МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Менчинская Наталья Александровна
(1905–1984) – советский психолог. Исследования М. связаны с двумя основными проблемами: развитие психики ребенка и психология учения. М. изучались закономерности усвоения знаний, обосновывались эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметики. Осн. работы: «Очерки психологии обучения арифметике», 1958; «Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957; «Психология усвоения знаний в школе» (совместно с Д.Н.Богоявлинским), 1954.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
(1905—1984)-психолог, специалист в области педагогической психологии. Основные темы исследований: приемы работы над учебным материалом, психологические основы обучения арифметике, закономерности усвоения знаний учащимися в школе, предупреждение и преодоление неуспеваемости.
Соч.:Очерки психологии обучения арифметике. М., 1955; Мышление в процессе обучения. М., 1968; Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989; Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. М., 1996; Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.—Воронеж, 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Менчинская Наталья Александровна
15.01.1905, Ялта – 6.07.1984) — отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С. Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд „Психология обучения арифметике“ ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член–корреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Менчинская Наталья Александровна
(15.01.1905, Ялта - 6.07.1984) - отечественный психолог.
Биография. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд "Психология обучения арифметике" ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член-корреспондент АПН СССР.
Исследования. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.
Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости школьников; Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (совм. с М.И.Моро);
Психология усвоения знаний в школе (совм. с Д.Н.Богоявленским);
Развитие психики ребенка (дневник матери);
(Ред.) Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. 1968

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
1905-1984) - доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л. С. и Лурия А. Р. М. внесла заметный вклад в психологию обучения, в понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.
М. - автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: "Психология обучения арифметике" (1955); "Психология усвоения знаний в школе" (в соавторстве с Д. Н. Богоявленским, 1959); "Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах" (в соавторстве с М. И. Моро, 1965); "Вопросы умственного развития ребенка" (1970); "Психологические проблемы активности личности в обучении" (1971) и др. Изданный при участии
М. (как автора и ред.) в 1971 сб. "Психологические проблемы неуспеваемости школьников" до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга "Развитие психики ребенка. Дневник матери" (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна

(1905—1984) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из основательниц психологии обучения в СССР. Д-р психологических наук (1952), профессор, чл.-корр. АПН СССР (1968). Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институте (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис. Психология обучения арифметике. С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной работе. Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний (Психологические проблемы неуспеваемости школьни-ков/подред. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом (Развитие арифметических операций у детей школьного возраста, 1934; Психология обучения арифметике , 1955; Психология усвоения знаний в школе, в соавт., 1959). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы, учебники и учебные пособия. В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся (Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников/под ред. М. 1968; Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971). В другой группе работ М. вскрывает закономерности психического развития ребенка (Развитие психики ребенка. Дневник матери, 1957; Вопросы умственного развития ребенка, 1970). И. Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005