Методы анализа речевых переговоров пилотов

Найдено 1 определение
Методы анализа речевых переговоров пилотов
Н. В. Якимович, А. С. Белан. Анализ речевых переговоров пилотов в полете дает возможность через вербальную коммуникацию оценивать их психофизиол. состояние при выполнении деятельности. Выделяют 3 вида анализа речевой деятельности: акустический, лингвистический, семантический. Акустический анализ определяет частоту звучания голоса в герцах, лингвистический изучает структуру построения фраз и интонации голоса, семантический исследует смысловое содержание высказываний. Акустический анализ речевой информации. С помощью специальной аппаратуры (разработанной Центром речевых технологий в Санкт-Петербурге) определяется наиболее типичная, т. е. популярная для данного человека частота тона его голоса по методу Фурье, где используется метод резонанса частот. Затем определяется частота наиболее характерная для обычного рабочего состояния пилота (фоновая частота), после чего определяется частота, с к-рой он говорил в период развития опасной полетной ситуации. Рассчитывается разница между этими частотами и определяется доля полученного прироста или снижения в процентном выражении к фоновому уровню. Превышение фонового уровня на 20-30 % свидетельствует об умеренном изменении психофизиол. состояния, а большая доля превышения указывает на существенное изменение состояния, причем в сторону усиления процессов возбуждения. Такие же процентные ориентиры используются и для анализа ситуаций, где наблюдалось понижение частоты тона голоса, только при этом говорят уже об изменении состояния в сторону тормозных процессов. Эти процентные градации были получены А. С. Беланом из анализа реальных материалов расследования авиапроисшествий, где была возможность верифицировать сделанные выводы у тех членов экипажа, к-рые выжили после аварии. Лингвистический анализ. Сравнивается привычная грамматика (согласование слов по падежам, числам, родам) и стиль построения речи (обрывочность, нетрадиционная расстановка слов) с теми, что проявились в опасных ситуациях. К тому же этот анализ включает изучение интонаций, к-рые звучали в речи во время критических моментов полета (уверенные или неуверенные, спокойные или раздраженные, крики, брань, междометия и т. п.). Семантический анализ. По смысловому содержанию речевых высказываний можно судить о направленности мышления пилота на тот или иной предмет деятельности, а также увидеть, как движется мысль пилота при формировании его решений, что при этом замечается пилотом, а на что не обращается внимания, как работает память. Признаки изменения психич. деятельности извлекаются из очень мелких и мало заметных деталей речи. Однако при комплексном их рассмотрении появляется возможность определить, в какую сторону изменились умственные действия, а именно, стали ли они менее логичными и адекватными по отношению к полетной ситуации, появились ли в них признаки скачкообразности, прерывистости, замедленности, а также утратили ли они контроль со стороны сознания и стали менее критичными под влиянием эмоций. Т. о., именно речь становится тем ключом, посредством к-рого можно открыть «дверь» во внутр. мир пилота, увидеть скрытую от нас «картину» функционирования его психики до и во время развития опасной полетной ситуации и правильно определить его состояние. Исследование психич. деятельности пилотов по их речи дает возможность ответить на вопрос, были ли допущенные в полете ошибки из-за расстройства сознания (по причине развившего неблагоприятного психич. состояния), или же они были совершены на фоне полной сохранности умственной дееспособности (в обычном рабочем состоянии), и, значит, явились проявлениями типичных для данной личности недостатков мышления, к-рые остались незамеченными при профотборе. Лит.: Якимович Н. В., Белан А. С., Дяченко А. С. Практическое применение комплексного метода оценки состояний у членов экипажа в полете // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Вып. 18. М., 2006. Н. В. Якимович, А. С. Белан

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011