МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
см. Педагогическая психология, Экспериментально-генетический метод исследования психического развития.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
метод изучения явлений психических в развитии, выявляющий их происхождение и законы преобразования в ходе развития (=> метод исторический).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
генетический метод
способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод научного познания психологических явлений, суть которого состоит в поиске истоков изучаемого явления, прослеживании его развития от простейших до наиболее сложных форм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Генетический метод
метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и выведение из них исследуемого явления.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
генетический метод
термин, имеющий особое значение в психологии – 1) метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления; 2) метод изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
термин, имеющий особое значение в психологии - метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления; метод изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании. М. г. весьма эффективен при анализе развития взрослого человека. М. г. используется в психогенетике при изучении роли генотипа как совокупности особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических, наследственных, врожденных факторов, а также отношения психических функций к генотипу. М. г. применяется в генетической психологии при исследовании происхождения и развития форм психической деятельности.
Источник: Акмеологический словарь.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с XVIII в.) идеи развития: дифференциальное исчисление – в математике, теория Лайеля – в геологии, гипотеза Канта-Лапласа – в космогонии, эволюционная теория – в биологии и т. д. Г. м. вошел в современную математику и логику как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В современной науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др. Применение Г. м. к анализу конфликтов является главным условием построения объяснительной модели конфликта. Г. м. – теоретическая и методическая основа системно-генетического анализа конфликтов.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
предложен Л. С. Выготским. Он предположил, что индивид в поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития, содержащей пласты различной древности, служит генетической лестницей, которая соединяет через ряд переходных форм высшие функции личности с примитивным поведением в онто- и филогенезе. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает как процесс усвоения опыта, накопленного человечеством в целом. В процессе развития человека с ним происходят качественные изменения. На изменчивость влияют два фактора - наследственность и среда. Благодаря наследственности человеку генетически передается информация от предыдущего поколения, а от него - его детям. Под влиянием среды имеют ввиду систему внешних условий развития личности (система социо- экономических, психологических и культурных условий развития личности). В Г.м. эксперименты невозможны. Принятие данного факта накладывает определенные рамки на исследования, проводимые с использованием генетического метода. Напр., нельзя скрещивать людей с разными фенотипами и специально в экспериментальных целях разлучать близнецов, но можно использовать методы систематического наблюдения, если близнецы по реальным жизненным обстоятельствам разлучены. Г.м. состоит из комплекса методов: генеалогический (анализ родословных), близнецовый (анализ разных параметров и характеристик близнецов), семейный (анализ семьи как целостной структуры) и метод приемных детей.