Мэй Ролло

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Мэй Ролло | Мау, Rollo (p. 1909)
Мэй известен как один из лидеров гуманистической психологии, пропагандирующий и разъясняющий такие экзистенциальные принципы, как "встреча", "выбор", "аутентичность", "ответственность", "трансцендентность", а также другие экзистенциальные гипотезы.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

МЕЙ РОЛЛО
(May Rollo) (1909—1994)-американский психоаналитик экзистенциального направления, известный своими работами в области теории и практики психологического консультирования.
Соч.:Искусство психологического консультирования. М., 1994. См. консультирование психологическое, психоанализ, психотерапия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мэй (May) Ролло
(род. 1909) - американский психолог, представитель гуманистической психологии.
Биография. Изучал индивидуальную психологию А.Адлера, затем получил теологическое образование. 1940-х гг. работал в Институте психиатрии, психоанализа и психологии в Нью-Йорке.
Исследования. Пытался объединить психоанализ и экзистенциализм. Трактовал любовь и волю как базовые потребности человеческого существования (Love and Will. N.Y., 1969).
Сочинения. The Springs of Creative Living: A Study on Human Nature and God. N.Y., 1940;
Mans Search for Himself. N.Y., 1953;
Meaning of Anxiety. N.Y., 1977;
The Courage to Create. N.Y., 1978

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЭЙ Ролло

(1909–1994) – американский психоаналитик, психотерапевт, психолог. Родился 21 апреля 1909 года в городе Ада (штат Огайо). Он был вторым ребенком из шестерых детей. Его отец был секретарем Христианской ассоциации молодежи и часто переезжал вместе с семьей с места на место. Его мать мало заботилась о своих детях и больше уделяла внимание личной жизни. Поскольку родители часто ссорились между собой, то маленький Ролло нередко уединялся и проводил время на берегу реки в Марин-Сити (штат Мичиган), куда он переехал вместе с семьей в раннем детстве.
Увлекшись литературой и искусством, Р. Мэй поступил в колледж Мичиганского университета, в котором специализировался в области английского языка. Его деятельность в радикальном студенческом журнале вызвала недовольство у руководства данного колледжа и он был вынужден перевестись в другой, более либеральный колледж в штате Огайо, где изучал английский язык, греческую литературу и историю. Окончив данный колледж в 1930 году, получив степень бакалавра и приглашение на место преподавателя английского языка в один из колледжей Греции, он провел три года за пределами США и имел возможность путешествовать по странам Европы в качестве свободного художника. В 1932 году ему довелось участвовать в летнем семинаре А. Адлера, который проводился близ Вены.
После возвращения в США в 1933 году Р. Мэй поступил в семинарию Теологического общества. В связи с разводом родителей и психотическим расстройством одной из своих сестер он прервал свое обучение на два года, а затем, вернувшись, продолжил учебу и познакомился с известным экзистенциальным теологом и философом П. Тиллихом, идеи которого оказали на него заметное влияние и с которым он состоял в дружбе на протяжении последующих тридцати лет. Получив степень магистра богословия в 1938 году, он стал священником и в течение двух лет служил пастором. Не найдя в церкви ответы на мучавшие его вопросы, Р. Мэй стал изучать психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии У.А. Уайта, возглавляемого Г.С. Салливаном. Идеи Г.С. Салливана и Э. Фромма, с которыми он познакомился в то время, оказали влияние на дальнейшее становление его как психоаналитика и психотерапевта.
В 1942 году Р. Мэй, заболев туберкулезом, провел три года в одном из санаториев штата Нью-Йорк. Полтора года он находился на грани жизни и смерти пока на собственном опыте не пришел к открытию того, что пассивная позиция способствует развитию болезни и что пациент не только должен принять на себя ответственность за свое заболевание, но и активно бороться за свое выздоровление. Он понял, что главной причиной его болезни были отчаяние, чувство обреченности и недостаточность самоутверждения. В связи с этим позднее он писал: «Только когда я начал «бороться», обрел ощущение личной ответственности за то, что это Я болею туберкулезом, и ощутил волю к жизни, началось стабильное улучшение. Я научился прислушиваться с моему телу, внутренне концентрируясь, подобно медитации, чтобы понять, когда что-то делать, а когда отдыхать. Я осознал, что лечение – это активный процесс, в котором я сам должен принимать участие».
В тот критический период жизни Р. Мэй изучал две книги, посвященные проблеме тревоги. Одна из них «Понятие страха» (1845) принадлежала датскому философу С. Кьеркегору, другая «Торможение, симптом и страх» (1926) – основателю психоанализа З. Фрейду. Первый описывал страх как борьбу бытия с небытием, то есть именно то, через что прошел Р. Мэй, второй – психические механизмы, благодаря которым возникает страх. Размышления обоих авторов о страхе оказали значительное воздействие на формирование его взглядов на проблему тревоги. Позднее он подчеркивал, что С. Кьеркегор писал на экзистенциальном, онтологическом уровне и он знал тревогу, в то время как З. Фрейд писал на техническом уровне и здесь его гений превзошел других людей того времени, поскольку он знал о тревоге.
В 1946 году Р. Мэй приступил к частной практике и стал преподавать психиатрию в Институте У.А. Уайта. В 1949 году в Колумбийском университете ему была присвоена докторская степень в области клинической психологии. Докторская диссертация была посвящена обобщенному анализу проблемы тревоги и основывалась на изучении работ датского философа С. Кьеркегора, к идеям которого он обратился в период своего заболевания туберкулезом, З. Фрейда и других авторов, размышлявших над проблемами тревожности и страха. В 1958 году совместно с Э. Эйнджелом и Г. Элленбергом им была подготовлена к печати работа «Существование: новое измерение в психиатрии и психологии», благодаря которой идеи экзистенциализма и экзистенциальной терапии стали достоянием американских психотерапевтов. В 1970 году он получил премию Р.У. Эмерсона за публикацию книги «Любовь и воля», которая стала бестселлером. В 1971 и 1972 годах ему были присуждены премии Американской психологической ассоциации и Нью-Йоркского общества клинических психологов: первая премия – за выдающийся вклад в теорию и практику клинической психологии; вторая (премия доктора Мартина Лютера Кинга) – за книгу «Власть и невинность». В 1987 году он был награжден золотой медалью Объединения американских психологов за свою профессиональную деятельность.
На протяжении ряда лет Р. Мэй преподавал в различных американских колледжах, в Новой школе социальных исследований, в Колумбийском и Йельском университетах, а также читал лекции в Гарвардском и Принстонском университетах. Он был председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии, членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья. Был трижды женат. Умер 22 октября 1994 года в городе Тибуроне (штат Калифорния), где проживал на протяжении последних девятнадцати лет.
Р. Мэй – автор ряда работ, получивших широкую известность как в США, так и в других странах мира. Среди них «Значение тревоги» (1950), «Человек в поисках себя» (1953), «Экзистенциальная психология» (1961), «Психология и человеческая дилемма» (1967), «Любовь и воля» (1969), «Власть и невинность» (1972), «Мужество творить», «Свобода и судьба» (1981), «Поиск красоты» (1985), «Жажда мифа» (1991) и другие.

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

МЭЙ Ролло

(1909 -1994) -американский психолог и психотерапевт, один из основателей гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер ее экзистенциалистской ветви. Получил изначально филологическое и богословское образование. На интерес М. к психологии повлияло общение с Альфредом Адлером во время поездок в Европу, а его духовным наставником был протестантский теолог и философ Пауль Тил-лих. Начав в конце 1930-х гг. карьеру священника, М. одновременно учится в Колумбийском ун-те по специальности клиническая психология. В этот период он издает свою первую книгу Искусство психологического консультирования (в рус. пер. издана в 1995; 1999 гг.). Нормальное течение жизни, однако, было прервано тяжелым туберкулезом, столкнувшим его лицом к лицу со смертью. Выздоровев, М. меняет свое мировоззрение и отказывается от служения Богу, видя в психологии более могущественное средство облегчения человеческих страданий, чем религия. В 1949 г. получает докт. степень по клинической психологии и в начале 1950-х гг. окончательно утверждается в своих экзистенциалистских воззрениях. Оставаясь практикующим психотерапевтом, М. становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, творчески развивая их в контексте проблем психологии личности и психотерапии. В 1950—80-е гг. издает много книг, сделавших его имя известным далеко за пределами психологического сообщества. Главные из них— Смысл тревоги, Любовь и воля, Свобода и судьба. В конце 1950-х— начале 60-х гг. он, наряду с А. Маслоу и К. Роджерсом, стал одним из организационных и идейных лидеров гуманистической психологии и до самой смерти оставался связан с этим течением, хотя высказывал впоследствии разочарование отходом движения от его экзистенциально-феноменологических корней. В своих книгах М. рассматривает ключевые проблемы жизни человека. Многие из них вытекают, согласно М., из фундаментальной способности, присущей только человеку, воспринимать себя как субъекта и как объект. Эти два полюса задают континуум, в котором движется сознание человека. Анализируя проблемы современного человека, М. выдвигает на передний план проблему тревоги. Сама по себе тревога — нормальное, даже конструктивное чувство, связанное с ощущением угрозы чему-то значимому: физической жизни, психологической жизни либо личностным ценностям. Патологической является лишь тревога несоразмерная поводу и задача психотерапевта не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее и не допустить перерастания нормальной тревоги в патологическую. Гибкость личностных ценностей является фактором, облегчающим совла-дание с нормальной тревогой. Аналогичным образом нормальная, соразмерная с ситуацией вина — это один из аспектов отношений с людьми. Она конструктивна, в отличие от патологической вины, перерастающей из нормальной. Источником высших специфически человеческих свойств, таких как способность отличать свое Я от окружающего мира, ориентироваться во времени, выходя за пределы настоящего и др., является самосознание. В отличие от простого осознания-бодрствования, присущего и животным, самосознание присуще только человеку. Оно характеризуется интенциональнос-тью и осознанием своей идентичности, своего Я. Бессознательное М. отождествляете невыявленными и нереализованными потенциями человека. Идентичность, чувство Я является исходной точкой психологической жизни человека. Я М. определяет как функцию организации индивидом самого себя, внутренний центр, из которого человек сознает как окружающее, так и различные стороны самого себя. Любые действия человека, в том числе любой невроз направлен на сохранение своего внутреннего центра. Становление личности, по М., — это развитие чувства Я, ощущения себя субъектом. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей, определяющих течение жизни, и переход к выбранным действиям и отношениям. Свобода — это способность человека управлять его собственным развитием, тесно связанная с самосознанием. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря самосознанию мы можем прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, в которую мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции. Свобода кумулятивна: каждый свободно осуществленный выбор увеличивает свободу последующих выборов. Свобода не противоположна детерминизму, а соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять, и только по отношению к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство детерминизма человеческой жизни, М. называет судьбой. М. различает целый ряд уровней таких данностей: космическая судьба, генетическая судьба, культурная судьба и конкретные обстоятельства. Возможны разные способы взаимодействия с судьбой: сотрудничество, осознанное принятие, вызов или бунт. Парадокс свободы заключается в том, что своей значимостью она обязана судьбе и наоборот; свобода и судьба немыслимы друг без друга. Противоположность свободы — автоматический конформизм. Свобода от зависимостей порождает тревогу, противостоять которой позволяет мужество. Цена свободы — неизбежность зла. Если человек свободен выбирать, никто не может гарантировать, что его выбор будет таким, а не иным. Все великие святые считали себя великими грешниками, ибо были чрезвычайно чувствительны к добру и злу. Восприимчивость к добру означает чувствительность к последствиям своих действий; расширяя потенциальные возможности для добра, она одновременно расширяет возможности и для зла. Освобождение является целью психотерапии — освобождение от симптомов, от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д. Одновременно психотерапия стремится к осознанию пациентом своих возможностей, своей свободе выбирать свой образ жизни, принимая неизбежное. Экзистенциальная психотерапия, по М., не является школой, противостоящей другим психотерапевтическим школам, она, напротив, позволяет расширить и углубить контекст любой психотерапии. Заслуги М. получили достойное признание. В 1970 г. он получил премию Р.У. Эмерсона, а в 1971 г. — золотую медаль и премию АРА за выдающийся вклад в науку и практику клинической психологии. В 1989 г. его именем был назван исследовательский центр Сэйбрукского института в Сан-Франциско — ведущего учебно-научного института, специализирующегося по гуманистической психологии. М.автор трудов: Manстиs search for himself, N.Y., 1953; Psychology and the human dilemma, Princeton, 1967; Love and Will, N.Y., 1969; Power and innocence, N.Y., 1972; The courage to create, Toronto, 1975; The meaning of anxiety, N.Y., 1977; Freedom and destiny, N.Y., 1981; The discovery of being, N.Y., 1983; My quest for beauty, Dallas, 1985; The cry for myth, N.Y., 1991. Д.Л.Леонтьев

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

МЭЙ РОЛЛО

Ролло Риз Мэй родился 21 апреля 1909 г. Его родители, Эрл Тайтл Мэй и Мэти Баутон Мэй, жили в городе Ада, в США. Отец много путешествовал, а мать мало заботилась о детях Они не считали образование своих детей обязательным, даже препятствовали чрезмерным, на их взгляд, интеллектуальным занятиям. Когда у их старшей дочери обнаружили психоз, они списали его на излишние занятия умственным трудом. Сам Ролло Мэй увлекался искусством и литературой, и отношения с родителями у него не складывались, поэтому будущий ученый много времени проводил в одиночестве. В школе он учился неохотно, был хулиганом и лентяем. Он говорил, что школьные занятия дали ему гораздо меньше, чем чтение книг на берегу реки. Впоследствии он, уже будучи известным психотерапевтом, находил причины своей неуспешной личной жизни в проблемах, которыми сопровождались его отношения с матерью и неуравновешенной сестрой. Вскоре семья распалась, и Р. Мэй был рад уехать из дома на учебу. В 1926 г он поступил в Мичиганский университет. Там он участвовал в создании радикального студенческого журнала, а затем и возглавил его Результатом этого стало его исключение. Р. Мэй перешел учиться в Оберлин-колледж в Огайо и, закончив его в 1930 г , получил степень бакалавра. Получив образование, Мэй нашел работу в греческом городе Салоники и вскоре отправился в Грецию преподавать английский язык в колледже Специфика работы оставляла ему много свободного времени, которое он использовал с толком, изучал античную историю, творчество греческих мастеров, сам пробовал рисовать. В выходные и на каникулы он ездил в путешествия, побывал в Турции, Австрии, Польше. Такая активная жизнь не прошла даром: через год Мэй почувствовал себя совершенно усталым и опустошенным, его стало одолевать чувство одиночества. Основы психологического знания, полученные им в колледже, навели его на мысль о причине такого недомогания. Мэй решил, что его источником является неправильный образ жизни, неверные принципы и цели существования. В 1932 г., путешествуя по Австрии, Мэй участвовал в летнем семинаре Альфреда Адлера и очень заинтересовался его идеями. В поисках новых принципов жизни он обратился к религии, считая, что многовековая традиция, накопленная ею, поможет ему в жизненных исканиях. В 1933 г , вернувшись в США, поступил в семинарию Теологического общества. Там он познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом, бежавшим в Америку из нацистской Германии Между ними завязалась дружба, которая оказала большое влияние на Р. Мэя. В 1938 г. он окончил семинарию и получил степень магистра богословия, затем был рукоположен в сан священника. После двух лет служения церкви Мэй разочаровался в выбранном пути и оставил религию. Дальнейший выбор был сделан под влиянием давнишней встречи с А. Адлером: Мэй решил изучать психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Алансона Уайта. Параллельно с учебой он работал психологом-консультантом в Сити-колледже в Нью-Йорке. В то время он познакомился с такими знаменитыми учеными, как Г. Салливен и Э. Фромм Эти люди сильно повлияли на формирование взглядов Р Мэя. Особенно близко Мэй воспринял особенность взглядов Салливена на психотерапевтический процесс как на приключение, приносящее пользу как пациенту, так и врачу. По окончании учебы Р. Мэй стал заниматься частной практикой, а в 1948 г. начал работать преподавателем в Институте Уайта. В 1949 г. совет Колумбийского университета присвоил ему докторскую степень. Он считал, что основная задача психотерапии заключается в обретении пациентом свободы, необходимой для понимания своих возможностей и их использования Нельзя изучать и лечить только симптомы болезни пациента. На самом деле, по мнению Мэя, эти симптомы, по сути, представляют собой попытки убежать от свободы по причине отсутствия (или кажущегося отсутствия) вариантов использования собственных возможностей. Врач, помогая пациенту обрести внутреннюю свободу, избавляет его тем самым от невротических проявлений. Р. Мэй акцентировал внимание на том, что избавление от симптомов болезни не является главной целью. Ученый не давал конкретных решений, как достичь этого, считая, что нужно учитывать личностные особенности каждого. Можно добиться лучшего понимания себя пациентом через установление доверительных личных отношений. В таких условиях человек сможет лучше понять себя, осознать собственный мир и свои ценности Р. Мэй представлял это как своеобразный «поединок с собственной судьбой, с отчаянием, с чувством вины». Оба участника терапевтического процесса являются активно действующими личностями, равноправно участвующими в лечении Обладая богатым воображением, Мэй представлял процесс лечения как путешествие по аду, а затем чистилищу. Терапевт же является проводником, объясняющим человеку, где он находится, и показывающим человеку путь к излечению. В это время у Р. Мэя был обнаружен туберкулез, и ему пришлось отправиться на лечение в санаторий на севере штата Нью-Йорк В то время туберкулез был еще трудноизлечим, и два года, которые ученый провел в санатории, были для него наполнены постоянным ожиданием смертельного приговора и постоянной его отсрочкой Будучи талантливым психологом, Мэй понял, что моральные переживания приносят ему вред и могут послужить причиной прогрессирования болезни. Он попытался изменить свое отношение к болезни, сменить пассивную позицию на более активную. Болезнь оказала влияние не только на мировоззрение Р. Мэя, но и на его теории. Он задумался над проблемами страха и тревоги, изучил работы Фрейда и Кьеркегора, датского философа и теолога. Последний рассматривал тревогу как скрытую от сознания борьбу против небытия. На фоне переживаемых проблем эта концепция показалась ему наиболее правильной. Результаты своих собственных размышлений на эту тему Р. Мэй опубликовал в работе «Значение тревоги», которая стала его докторской диссертацией В конце жизни Р. Мэй обратился к глобальным размышлениям о человеческой судьбе и выборе, который человек постоянно делает в жизни По его мнению, судьба человека не может быть кардинально изменена им или заменена на другую, однако ученый не считал, что человек должен безоговорочно подчиняться велениям судьбы. Каждый может выбирать, как реагировать на события, происходящие в его жизни. Р. Мэй, изучив работы многих психологов, отрицал как возможность сведения природы человека к его инстинктам, так и восприятие его поведения исключительно как реакции на внешние стимулы. Благодаря своим способностям, человек может активно воздействовать на окружающий мир, следовательно, он несет ответственность за то, кто он есть, и за свой жизненный путь. Ролло Мэй умер 22 октября 1994 г. после долгой болезни. В течение жизни он общался со многими известнейшими психологами и мыслителями, поддавался их влиянию и усваивал многие их идеи. Создавая собственные теории, он обобщал опыт многих ученых, учитывал недостатки и достоинства их теорий. Вся жизнь ученого состояла из долгих поисков своего «Я», подобные поиски он проводил и со своими пациентами, пытаясь помочь им вернуть утраченное чувство свободы. К психологии Мэй пришел не сразу, а уже будучи взрослым человеком со вполне устоявшимися личностными характеристиками. В то же время психология стала для него самого возможностью найти свои идеалы в жизни Ролло Мэй отличался высокой трудоспособностью и отличным литературным слогом. Он написал много статей и книг, которые содержат как теоретические выкладки, так и методы клинической терапии.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004