МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
методы выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
исследовательский метод психологии. Основная особенность П.м. (в отличие от описательного и экспериментального подходов) – его измерительно-испытательская направленность, за счет к–рой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Психодиагностический метод
исследовательский метод психологической науки. П. м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии - неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах - объективном, субъективном и проективном, которые практически охватывают все множество существующих диагностических методик (тестов).

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
исследовательский метод психологической науки. П. м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии — неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной
особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.
Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, напр. успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами
других обследуемых. Не менее существенны для П. м. требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного
материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед П. м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация (см. ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ).
П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывает все множество имеющихся диагностических методик (тестов):
«Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.
«Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
«Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это — тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение
неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Несомненно, что такое «обособление» сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограниченный, но, тем не менее, важный для психодиагностики
смысл. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, и наконец, известное акцентирование их функционального
своеобразия способствовало разработке психодиагностических методик, ценность которых неоспорима.
Тесты личности, относимые в настоящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами
интеллекта. Кроме того, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный — разнообразными
проективными методиками исследования личности.
Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать
как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и по отношению к исследовательским методам психологической науки.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
80.49 кб

О разработке психодиагностической методике «Семь домов»

Шапеев А. С.
Читать PDF
2.69 мб

Принципы определения сложности психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна
Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей.
Читать PDF
417.15 кб

Психодиагностическая методика определения суицидального риска

Смирнова Марина Владимировна
Статья посвящена психологической диагностике суицидального риска, представлены результаты исследования личностных особенностей сотрудников, покончивших жизнь самоубийством, и действующих сотрудников по данным психодиагностического
Читать PDF
108.77 кб

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ"

Колосницына Марина Юрьевна, Умерова Диана Наилевна
Анализ методик диагностики структурных элементов профессионального самоопределения. Авторская психодиагностическая методика «Профессиональные предпочтения».
Читать PDF
378.08 кб

Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности»

Григорьева Марина Владимировна
В статье представлена новая психодиагностическая методика, направленная на измерение степени адаптационной готовности личности. Дано определение адаптационной готовности, описана ее структура.
Читать PDF
430.98 кб

Новые подходы к разработке ипсативных психодиагностических методик

Иванов Антон Евгеньевич
Рассматривается проблема исследования новых подходов к разработке ипсативных личностных опросников с ответами в формате вынужденного выбора, а также свойств психодиагностических данных, получаемых с их помощью.
Читать PDF
476.59 кб

Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ

Батурин Николай Алексеевич, Пичугова Анна Витальевна
Рассматриваются понятия «компендиум» и «компендиум психодиагностических методик». Проведен анализ созданного в Америке в 1961 г.
Читать PDF
4.08 мб

Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик

Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф.
Являясь уникальным лингвистическим материалом, пословицы могут быть использованы в качестве стимульного материала при разработке психодиагностических методик.
Читать PDF
620.83 кб

Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ

Пичугова Анна Витальевна
В статье дается краткое описание Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Проведен анализ содержания Компендиума по 6 дополнительным направлениям.
Читать PDF
388.44 кб

Возможности применения метода наблюдения в психодиагностической работе с подростками

Бобкова Татьяна Степановна
В статье рассматриваются как общие вопросы психодиагностической работы с подростками, так и частные, касающиеся метода наблюдения.
Читать PDF
388.12 кб

О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Юсупова Юлия Леонидовна
Читать PDF
156.43 кб

Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»

Ясько Белла Аслановна, Харитонова Евгения Владимировна
Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога.
Читать PDF
37.32 мб

Психодиагностическая методика экспертной оценки уровня сформированности культуры одежды субъекта

Осколков Иван Анатольевич, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна
Статья посвящена исследованию направления «культура одежды» как комплексного психологического феномена в связи с целесообразностью внедрения этого направления в образовательный процесс учреждений образования, способствующего гармо
Читать PDF
410.58 кб

Методические аспекты психодиагностического исследования языкового барьера в условиях полиязычного об

Аплашова А.Ж., Топанова Г.Т., Аяпбергенова Г.С.
В статье рассматривается проблемы методического обеспечения психодиагностики языкового барьера в условиях трехъязычного образования в педагогическом вузе Казахстана.
Читать PDF
161.48 кб

Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при ис

Красильников Игорь Александрович
В статье даётся общая характеристика методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД), а также обоснование необходимости её модификации.

Похожие термины:

  • Классификация психодиагностических методик

    Словообразование. Происходит от лат. classis - разряд + facere - делать и греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание. Категория. Подразделение психодиагностических методик на основе психологических образовани
  • Реестр зарубежных психодиагностических методик

    16 PF 58-item Hopkins Symptom Checklist (HSCL-58) - лист симптомов Academic Achivement Accountability - локус контроля при получении образования Achievement-Anxiety-Test Achivement Risk Preference Scale (Mehrabian, 1976) - тест мотивации достижения