовершеннолетних, заслуживают физичнской гибели. Вероятно, сам он, подобно Наполленоу, как нстоящий мизпнпнтроп развязал не имеющую никаких шансов на успех войну и неосознанно вел дело к тому, чтобы немцев погибло как можно больше, делая одну роковую ошибку в войне одна за другой и безрассудно посылая на фронт даже подростков и детей. «Среди так называемого человечества, - пишет Б.Прус в «Кукле», - примерно на десять тысяч волов, баранов, тигров и гадов в человеческом образе едва ли найдется один истинный человек. Так было всегда, даже в каменном веке». Б. Паскаль («Мысли о религии») высказывется более лаконично:»Все люди ненавидят от природы друг друга». Синоним: Мзофоби я
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012