один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов. Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.
МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО
СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Метод семантического дифференциала
Словообразование. Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность.
Автор. Ч.Осгуд (1952 г.).
Категория. Диагностическая ассоциативная процедура.
Специфика. Измерение оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы.
Литература. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957
Автор. Ч.Осгуд (1952 г.).
Категория. Диагностическая ассоциативная процедура.
Специфика. Измерение оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы.
Литература. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957
МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО
ассоциативная процедура - один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и смыслов личностных - в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода ассоциаций контролируемых и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты - понятия, изображения, персонажи и прочие - оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса коих обычно задаются вербально и образованы антонимическими позициями, в качестве коих выступают прилагательные, графические изображения и пр.
Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.
Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД
метод изучения содержания (структуры) сознания, мышления, речи и личности человека через анализ того, каким образом он с помощью попарно противоположных, полярных словесных определений раскрывает содержание различных понятий, имеющих отношение к изучаемому психологическому явлению. Процедура применения С.д.м., предложенного Ч. Осгудом и его коллегами, заключается в следующем. Испытуемому предлагается какое-либо понятие, имеющее отношение к его сознанию, личности, речи или мышлению. Вместе с соответствующим понятием испытуемый получает ряд противоположных определений типа «хороший-плохой», «сильный—слабый», «привлекательный-непривлекательный» и т. п. С помощью этих определений он оценивает предложенное понятие. Через изучение данных испытуемым определений и оценок делается вывод о психологических особенностях самого испытуемого. С.д.м. используется также для выяснения коннотативных значений употребляемых человеком слов. Факторный анализ данных, получаемых с помощью С.д.м., обнаруживает обычно три первичных фактора, лежащих в основе коннотативного значения: активность, эффективность (действенность) и оценка. См. коннотация, фактор первичный, факторный анализ.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
от греч. semanticos - обозначающий + лат. differentia - разность) - один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен амер. психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов (см. Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М. с. д. - комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты (предметы, лица, произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр, злой-добрый). Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты. При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа. Факторный анализ обычно обнаруживает 3 основных фактора, обозначаемые "активность", "сила" (potency) и "оценка". Разновидность М. с. д., адаптированная к оценке людей, получила название "метод личностного дифференциала". См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004