МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспар

Найдено 1 определение
МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспар

(1884—1942) — польско-английский антрополог, этнограф и социолог. Основоположник функциональной школы в антропологии и социологии. Д-р философии и физико-математических наук (1908). Профессор (1927). Окончил Краковский ун-т (1908), где специализировался по физико-математическим наукам. Интересовался проблемами философии, этнографии и культурологии. Позднее учился в Лейпциге у психолога В. Вундта и в Лондоне у этнографа Дж. Фрэзера. В 1913 г. начал преподавательскую деятельность. С 1927 г. жил и работал в Великобритании (Лондоне). Руководил кафедрой этнографии Лондонского ун-та. В 1938 г. переехал в США, где занимался исследовательской и педагогической деятельностью в Гарвардском и других ун-тах. Научную работу начал с исследования проблемы семьи у аборигенов Австралии. В годы Первой мировой войны провел полевые этнографические исследования в Меланезии (Новой Гвинее, островах Тробриан и др.). В 1920-х гг. испытал влияние психоаналитических идей и использовал их вместе с результатами своих исследований при разработке социальной (культурной) антропологии и функционального подхода в социологии. Заложил основы традиции применения категориально-понятийного аппарата психоанализа при исследовании и описании антропологических, этнографических и культурологических проблем. Вместе с тем, основываясь на результатах своих конкретных исследований, поставил под сомнение универсальность Эдипова комплекса. Подчеркнул, что комплекс Эдипа зависит от особенностей социальной организации и в разных сообществах действует по-разному. Развивая собственную версию функционального подхода, исследовал различные институты культуры, которые интерпретировал как единицы человеческой организации. Уделял большое внимание исследованию первичных (биологических) и вторичных (культуро-генных) потребностей человека, культурной традиции и функционированию культуры. Рассматривал культуру как порожденную человеческими потребностями некую интегральность, ориентированную на удовлетворение потребностей людей. Считал, что культура является подлинным предметом антропологии. М. разработал оригинальную теорию культуры. Придавал большое значение проблеме единства антропологии и утверждал, что действительной основой для единения всех отраслей антропологии является научное исследование культуры. Подчеркивал утилитарные возможности этнографии и социальной (культурной) антропологии. Исследовал проблемы сексуальности (в том числе связь сексуальности с мифологией и культурой), проблемы психологии, родства, обычаев, права, магии, религии, этики, экономики и т.д. Оказал влияние на развитие социологического психологизма и ряда направлений философии, социологии, антропологии, культурологии и этнографии. М. автор книг: Семья у аборигенов Австралии. Социологическое исследование (1913); Аргонавты тихоокеанского запада (1922); Отцовство в первобытной психологии (1927); Секс и подавление в первобытном обществе (1927); Основания религии и морали (1929); Научная теория культуры (1944); Свобода и цивилизация (1944); Динамика культурных изменений (1945); Магия, наука и религия (1948), в рус. пер. издана в 1998. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005