МЕТОДОЛОГИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОДОЛОГИЯ
научное исследование методов. Методологию не следует путать с методами. Слово «методология» слишком часто используется, когда автор имеет в виду «метод».

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Методология
система приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах, способах, приемах научного познания, принципах их построения и преобразования мира.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

МЕТОДОЛОГИЯ
учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos и logos - слово; понятие, учение] - 1) совокупность методов и приемов исследования, применяемых в какой-л. науке; 2) учение о методе научного познания и преобразования мира

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

методология

(от греч. methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МЕТОДОЛОГИЯ
1. Cистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. Учение о такой системе; 3. (В узком смысле слова) совокупность методов или отдельных методик исследования (Философский энциклопедический словарь).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

Методология
(греч. methodos — путь исследования и logos — понятие, учение) — 1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 2) учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также совокупность методов, применяемых в какой–либо науке.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Методология
метод + греч. logos – слово, понятие, учение) - 1. фактические эвристические процедуры, используемые в конкретном исследовании; 2. обоснование и формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Большинство исследователей склонно использовать этот термин как эквивалент понятия «научный метод», подразумевая при этом, что единственно приемлемой является научная методология, в основном сложившаяся в естественных науках.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЕТОДОЛОГИЯ
1. В широком смысле разработка и обоснование систематических, логически последовательных методов получения достоверных научных знаний. М. в этом ее понимании касается не сбора конкретных знаний или их объяснения, а общих научных методов и процедур получения научно достоверных знаний и понимания (постижения) сущности вещей. 2. В узком смысле М.-это совокупность конкретных методов или процедур, используемых для получения частных знаний в той или иной области (науке). См. методология психологии.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МЕТОДОЛОГИЯ
1. В широком смысле – формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Это, строго говоря, не связано непосредственно с приобретением знаний или пониманием, а скорее с методами и процедурами, в соответствии с которыми такое знание и понимание достигается. Большинство склонно использовать этот термин как эквивалент понятия научный метод, подразумевая, что единственная допустимая методология – научная. Правомерность такого употребления зависит от того, как характеризуется научный метод в той интерпретации, которая приводится ниже и которая представляет современную точку зрения, такая синонимичность оправдана. 2. Специальное значение – фактические процедуры, используемые в конкретном исследовании.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов и способов организации в построении теоретической и практической деятельности. А так же учение об этой системе. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности. В целом методология определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках разрабатываются и правила – те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности.
Методология носит всеобщий характер, но она характеризуется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер – психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому исследование, функционирует как общая система объяснительных принципов и результатов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. По мере развития методология вычленяется в специаль-ный предмет рационального познания и фиксируется как система социаль-но апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности (Философский энциклопедический словарь, 1983: 365-366). От теории познания методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного, практически эффективного знания.
Отличительной особенностью рассмотрения понятия "методология" в зарубежной психологии является акцентирование именно на методах и процедурах сбора эмпирических данных, как оснований построения и оценки теоретических гипотез (Manstead, 1999: 384). Специфика методо-логии по отношению к социально-психологичес-кому и персонологиче-скому знанию состоит в достижении теоретических целей. Методы сбора данных, анализа и интерпретации оцениваются в аспекте их полезности для построения психологических теорий и получения объяснений и осно-ваний для прогнозирования социального поведения.

Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии

МЕТОДОЛОГИЯ
мировоззренческие позиции науки, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Различают: а) философскую М., которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания; б) общенаучную М. – учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики; в) частную или специальную М. – совокупность принципов и методов познания в конкретной науке. М. психологии исследует структуру, средства и методы психологического познания, способы обоснования и развития психологических знаний. В современной М. психологии выдвигаются следующие проблемы: анализ психологических теорий и концепций, понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания. Прослеживая историю развития психологии от античности до наших дней, М. Г. Ярошевский пришел к выводу, что важнейшими методологическими принципами психологии являются принцип детерминизма, развития, системности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos – путь исследования или познания + logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и дp. M. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область M. включает комплекс конкретно-научных методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Границы М. отечественной конфликтологии пока четко не обозначены, система методологических принципов не структурирована. Такое положение дел является обычным для формирующейся науки. Первым и важным методологическим шагом в современных условиях является выработка общих подходов к пониманию сути конфликтов: их классификации, структуре и т. д. Проблема определения границ объективно-предметного поля конфликтологии – методологическая проблема. Ее нерешенность тормозит развитие не только М. конфликтологии, но и науки в целом.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

МЕТОДОЛОГИЯ
1. Учение о научном методе познания, расширенно - о методах познания вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.
Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила - те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются методология философская, общенаучная и специально-научная. Методология конкретизируется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер - психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов. Поэтому методология, функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и решениями. Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с позиции ее эвристичности - способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МЕТОДОЛОГИЯ
МЕТАДАЛОГІЯ / METHODOLOGY– 1) учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; 2) система принципов и подходов научной деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной науки (отрасли науки). Различают философскую М., которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания, общенаучную М.– учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики, частную (или специальную) М.– совокупность принципов и методов познания в конкретной науке. М. в научном и прикладном исследовании составляет категориально-понятийный аппарат проблемного поля, который, в свою очередь, определяет применяемые методы и методики исследования. М. в психологии исследует структуру, средства и методы психологического познания, способы обоснования и развития психологических знаний. В современной М. психологии выдвигаются следующие проблемы: анализ психологических теорий и концепций, понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания. Прослеживая историю развития психологии от Античности, М. Г. Ярошевский пришел к выводу, что важнейшими методологическими принципами психологии являются принцип детерминизма, развития, системности. Современная психология характеризуется широким спектром теоретико-методологических систем и парадигм, среди которых можно выделить классические отечественные и зарубежные (психодинамический, бихевиоральный, экзистенциально-феноменологический, когнитивный, деятельностный, культурно-исторический и т. д. в традиционном и осовремененном содержании), так и относительно новые подходы (постмо дер нист ские, отрицающие единственность научной истины и конституирующие необходимость установления диалога не только между субъектом и объектом исследования, но и междисциплинарного диалога для более полного изучения предмета исследования). Идеи диалогизма присутствуют на общеметодологическом уровне психологии: помимо диалогического подходаследует отметить концепцию коммуникативной методологии В. А. Мазилова, ориентированной на «соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующей решению проблемы интеграции психологического знания». Понимание необходимости установления диалога различных научных концепций, а также констатация их взаимовлияющих отношений воплощены в постмодернистском социокультурно-интердетерминистском диалогизме В. А. Янчука, базирующемся на принципах интердетерминизма, постмодернистском взгляде на науку и культуру и идее о полифонии голосов в диалоге. Появление таких подходов– наглядная иллюстрация изменений, происходящих внутри науки, примером которых являются нарративная методология, практика «многоголосных» полифонических исследований в рамках социального конструктивизма, а также бурное развитие нейропсихологических исследований. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
96.56 кб

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон.
Читать PDF
311.02 кб

Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения

Гадельшина Татьяна Геннадьевна, Жданова Светлана Петровна
Исследуется возможность использования психологических средств для сохранения соматического и психического здоровья школьников.
Читать PDF
272.13 кб

Методология артпедагогики в контексте современных междисциплинарных исследований образования

Таранова Е. В.
Читать PDF
365.38 кб

Поколения в семье: методология, теория и практика исследования

Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения межпоколенных отношений в семейной группе. Обоснована необходимость изучения заявленной проблематики в рамках социально-психологической науки.
Читать PDF
166.34 кб

Методология проведения комплексного мониторинга здоровья учащейся молодежи в процессе обучения

Парфенова Надежда Борисовна
Читать PDF
195.37 кб

Научная школа "методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе"

Овчарова Раиса Викторовна
Читать PDF
124.78 кб

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В. А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания.
Читать PDF
264.43 кб

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии.
Читать PDF
181.59 кб

Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования

Морогин В. Г.
В статье анализируются современные точки зрения на проблему человеческих ценностей, критически рассматривается используемый в этой области исследований терминологический аппарат, формулируется концепция ценностно-по-требностной сф
Читать PDF
215.67 кб

Методология и структура социально-психологической экспертизы по ситуациям влияния

Волков Е. Н.
Читать PDF
262.46 кб

Факторы и механизмы адаптации курсантов юридической академии: методология и методы исследования

Клейберг Юрий Александрович, Ганченко Игорь Олегович, Оздиев Султан Амхатович
Читать PDF
8.94 мб

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции знания

Мазилов В. А.
Читать PDF
465.23 кб

Эмпирические исследования литературы: теория и методология

Лозинская Е. В.
Читать PDF
249.57 кб

К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты

Вараксина Евгения Васильевна, Демина Людмила Денисовна
Представлены результаты исследования возрастной динамики смысла любви в период с 15 лет до 21 года (ранняя юность, юность).
Читать PDF
432.54 кб

Аффективно-когнитивные расстройства: методология исследования структурно-функциональных соотношений

Вассерман Людвиг Иосифович, Ананьева Наталия Исаевна, Горелик Александр Леонидович, Ежова Руслана Владимировна, Ершов Борис Борисович, Липатова Людмила Валентиновна, Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна
Представлена разработанная «Карта клинико-психологического исследования больных эпилепсией», созданная для реализации комплексного многомерного исследования соотношения когнитивных и аффективных расстройств.

Похожие термины:

  • Методология частная

    совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной области знания, выступающая как реализация определенных философских принципов и общеметодологичеекпх подходов применительно
  • Диалектическая методология

    построение исследования исходя из принципов диалектики, философского учения о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. См. Диалектика.
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - термин, употребляемый для обозначения учения об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и прием
  • Общение: интегративная методология изучения

    В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично це
  • МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    от греч. methodos — путь исследования, познания, logos — учение) — это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить об
  • Методология исследований

    research methodology) Методология планирования исслед. в психологии вытекает из принципов методологии исслед. в естественных науках, сформулированных Джоном Стюартом Миллем в методе различия. Он гласит, е
  • МЕТОДОЛОГИЯ КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ

    разрабатывает те же проблемы, что и методология общенаучная, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки (-> наука: объект), - в отношении как теории, так и эмпирической деятел
  • Марксистская методология

    учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, а также учение о принципах построения, формах и способах научного познания, основанное на положениях марксизма (см. Ма
  • Методология общая

    некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем (например, диалектический и исторический материализм; пример общенаучной методологии — системный подход).
  • МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНАУЧНАЯ

    к ней относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу нау
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

    учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оп
  • Системная методология

    направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявлен
  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ

    основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже XXI в., имеют ориентирующ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НОМОТЕТИЧЕСКАЯ

    методология организации и проведения исследования, рассчитанная на выявление и изучение влияния определенных условий, на возникновение и характер индивидуальных различий в группах людей (в отли
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ

    система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. Это учение является основным
  • Концепция этнофункциональной методологии

    Автор. А.В.Сухарев. Категория. Генетическая теория. Специфика. В основе данной концепции лежит представление о системе этнофункциональных предпочтений человека, т.е. его отношений к этническим при
  • РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ

    представляет собой три основных этапа. 1 .Имплицитный - развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем и
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАНГУЛЯЦИЯ

    комбинирование ка-чественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и как следствие - получению более надежных данны
  • Методологическая функция программы исследования

    определение научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование с целью установления системы ее внешних связей.
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей. М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследоват