МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА
Один из классических метафизических вопросов относительно связи между тем, что является психическим, и тем, что является физическим. Эта проблема происходит из древнего дуализма Платона, и с тех пор предлагалось много ее "решений"; ниже приводятся основные из них, согласно тому, относятся ли они к дуализму, монизму или представляют собой компромиссы:
Дуалистические: (а) интеракционизм, согласно которому дух и материя признаются отдельными субстанциями, подчиняющимися разным законам, но взаимодействующими и взаимно влияющими друг на друга; (б) психофизика-лизм (или параллелизм), согласно которому дух и материя рассматриваются как два различных, независимых, но тесно взаимосвязанных элемента.
Монистические: (а) материализм, который признает реальность только физического; (б) субъективный идеализм, согласно которому реальна только единственная базовая духовная или мысленная сфера; (в) феноменализм, который считает, что нельзя доказать реальность ни духа, ни материи, а существуют только идеи и впечатления от ощущений.
Компромиссы: (а) двойной аспектизм, в котором признается, что две реальности: физическая и психическая имеют место, потому что каждая из них является специфической точкой зрения (или "аспектом") единственной основной действительности; (б) эпифеноменализм, который рассматривает психическое как беспричинную "тень" физического. См. психика.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Материи и духа проблема
один из классических метафизических вопросов относительно связи между тем, что считается физическим, материальным, и что – психическим, идеальныи или сознанием. Существует несколько принципиально разных подходов к решению данной проблемы.
1. Дуалистические подходы представляют: а) интеракционизм, согласно которому дух и материя являются абсолютно разными субстанциями, подчиняющимися совершенно разным законам существования и развития, но они тем не менее не изолированы и способны определенным образом воздействовать друг на друга; б) психофизикализм (или психофизический параллелизм), согласно которому дух и материя рассматриваются как две различные, независимые и вместе с тем столь тесно коррелирующие одна с другой субстанции, что их следует считать как параллельно протекающие процессы.
2. Монистические подходы представляют: а) материализм, который признает изначальную реальность только физическогой субстанции; б) субъективный идеализм, согласно которому единственной достоверной реальностью является идеальная, духовная или ментальная сфера, ничего другого человеку не дано, ничего иного он не знает и в принципе не способен когда-либо узнать, что именно стоит за его ощущениями, то есть феноменами сознания; в) близкий субъективному идеализму феноменализм, который исходит из того, что невозможно доказать ни реальность духа, ни реальность материи, а существуют только то, что человек называет своими идеями и впечатлениями, которые он получает от органов чувств; в) объективный идеализм, который признает базовой, изначальной или первичной реальность духовного начала, некоей идеи (замысла, информации, создателя и т.п.), материю же считает воплощением этой гипотетической идеи; исчезни вдруг эта информация, и в мире не появится более ни одна книга, ни одно существо или какой-нибудь предмет, а то, что существует, вмиг и навсегда превратится в ничто.
3. Компромиссные подходы представляют: а) двойной аспектизм, в котором признается, что обе эти реальности (физическая и психическая) все же существуют и что каждая из них является «специфической точкой зрения» (аспектом) или единственной сущностью, основой действительности; б) эпифеноменализм, который рассматривает психическое как некое сопровождении, “тень”, то есть бесплотный и ни на что не влияющий отзвук физического, то есть нейрофизиологических процессов, протекающих в головном мозге.
В целом упомянутые решения психофизической проблемы пока что носят спекулятивный, схоластический характер, эта многовековая дискуссия фактически ведется вокруг пустых, бессодержательных слов, поскольку обозначаемые ими понятия не определяются сколько-нибудь однозначным и общепринятым образом и вообще неизвестно, что может стоять за столь расплывчатыми понятиями, каковыми являются как «материя» и «сознание». Однако рассматривать эту дискуссию в качестве досужей болтовни философов все же не следует, поскольку за каждой из упомянутых позиций изначально скрывается вполне определенное отношение исследователей к миру, обществу и человеку.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012