МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Зрительная маскировка
Ухудшение восприятия тест-объекта вследствие предъявления непосредственно перед ним или сразу же после него другого стимула.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Маскировка зрительная
ухудшение восприятия зрительного объекта в присутствии других фоновых зрительных стимулов (например, изображение помещается на фон случайно расположенных черных и белых квадратиков меньшей яркости, чем оно само).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ
ухудшение распознания признаков стимула (актуально воспринимаемого предмета) при предъявлении другого стимула, могущего:
1) действовать одновременно с основным (маскировка симультанная);
2) предшествовать ему (маскировка прямая);
3) следовать за ним (маскировка обратная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Зрительная маскировка
Словообразование. Происходит от фр. masquer - делать незаметным.
Категория. Феномен восприятия.
Специфика. Ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого, фонового, стимула.
Виды:
- симультанная зрительная маскировка, когда фоновый стимул действует одновременно с основным;
- прямая маскировка, когда - предшествует ему;
- обратная маскировка, когда - следует за ним.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ
англ. visual masking) - частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье "Маскировка изображений", а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) - в статье "Камуфляж".
При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.)
Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации (интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее "читаемости". Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности "созреть" его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. По-видимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004