МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

метод эксперимента

общенаучный метод исследования, который заключается в активной, преимущественно практической, заранее запланированной, деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного и искусственного их развития, функционирования.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

метод эксперимента

(от лат. experimentum – проба, опыт) – общенаучный метод исследования, который в психологии заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного, его развития и функционирования. М.э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Различают э. естественный (дублирующий реальный мир), искусственный (улучшающий реальный мир) и лабораторный; индивидуальный и групповой; реальный и мысленный; безупречный (внутренняя и внешняя валидность которого стремятся к 1), идеальный в котором (исследуется только само отношение между зависимой и независимой переменной), бесконечный (количество проб, испытаний не ограничено) и т.д.; кросс-индивидуальный (в котором используется много уровней независимой переменной в определенной последовательности), межгрупповой (влияние независимой переменной проверяется на различных группах испытуемых), интраиндивидуальный (в котором предьявляются все состояния незявисимой переменной исследуемым) и др. Существует статистическая теория эксперимента как метода исследования.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
англ. experimental method) состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента - испытуемые. Применение М. э. целесообразно в тех случаях, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.
Различают 2 вида эксперимента - естественный и лабораторный. Существенно, что лица, участвующие в естественном эксперименте, не знают о том, что они выступают в роли испытуемых; он часто и проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности. Вследствие его специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме (см. также Виды наблюдения, Обучающий эксперимент, Производственный эксперимент).
2-й вид эксперимента обычно проводится в специально оборудованных сигнальными и регистрирующими устройствами помещениях - лабораториях. Испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в эксперименте (см. Наивный). В современных лабораториях данные эксперимента прямо поступают для обработки на ЭВМ, а результаты обработки - к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на условия, в которых протекает деятельность испытуемых (см. Лабораторный эксперимент). См. также Двойной слепой опыт.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
891.66 кб

Метод экспериментирования в ДОУ

Емельянова Ирина Евгеньевна
Цель реализации модуля развивать исследовательскую активность и потребность проявлять творческий потенциал в преобразовании окружающего микросоциума.
Читать PDF
168.21 кб

Выбор метода анестезии в эксперименте на животных

Ершова А. И.
Читать PDF
160.67 кб

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ГИНГИВИТА

А. П. Левицкий, О. В. Деньга, О. А. Макаренко, Л. Н. Хромагина, Е. П. Ступак, Т. В. Томилина, О. Э. Кнава
В работе дана характеристика методам моделирования наиболее распространённой патологии пародонта – гингивита.
Читать PDF
217.67 кб

Мысленный эксперимент как метод культурфутурологии

Соколов Аркадий Васильевич
Описываются различные типы экспериментов. Особое внимание уделяется мысленному эксперименту как основному методу футурологических исследований.
Читать PDF
471.72 кб

Методологический контур экспериментальной дидактики

Перминова Л. М.
Цель данной статьи – определить методологический контур экспериментальной дидактики, выяснить ее философские основания в свете новых научных воззрений, обозначить новые тенденции в развитии теоретических и прикладных аспектов дида
Читать PDF
231.19 кб

Методы экспериментального моделирования остеоартроза

Шевелев О. А., Терешенков В. П., Загородний Н. В., Ходорович Н. А., Билибин Д. П., Берченко Г. Н., Ремизов А. Н.
Читать PDF
995.61 кб

Методы оценки неврологических нарушений в эксперименте

Бонь Е.И., Максимович Н.Е.
Крыса является важным объектом экспериментальных исследований, в том числе и при изучении коры больших полушарий головного мозга в норме и при различной патологии.
Читать PDF
690.43 кб

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Кабаева Ирина Игоревна
В статье описываются методика формирования экспериментальных умений учащихся по физике.
Читать PDF
342.59 кб

Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы

Вершинин Василий Александрович
В статье проанализированы некоторые аспекты метода научного эксперимента, возможности адаптации его для использования в различных сферах деятельности.
Читать PDF
267.67 кб

Современные методы исследования ангиогенеза в эксперименте

Ливанова А.А., Деев Р.В., Ризванов А.А.
Растущий интерес к ангиогенезу как ключевому компоненту морфогенеза и развития различных заболеваний обуславливает необходимость поиска экспериментальных моделей для воспроизведения неоваскуляризации в лабораторных условиях.
Читать PDF
509.81 кб

Применение метода обучающего эксперимента в работе с детьми

Правило Екатерина Сергеевна, Кузнецова Валентина Федоровна
В статье представлена характеристика обучающего эксперимента как метода диагностической, развивающей и коррекционной работы медицинского психолога с детьми. Описаны основные этапы и принципы построения эксперимента.
Читать PDF
128.94 кб

Интроспективный эксперимент: новые возможности старого метода

Березина Т. Н.
В статье анализируется применение методов интроспекции в современной психологии, приводятся примеры использования интроспективных техник в когнитивной психологии, психологии личности.
Читать PDF
280.25 кб

Методология экспериментальных исследований в хирургии (лекция)

Лепехова Светлана Александровна
Важнейшее значение для познания сущности различных видов хирургической патологии, расшифровки этиологии и патогенеза болезней и вероятных путей их лечения имеет моделирование патологических процессов и болезней в эксперименте.
Читать PDF
756.32 кб

Методы экспериментального определения поверхностного натяжения

Шимко Елена Анатольевна, Соломатин Константин Васильевич, Кирколуп Евгений Романович, Лескова Светлана Сергеевна
Приведены два метода определения поверхностного натяжения жидкостей: метод отрыва пластины и метод равновесной капли.
Читать PDF
174.33 кб

Методы математической статистики в педагогическом эксперименте

Белашова Елена Семеновна, Кремлёва Эльмира Шамилевна
Рассматриваются методы математической статистики, учитывающие вероятностный характер педагогических явлений и процессов, а также многофакторность педагогической среды, позволяющие производить наиболее качественный вывод по результ

Похожие термины:

  • Экспериментальные методы

    См. эксперимент и научный метод.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

    метод изучения психических явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разработан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памя
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    общее название способов изучения психологических функций (внимания, памяти и т.д.) с помощью опросников, психометрических и клинометрических тестов или заданий, которые моделируют реальные жизне
  • ИВАНОВОЙ МЕТОДИКА ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    (Иванова А. Я.). Экспериментально-психологическая методика для оценки умственного развития детей. В основе - идея Л. С. Выготского о необходимости при изучении интеллектуального уровня детей учитыв
  • АМНЕЗИИ РЕТРОГРАДНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

    психофизиологический метод, применяемый для исследования процесса возникновения, сохранения и восстановления следов памяти с помощью искусственной электрической стимуляции мозга после воспри