МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД
один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов. Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

Метод семантического дифференциала
Словообразование. Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность.
Автор. Ч.Осгуд (1952 г.).
Категория. Диагностическая ассоциативная процедура.
Специфика. Измерение оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы.
Литература. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО
ассоциативная процедура - один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и смыслов личностных - в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода ассоциаций контролируемых и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты - понятия, изображения, персонажи и прочие - оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса коих обычно задаются вербально и образованы антонимическими позициями, в качестве коих выступают прилагательные, графические изображения и пр.
Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД
метод изучения содержания (структуры) сознания, мышления, речи и личности человека через анализ того, каким образом он с помощью попарно противоположных, полярных словесных определений раскрывает содержание различных понятий, имеющих отношение к изучаемому психологическому явлению. Процедура применения С.д.м., предложенного Ч. Осгудом и его коллегами, заключается в следующем. Испытуемому предлагается какое-либо понятие, имеющее отношение к его сознанию, личности, речи или мышлению. Вместе с соответствующим понятием испытуемый получает ряд противоположных определений типа «хороший-плохой», «сильный—слабый», «привлекательный-непривлекательный» и т. п. С помощью этих определений он оценивает предложенное понятие. Через изучение данных испытуемым определений и оценок делается вывод о психологических особенностях самого испытуемого. С.д.м. используется также для выяснения коннотативных значений употребляемых человеком слов. Факторный анализ данных, получаемых с помощью С.д.м., обнаруживает обычно три первичных фактора, лежащих в основе коннотативного значения: активность, эффективность (действенность) и оценка. См. коннотация, фактор первичный, факторный анализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
от греч. semanticos - обозначающий + лат. differentia - разность) - один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен амер. психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов (см. Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М. с. д. - комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты (предметы, лица, произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр, злой-добрый). Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты. При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа. Факторный анализ обычно обнаруживает 3 основных фактора, обозначаемые "активность", "сила" (potency) и "оценка". Разновидность М. с. д., адаптированная к оценке людей, получила название "метод личностного дифференциала". См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
1.91 мб

Визуальная оценка шрифтового дизайна методом семантического дифференциала

Шичко Людмила Александровна, Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье отражены результаты оценки шрифтового дизайна современных вывесок Минска методом семантического дифференциала и методами распознавания образов; изложена методика исследования, описано сформированное семантическое простран
Читать PDF
934.31 кб

Оценка иллюстрации художественной литературы методом семантического дифференциала

Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович
В статье приведены результаты оценки иллюстраций художественной литературы методом семантического дифференциала, описана методика исследования, а также особенности ее применения к данному объекту исследования нескольким иллюстраци
Читать PDF
171.64 кб

Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения)

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена опыту применения метода семантического дифференциала в социологическом исследовании. Автор дает описание классического теста, разработанного Ч.
Читать PDF
604.31 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна, Нестерова Оксана Валерьевна
Введение. Физические и психологические параметры образовательного пространства оказывают существенное влияние на мотивацию процесса познания и его результаты.
Читать PDF
192.53 кб

Анализ представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала

Леонидова Марина Владимировна
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности пр
Читать PDF
259.12 кб

Изучение личностных смыслов физико-химических объектов методом семантического дифференциала

Хекало Татьяна Валентиновна
Предметом данной экспериментальной работы является усовершенствование преподавания физколлоидной химии в медицинском вузе.
Читать PDF
547.59 кб

Использование метода семантического дифференциала в исследовании этноконфессиональных отношений

Саблуков Александр Валентинович
B статье на конкретном примере рассматриваются возможности социологической науки по расширению своего методического арсенала при решении новых исследовательских задач.
Читать PDF
620.04 кб

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ ЭКРАНА МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Токарь Ольга Владимировна
В статье приведены результаты оценки зрительного поля экрана монитора методом семантического дифференциала, построено семантическое пространство, описана методика исследования, а также особенности ее применения к данному объекту и
Читать PDF
261.44 кб

Метод семантического дифференциала в исследовании готовности выпускников вуза к профессиональному са

Вострикова Ольга Александровна
Анализируется процедура проведения качественной экспертной оценки специалистами по отбору персонала.
Читать PDF
160.43 кб

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках. Кратко рассмотрены процедура и основные модификации метода.
Читать PDF
184.10 кб

Использование метода семантического дифференциала при анализе конкурентоспособности вуза (на примере

Шевченко Юлия Александровна
Вопросы конкурентоспособности вуза тесно связаны с восприятием образа организации, его целостностью и семантическим значением в сознании потребителей.
Читать PDF
116.43 кб

Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о се

Алмазова Ольга Викторовна, Дзукаева Вероника Петровна, Садовникова Татьяна Юрьевна
В статье описан опыт использования модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» в исследовании образов родительской и своей будущей семьи у юношей и девушек. В исследовании 2013-2014 гг.
Читать PDF
597.56 кб

Использование метода семантического дифференциала в психолого-педагогических исследованиях в вузах М

Баскин Юрий Григорьевич, Свидзинская Галина Борисовна, Свидзинская Анастасия Сергеевна
Формирование профессионального самосознания, определяющееся совокупностью когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого факторов на этапе обучения в вузе нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Читать PDF
390.10 кб

Метод семантического дифференциала в исследовании социально-культурной и правовой адаптации иностран

Саргаев Алексей Вячеславович
Обосновано применение метода семантического дифференциала в исследовании социальных установок, адаптирующихся в российском обществе иностранных граждан, выявлены проблемы, препятствующие эффективной интеграции иностранных граждан

Похожие термины:

  • метод семантического дифференциала Осгуда

    (от греч. semantikos – означающий и лат. differentio – разность) – предложенный американским психологом Ч. Осгудом способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и лично
  • ОСГУДА МЕТОДИКА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

    Osgood, 1952) – методика, в которой индивид оценивает предлагаемые ему понятия с помощью набора градуированных шкал, полярные точки которых суть слова антонимы. Предназначена для измерения способност