методы выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность.
МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
исследовательский метод психологии. Основная особенность П.м. (в отличие от описательного и экспериментального подходов) – его измерительно-испытательская направленность, за счет к–рой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Психодиагностический метод
исследовательский метод психологической науки. П. м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии - неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах - объективном, субъективном и проективном, которые практически охватывают все множество существующих диагностических методик (тестов).
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах - объективном, субъективном и проективном, которые практически охватывают все множество существующих диагностических методик (тестов).
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
исследовательский метод психологической науки. П. м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии — неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной
особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.
Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, напр. успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами
других обследуемых. Не менее существенны для П. м. требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного
материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед П. м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация (см. ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ).
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывает все множество имеющихся диагностических методик (тестов):
«Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.
«Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
«Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это — тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение
неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Несомненно, что такое «обособление» сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограниченный, но, тем не менее, важный для психодиагностики
смысл. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, и наконец, известное акцентирование их функционального
своеобразия способствовало разработке психодиагностических методик, ценность которых неоспорима.
Тесты личности, относимые в настоящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами
интеллекта. Кроме того, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный — разнообразными
проективными методиками исследования личности.
Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать
как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и по отношению к исследовательским методам психологической науки.
особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.
Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, напр. успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами
других обследуемых. Не менее существенны для П. м. требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного
материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед П. м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация (см. ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ).
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывает все множество имеющихся диагностических методик (тестов):
«Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.
«Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
«Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это — тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение
неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Несомненно, что такое «обособление» сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограниченный, но, тем не менее, важный для психодиагностики
смысл. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, и наконец, известное акцентирование их функционального
своеобразия способствовало разработке психодиагностических методик, ценность которых неоспорима.
Тесты личности, относимые в настоящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами
интеллекта. Кроме того, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный — разнообразными
проективными методиками исследования личности.
Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать
как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и по отношению к исследовательским методам психологической науки.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.