МЕТОДОЛОГИЯ

Найдено 9 определений термина МЕТОДОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОДОЛОГИЯ

система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. По мере развития методология вычленяется в специаль-ный предмет рационального познания и фиксируется как система социаль-но апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности (Философский энциклопедический словарь, 1983: 365-366). От теории познания методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного, практически эффективного знания.

Отличительной особенностью рассмотрения понятия "методология" в зарубежной психологии является акцентирование именно на методах и процедурах сбора эмпирических данных, как оснований построения и оценки теоретических гипотез (Manstead, 1999: 384). Специфика методо-логии по отношению к социально-психологичес-кому и персонологиче-скому знанию состоит в достижении теоретических целей. Методы сбора данных, анализа и интерпретации оцениваются в аспекте их полезности для построения психологических теорий и получения объяснений и осно-ваний для прогнозирования социального поведения.

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

МЕТОДОЛОГИЯ

1. Учение о научном методе познания, расширенно - о методах познания вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.

Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила - те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются методология философская, общенаучная и специально-научная. Методология конкретизируется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер - психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов. Поэтому методология, функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и решениями. Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с позиции ее эвристичности - способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МЕТОДОЛОГИЯ

1. В широком смысле – формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Это, строго говоря, не связано непосредственно с приобретением знаний или пониманием, а скорее с методами и процедурами, в соответствии с которыми такое знание и понимание достигается. Большинство склонно использовать этот термин как эквивалент понятия научный метод, подразумевая, что единственная допустимая методология – научная. Правомерность такого употребления зависит от того, как характеризуется научный метод в той интерпретации, которая приводится ниже и которая представляет современную точку зрения, такая синонимичность оправдана. 2. Специальное значение – фактические процедуры, используемые в конкретном исследовании.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МЕТОДОЛОГИЯ

от греч. methodos – путь исследования или познания + logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и дp. M. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область M. включает комплекс конкретно-научных методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Границы М. отечественной конфликтологии пока четко не обозначены, система методологических принципов не структурирована. Такое положение дел является обычным для формирующейся науки. Первым и важным методологическим шагом в современных условиях является выработка общих подходов к пониманию сути конфликтов: их классификации, структуре и т. д. Проблема определения границ объективно-предметного поля конфликтологии – методологическая проблема. Ее нерешенность тормозит развитие не только М. конфликтологии, но и науки в целом.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Методология

учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

МЕТОДОЛОГИЯ

от греч. methodos и logos - слово; понятие, учение] - 1) совокупность методов и приемов исследования, применяемых в какой-л. науке; 2) учение о методе научного познания и преобразования мира

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Методология

метод + греч. logos – слово, понятие, учение) - 1. фактические эвристические процедуры, используемые в конкретном исследовании; 2. обоснование и формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Большинство исследователей склонно использовать этот термин как эквивалент понятия «научный метод», подразумевая при этом, что единственно приемлемой является научная методология, в основном сложившаяся в естественных науках.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

методология

(от греч. methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

МЕТОДОЛОГИЯ

1. Cистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. Учение о такой системе; 3. (В узком смысле слова) совокупность методов или отдельных методик исследования (Философский энциклопедический словарь).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий/ Под науч. ред. А. И. Юрьева, 2006 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон.
Читать PDF

Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения

Гадельшина Татьяна Геннадьевна, Жданова Светлана Петровна
Исследуется возможность использования психологических средств для сохранения соматического и психического здоровья школьников.
Читать PDF

Методология артпедагогики в контексте современных междисциплинарных исследований образования

Таранова Е.В.
Читать PDF

Поколения в семье: методология, теория и практика исследования

Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения межпоколенных отношений в семейной группе.
Читать PDF

Методология проведения комплексного мониторинга здоровья учащейся молодежи в процессе обучения

Парфенова Надежда Борисовна
Читать PDF

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В.А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания.
Читать PDF

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии.
Читать PDF

Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования

Морогин В.Г.
В статье анализируются современные точки зрения на проблему человеческих ценностей, критически рассматривается используемый в этой области исследований терминологический аппарат, формулируется концепц
Читать PDF

К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты

Вараксина Евгения Васильевна, Демина Людмила Денисовна
Представлены результаты исследования возрастной динамики смысла любви в период с 15 лет до 21 года (ранняя юность, юность).
Читать PDF

Аффективно-когнитивные расстройства: методология исследования структурно-функциональных соотношений

Вассерман Людвиг Иосифович, Ананьева Наталия Исаевна, Горелик Александр Леонидович, Ежова Руслана Владимировна, Ершов Борис Борисович, Липатова Людмила Валентиновна, Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна
Представлена разработанная «Карта клинико-психологического исследования больных эпилепсией», созданная для реализации комплексного многомерного исследования соотношения когнитивных и аффективных расст
Читать PDF

Теория поэтапного формирования как методология деятельностного подхода

Нечаев Н. Н.
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий.
Читать PDF

Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе приме

Беребин Михаил Алексеевич
Описано обоснование разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе экспертного подхода, включающего клинический (экспертный) метод, методы сбора, обработки и многомерного мате

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!