Медиакоммуникация

Найдено 1 определение
Медиакоммуникация
от лат. communicatio - сообщение, передача, от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник) - распространение (с помощью технических средств) между разл. группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость. В состав средств М. входят технические устройства для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия и обмена информацией. Историко-культурное понимание М. связано с идеей о медиасредствах «расширения человека» М. Маклюэна и его четырехступенчатой моделью М., «устная», «рукописная», «книгопечатное общество», «электронная эра». Каждую ступень характеризует особенный когнитивно-коммуникативный стиль - медийно-опосредованная совокупность способов восприятия действительности человеком. Исследование функций М. включает след. подходы: номотетический, связанный с изучением общих эксплицитных закономерностей М. и идеографический, направленный на изучение каждого средства коммуникации как уникального артефакта, с последующей формулировкой имплицитных закономерностей их эволюции. В кач. критериев (оснований) для выделения типов М. могут рассматриваться след. параметры: количество участников (межличностная М., групповая М., массовая М.); диалогичность - монологичность; использование конкретных технических средств; синхронность - диахронность; периодичность - апериодичность; использование вербальных текстов - мультимедийность; использование разл. сенсорных каналов человека в процессе М. Функции М. включают: идеологическое и полит. влияние на аудиторию, поддержание социальной общности, организацию, информирование, просвещение, О. и развлечение. Конкретное содержание функций М. с одн. стор., определяется спецификой социального, эконом. и культурного контекста, с др. стор. - радикальным образом изменяет формы и способы коммуникации, культурного производства и потребления, сферу эконом., полит. и межличностных отношений, модели образования. На М. последовательно влияли след. технические и электронные устройства: печать, телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, компакт диск, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем, Интернет. Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать сетевые аппаратнопрограммные средства: компьютерная сеть, электронная почта, глобальная сеть Интернет, сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции, форумы, IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), ICQ (американский коммерческий сервис для О. через сеть Интернет, включающий в себя службу мгновенного обмена сообщениями), а также графический браузер, динамический HTML (от англ. HyperText Markup Language - «язык разметки гипертекста») и интерактивные технологии. Характерные черты сетевой М.: интегративность - включение свойств медиа-предшественников (периодическая печать, ТВ и т. д.), и интерактивность - порождение специфических форм социальных сетей и социальной интеграции. Характерными особенностями компьютерно-опосредованной М. являются: потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere); отсутствие централизованного управления; самостоятельность; паутинный, нелинейный характер взаимодействия (Г. Рейнгольд). Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного О. - с одним собеседником (личная электронная перепис ка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). К психол. особенностям М., созданной на основе компьютерных систем, относятся: анонимность, специфичность выразительных средств, коммуникации, обусловленные отсутствием непосредственного контакта, особый характер восприятия коммуникативного пространства и времени. Для совр. исследований М. характерна междисциплинарность, обращение к широкому спектру теорий. В русле социоцентрического подхода М. рассматривается в контексте обществ. отношений (М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер и др.). Техноцентрические концепции изучают М. как фактор эволюции культуры (А. Моль, Н. Б. Кириллова, В. М. Розин, И. Н. Розина и др.), семиоцентрические связывают с анализ М. с представлениями о первичности знаковых систем (Д. Фиск, Т. Ван Дейк, Дж. Ватсон и др.). В психол. исследованиях М. изучается индивидуальные и групповые процессы, опосредующие М., медиакоммуникативное поведение, индивидуальное использование средств М. и их влияния на человека (П. ВинтерхоффШпурк, Л. В. Матвеева, Ю. В. Мочалова, Т. Я. Аникеева, Е. Е. Петракова, А. Е. Войскунский, Н. А. Носов и др.). Особая актуальность исследований М. определяется ее всесторонним усложняющим воздействием на личность и социум, процессами глобализации и информационными вызовами совр. эпохи, такими как взаимопроникновение физич. мира и киберпространства, познавательное, межличностное и обществ. воздействие информационных сред. Лит.: Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Пер с нем. Харьков, 2007; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М., 2003; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2004; Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Пер с англ. М., 2006; Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований // Educational Technology & Society. 8 (2). 2005. И. М. Богдановская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.09 кб

Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации

Войтик Евгения Анатольевна
Читать PDF
312.04 кб

Особенности дискуссионного риторического процесса в медиакоммуникативном пространстве Южноуральского

Гришанина-Мошкина О.В.
Статья посвящена анализу телепередач Южноуральского региона, в которых автором выявляются конструктивные и деструктивные характеристики дискуссионного риторического процесса.
Читать PDF
137.65 кб

Регион как социальная общность в медиакоммуникативном измерении

Золина Галина Дмитриевна
Рассматривается феномен социальной общности в рамках синергетического подхода к анализу процесса её становления и развития от энтропии (хаоса) к негэнтропии (порядку).
Читать PDF
6.40 мб

Медиакоммуникативные характеристики гражданско-политической активности молодежи в Республике башкрто

Нигматуллина Т.А.
Автор акцентирует внимание на вопросах формирования гражданско-политической активности молодежного сообщества, на том, что создание правового государства, развитие гражданского общества невозможно без привлечения значительной доли
Читать PDF
280.60 кб

Методология научно-образовательной деятельности в системе медиакоммуникаций и художественной культур

Гольдман И.Л.
Читать PDF
232.02 кб

Трансформации статуса аудитории массовой коммуникации: читатель, зритель, медиакоммуникатор

Красноярова Ольга Валентиновна
В статье рассматривается как вместе с развитием технологий и изменениями способов коммуникации происходили трансформации статуса аудитории медиа. В статье выделяются концептуальные положения теории Г.М.
Читать PDF
292.37 кб

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИ

Гольдман Ирина Леонидовна
В статье раскрываются особенности подготовки будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью к профессиональной творческой деятельности в различных сферах в условиях интеграции искусствоведческих (художественных)
Читать PDF
2.33 мб

Каналы медиакоммуникации как площадка для инструментов социальной видеотерапии

Попова Светлана Николаевна
В статье рассматривается социальная видеотерапия как разновидность арт-терапии, которая реализуется через каналы медиакоммуникации социальные сети.
Читать PDF
131.17 кб

Медиакоммуникации и проблемы поиска новой идентичности в усло- виях глобализации

Сыздыкова Ж.С.
Постоянные процессы трансформации общества определяются во многом ролью новых медиакоммуникаций, предоставляющих доступ к глобальному информационному потоку, что обуславливает возможность каждого человека стать частью «глобального
Читать PDF
13.14 мб

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Трушакова Анна Александровна, Качалова Светлана Михайловна
Сегодня библиотека является не только информационным, но ещё и культурным и учебным центром.
Читать PDF
365.02 кб

Конструирование информационного пространства в спортивной медиакоммуникации России

Войтик Е. А.
В статье определяются дефиниция и слагаемые информационного пространства спортивной медиакоммуникации России.
Читать PDF
422.18 кб

Перспективы деятельности Центра конвергенции и медиакоммуникации Тамбовского государственного универ

Зверева Е.А., Самотойлова Т.Е.
В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина функционирует Центр студенческих СМИ, объединивший научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения «ТГУ-ТВ» и газету «Регион. Молодежь».
Читать PDF
104.55 кб

Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации

Шарков Феликс Изосимович, Силкин Владимир Владимирович, Лайшев Ренат Алексеевич
Теоретическая журналистика рассматривается как компонент, институ-ционально входящий в полисистему средств массовой информации, и представля-ющий некий общественно-коммуникативный механизм таких многофункциональных институтов обще
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

Мансков Сергей Анатольевич, Лукашевич Елена Васильевна, Витвинчук Владимир Валерьевич, Фотиева Ирина Валерьевна, Семилет Тамара Алексеевна, Плахин Владимир Тимофеевич, Мансурова Валентина Дмитриевна, Деминова Марина Александровна
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Дугин Евгений Яковлевич
В статье рассматривается взаимосвязь между стратегией цифрового развития России и переходом телевидения на цифровой формат вещания.

Похожие термины:

  • Диалог в медиакоммуникации

    СМИ в кач. обществ. института, стремящегося оказывать влияние на массовую аудиторию, предоставляет свои ресурсы для реализации так называемого наличного дискурса в обществе. В числе механизмов вл