МЕТАМОДЕЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Метамодель
набор лингвистических приемов и вопросов, которые устанавливают связь между языком и внутренним опытом.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

МЕТАМОДЕЛЬ

Развитая Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером модель, определяющая особую синтаксическую среду, с помощью которой можно выявлять и корректировать опущения, обобщения и искажения.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

Метамодель
модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.

Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004

Метамодель
Meta-Model). Модель с 11 (или 12) лингвистическими особенностями, которая идентифицирует паттерны, затемня¬ющие смысл коммуникации искажениями, пропусками и обоб¬щениями. 11 (или 12) специфических проблем или вопросов, помогающих прояснить неточный язык (или плохую форму¬лировку), вновь соединяя его с сенсорным опытом и глубин¬ной структурой. Метамоделирование выводит человека из транса. Разработана в 1975 г. Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Базис всех прочих открытий в НЛП.

Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007

МЕТАМОДЕЛЬ
греч. meta - после, за, через; первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение). Комплекс лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь речи человека и того опыта, который эта речь представляет.
Фундаментальным является понятие о том, что речь - это не опыт, а представление опыта, как карта - представление территории. Человек всегда имеет в своем опыте карту, но карта - не территория. Изменить субъективное переживание человеком мира - значит изменить карту, но не сам мир.
Наиболее подробно использование М. в психотерапии описано Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) в их книге "Структура магии". Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели, или карты, мира, которые используем для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать модель, или карту, мира пациента. Человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта, или модель. Модель, которую мы создаем, позволяет осмысливать наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или больны или являются "сумасшедшими", их нужно оценивать с точки зрения полезности - полезности в успешном и творческом взаимодействии с миром вокруг нас. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком скудных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивида, - считают Бендлер и Гриндер.
Мы создаем свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют выживать, расти, учиться и воспринимать богатство окружающего нас мира. Но если мы ошибочно принимаем субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и лишают способности гибко реагировать.
Обобщение - процесс, посредством которого компоненты, или части, модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы научаемся действовать в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать дверь, поворачивая ручку. Затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включаются в набор параметров, связанных для него с дверью, и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и причиной ограничений. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить, по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать.
Второй метод, который мы можем использовать как для успешных действий в окружающем мире, так и для ограничения себя, - исключение. Исключение - процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это позволяет сконцентрироваться на конкретной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Таким путем мы имеем возможность справиться с окружающим и исключить внешние стимулы. И точно так же этот процесс может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не видя того, что она сама участвует в этой ситуации, не строит полезной модели мира. Психотерапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время занятий, ограничивает свой опыт, равно как и опыт пациента.
Третий моделирующий процесс - искажение. Искажение позволяет осуществлять сдвиги в восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазиях, в искусстве, даже в науке. Микроскоп, роман или картина - все это примеры нашей способности к искажению и к искаженному представлению о реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией "меня невозможно любить". В результате такого искажения теряется ценность критики вместе с возможностями изменения и роста.
Поскольку все три универсальных процесса моделирования выражаются в лингвистических паттернах, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для человека, можно использовать набор лингвистических средств, называемых М.
М. создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание можно бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь из коммуникации весь смысл полностью. С помощью М. можно быстро уловить богатство и ограничения предоставляемой информации, а также процесса моделирования, используемого говорящим. Выслушивание и реагирование в рамках М. дают возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.
М. - набор средств для улучшения коммуникации, она предлагает вопросы типа "что?", "как?" или "кто?" в ответ на специфические формы речи говорящего. Использование этих вопросов и реакций - особое искусство. Практикуясь в употреблении М., необходимо обратить специальное внимание на собственные внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции М. будут возникать в те моменты, когда нам понадобится опереться на внутренний опыт в понимании коммуникации пациента. Например, если пациент говорит: "Отец наказал меня", чтобы полностью понять, что значит это утверждение, нужно спросить: "Как именно?" Пациент мог быть избит, или отец накричал на него, или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если мы решаем для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то движемся в своей модели мира, а не в модели пациента.
М. - набор средств, которые дают возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию от пациента. Это удерживает от погружения в себя, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая М., мы будем задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту, чтобы уяснить, что имеет в виду пациент. М. помогает вызвать пациента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Предположим, что пациент говорит: "Я боюсь толпы". Если мы обратимся внутрь себя и начнем говорить: "О да, страх толпы, да, я знаю, что это такое", мы упустим возможность помочь пациенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые М.: "Как вы узнаете, что боитесь толпы?", или "Что именно в толпе пугает вас?", или "Что мешает вам чувствовать себя в толпе хорошо?" - помогают придерживаться опыта пациента, извлекая ответы и новые возможности для роста из его собственных ресурсов. И может быть, эти ресурсы таковы, какими мы сами не располагаем.
Осознание момента, когда мы погружаемся в себя, чтобы понять, что имеет в виду пациент, и замена этого вопросами М. в значительной мере увеличат психотерапевтическую эффективность работы и помогут интеграции М. в наше бессознательное поведение. М. основана на человеческой интуиции, поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, мы легко можем освоить М.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
442.52 кб

Информационный комплекс вуза: метамодель и основные процедуры

Салмин Сергей Павлович, Торгашев Аркадий Борисович
В статье изложены основные положения подхода к созданию управленческих информационных систем, основанного на методологии применения метамодели управленческого информационного комплекса.
Читать PDF
139.61 кб

Метамодель формирования текстуально-диалогической компетентности студентов-экономистов: система упра

Черкашина Татьяна Тихоновна
Статья посвящена метаметодическому подходу к формированию диалогической компетентности в соответствии с поуровневой моделью языковой личности студента-экономиста.
Читать PDF
887.44 кб

Нормализованная метамодель компетенций, ориентированная на программы дополнительного профессионально

Зиндер Е. З., Юнатова И. Г.
Представлена метамодель компетенций, ориентированная на формализацию решения задач в широком диапазоне областей от профессионального образования до интеграции систем сертификации в сфере ИКТ.
Читать PDF
580.93 кб

Вычислительная метамодель реальности и проблема истины

Анисов А. М.
A computational interpretation of philosophical notions of reality and truth is provided along with a non-standard computational treatment of logical connectives and quantors.
Читать PDF
538.02 кб

От метамоделей к практике: основы устройства адаптивной системы описания и измерения профессиональны

Зиндер Евгений Захарович, Юнатова Ирина Гербертовна
Предлагается работающая модель устройства системы измеримого представления и формализованного сравнения компетенций, их компонент и профилей.
Читать PDF
58.68 кб

Многомерность метамодели процесса реквалификации преподавателей (управленческих кадров, научных сотр

Горовая Татьяна Павловна
Автор статьи предлагает взглянуть на процесс реквалификации с позиции рефлексивно-инновационной и экзистенциальной форм его организации и управления на основе многомерности метамодели высшего образования.
Читать PDF
15.97 мб

Оптимизация содержания и структуры учебного процесса в вузе с использованием метамодели

Калмыкова Светлана Владимировна, Соколицин Александр Сергеевич
Сформирован алгоритм оптимизации учебного процесса на основе предложенных критериев оценки эффективности усвоения учебного материала.
Читать PDF
173.04 кб

Как метамодерн привел к политической сатире и новому популизму

Хохлова Дарья Даниловна
В течение более 30 лет социальные науки фиксируют черты нового общества, новой политической эпохи. В начале XXI в.
Читать PDF
281.25 кб

Метамодерн в праве: осцилляция в точке Канетти. Статья I. пролиферация норм и разум

Бавсун Максим Викторович, Попов Дмитрий Владимирович
Постмодерн является длящимся состоянием перехода к еще не оформившемуся будущему. Метамодерн современное состояние колебания между ценностями модерна и постмодерна.
Читать PDF
294.47 кб

МЕТАМОДЕРН В ПРАВЕ: ОСЦИЛЛЯЦИЯ В ТОЧКЕ КАНЕТТИ. СТАТЬЯ II. ПРАВО НА ЗАДВОРКАХ ДУХОВНОСТИ

Бавсун Максим Викторович, Попов Дмитрий Владимирович
Подмена права его аналогами в виде так называемых чрезвычайных норм в XXI столетии стало не просто реальностью, а нормой.
Читать PDF
389.58 кб

Непрерывная образовательная забота о себе в эпоху метамодерна

Пичугина Виктория Константиновна
в статье современное непрерывное образование рассматривается как современный вариант «заботы о себе» и своей идентичности в эпоху, которая приходит после окончания эпохи постмодерна.
Читать PDF
118.97 кб

Образование и забота о себе в эпоху метамодерна

Пичугина Виктория Константиновна, Безрогов Виталий Григорьевич
Современное переосмысление путей, способов и средств целенаправленной социализации человека в разных пространствах объединяется с рефлексией того, насколько педагогическая реальность интегрирована в повседневную жизнь или обособле
Читать PDF
0.00 байт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СИТУАЦИИ МЕТАМОДЕРНА: "ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ ДУШИ"

Лифинцева Н.И.
В статье подчеркивается актуальность и содержательная специфика воспитания как социального и психолого-педагогического феномена; рассматривается проблема воспитания развивающегося человека в ситуации смены ценностно-смысловых осно
Читать PDF
105.93 кб

Забота об идентичности: непрерывное образование vs исчезновение себя в период метамодерна

Безрогов Виталий Григорьевич, Пичугина Виктория Константиновна
Статья посвящена вопросам становления и развития педагогических представлений об образовании, проходящем через всю жизнь человека и существенно меняющим его понимание самого себя.
Читать PDF
638.87 кб

МЕТАМОДЕРНИЗМ В ПСИХОЛОГИИ: НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ИЗМЕНЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ

Гусельцева Марина Сергеевна
Осмысляемые в новых движениях философии и искусства трансформации современности служат средством культурно-психологического анализа изменяющейся субъективности человека.