МАГИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МАГИЯ
волшебство, чародейство, колдовство; специальные действия и обряды, якобы влияющие на мир и человека сверхъестественным образом.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

магия
[magic] Использование сверхъестественных средств с тем, чтобы воздействовать на определенное событие либо предопределить тот или иной его исход (например, наложение заклятия на кого-либо или что-либо, напускание чар). См. также: сверхъестественный; колдовство; знахарство.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

МАГИЯ
magic) Примитивные, суеверные действия, основанные на предположении, что можно влиять на природные процессы с помощью манипуляций, оказывающих воздействие или умиротворяющих сверхъестественные силы; либо, как в случае с симпатической магией, путем действий, сходных с теми, которые производит маг. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; РИТУАЛ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

МАГИЯ
1. Чародейство, волшебство, колдовство. 2. Совокупность специальных, ритуальных действий и обрядов, способных сверхъестественным путем влиять на людей, предметы, события-на все, что происходит в мире. М. в этом ее понимании представляет разного рода научно не обоснованные попытки воздействовать на психологию и поведение людей через окружающий их мир и происходящие в нем события, контролируемые «магами» (волшебниками). См. ритуал.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МАГИЯ

En.: Magic
1. Практика нового гипноза с большой осмотрительностью пользуется эффектными феноменами, которые могут восприниматься как магические, иметь магический резонанс. Исключение может составить каталепсия руки, поскольку пациенты в гипнозе парадоксальным образом не испытывают большого удивления перед этим необычным феноменом.
2. На практике мне часто приходится пользоваться выражением «как по волшебству». Подобные выражения, хорошо понятные каждому пациенту, позволяют избегать возможной инконгруэнтности и экономят время. С другой стороны, слово «волшебство», вызывающее резонанс с миром детства, может только способствовать гипнозу. Будучи употреблено в таком смысле, это слово освобождается от всякого намека на мистификацию.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

МАГИЯ
(от греч. mageia колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов, которые широко использовались в «формирующейся медицине». Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) получить желаемый результат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике, которую мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, культовые действия стали совершать старейшины рода или наиболее умелые общинники, шаманы.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

МАГИЯ
(Magic; Mdgiey Попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их; и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединяться с их соперничающими целями. Чем более ограничено поле сознания личности, заявлял Юнг, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы. Он определял такую проекцию, как автономный или полуавтономный комплекс, но еще не как субъект интеграции. Вера в М. поэтому предполагает бессознательность как начало, которым индивид либо почти, либо совсем не овладел, и магические ритуалы в этом случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью таких ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является фигурой лиминальной и архетипической, соответствующей мана-личности. См. МАНА-ЛИЧНОСТИ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

МАГИЯ
Magic; Magie) - практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями; форма общения со сверхъестественными "надмирными" силами; объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.
Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы.
Вера в магию предполагает бессознательность как искомое начало, и магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью магических ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является архетипической фигурой, соответствующей мапа-личиости.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Магия
Этим понятием определяется искусство (способность, возможность) воздействия на живые существа и предметы посредством символических средств (речи, жестов и пр.) с целью получить таким образом необычные эффекты. Возможности проведения реальных магических действий ставятся под серьезное сомнение. Это универсальное и часто встречающееся социальное явление соответствует априорному коллективному верованию в способность людей воздействовать на внешний мир, и в то же время оно означает - глубокую неуверенность человека в себе. К магии прибегают примитивные личности, когда предстоит выполнение важной задачи и когда они убеждены, что эта задача не может быть выполнена только собственными силами и поэтому необходимо содействие внешних сил. М. Мос считает, что «действия магии и религии основываются на неосознаваемых идеях». Магическое мышление может появиться у любого человека, даже у цивилизованного. Довольно часто магическое мышление появляется у психически больных под влиянием болезненных переживаний (галлюцинации, бредовые мысли). В большинстве случаев у психически больных магическое мышление прекращается после лечения, но в некоторых случаях может сохраниться на более длительное время.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Магия
приемы колдовства. Существует две группы таких приемов, основанных на фундаментальных законах магического мышления: законе контактности и законе подобия. В первом случае (контактная магия) желаемое свойство передается реципиенту путем его непосредственного контакта с объектом, обладающему таким свойством. Например, наречение новорожденного громким именем предполагает, что свойства знаменитости с таким же именем при контакте с новым его обладателем перейдут к последнему. Еще во времена Шекспира для лечения резано-колотых ран применялось смазывание лечебной мазью оружия, которым эти раны наносились. И т.п. Во втором случае (гомеопатическая магия) нужное свойство реципиент получает путем имитации соответствующей ситуации. Например, бесплодная женщина избавится от стерильности, если поучаствует в имитации родов. Или рекомендации, регулярно транслируемые по радио России, настоятельно рекомендующие пациентам принимать якобы лекарственные средства с названиями типа «астроглаз», «живокост», «баю-бай», «антигрустин» и т.п., очевидно, в расчет на лечебный эффект не только самого препарата, но и его названия. Детский психиатр, в стремлении избежать появления побочных эффектов психофармакотерапии или назначить дефицитный лекарственный препарат, пишет его название на бумажке, а затем прикрепляет ее к руке ребенка, будучи уверенный в том, что желаемый лечебный эффект непременно последует. И т.д. Интересно, что пациенты с магическим поведением, часто несведующие относительно законов палеомышления и ранее не интересовавшиеся колдовством, во время болезни начинают самостоятельно изобретать приемы магии или воспринимать действия окружащих как имеющие магическую силу в одном из указанном здесь понимании.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МАГИЯ
воплощенные в действия представления о могуществе мысли, обрядов и ритуалов, способных оказывать влияние на окружающий мир.
   Размышления о магии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), где было проведено различие между колдовством и магией. Если колдовство означает искусство влиять на духов, успокаивая и примиряя их, лишая их могущества и подчиняя своей воле, то магия игнорирует духов и служит целям защиты человека от врагов и опасностей. Принцип магии – ошибочное выдвижение идеального перед реальным. Одна из самых распространенных магических процедур состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее изображение врага и тем самым иметь возможность производить над ним разнообразные заклинания, действия, манипуляции. Не менее распространенной в истории культуры была также техника демонстрации полового акта с целью обеспечения магическим путем плодородия почвы.
   При рассмотрении природы и смысла магии З. Фрейд отталкивался от предшествующих исследований, в частности, работ Дж. Фрезера, в которых различалась имитативная (гомеопатическая) магия, основанная на сходстве между совершенным действием и ожидаемым происшествием, и контагиозная магия, включающая в себя пространственную связь и соприкосновение (реальное или воображаемое). Оба вида магии объясняются наличием ассоциативных процессов. Однако, как считал З. Фрейд, ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не ее сущность. В действительности магия основывается на желаниях человека, доверии к их могуществу, выдвижении на передний план не предметов внешнего мира, а представлений о них. Словом, господствующий в магии принцип состоит во «всемогуществе мыслей».
   Термин «всемогущество мыслей» З. Фрейд позаимствовал у одного из пациентов, страдающего навязчивыми представлениями. Основатель психоанализа исходил из того, что всемогущество мыслей ярче всего проявляется при неврозе навязчивости, хотя оно наблюдается и при других болезненных состояниях, для образования симптома которых решающим является реальность мышления, а не переживания. Невротики живут в особом мире, в котором на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью является чем-то второстепенным. «Первичные навязчивые мысли таких невротиков по природе своей в сущности носят магический характер».
   В работе «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд отметил, что в борьбе с силами окружающего мира первым оружием человека была магия. Он считал, что «вера в магию берет начало в переоценке собственных интеллектуальных операций, в вере во «всемогущество мысли», которое мы, между прочим, находим у наших невротиков, страдающих навязчивыми состояниями».
   Техника магии связана с намерением навязать реальным вещам законы душевной жизни. Первоначально духи не играют никакой роли, а впоследствии они сами становятся объектом магического воздействия. По мнению З. Фрейда, магия первичнее и старше, чем учение о духах. И если магия сохранила полностью всемогущество мысли, то анимизм уступил часть этого всемогущества духам и тем самым проложил путь к возникновению религий.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
102.75 кб

2002. 02. 023. Джонс Х. Б. Магия, смысл и лидерство: модель Вебера и эмпирическая литература. Harold

Архипова Д. А.
Читать PDF
2.54 мб

Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города

Изотов Александр Борисович
Читать PDF
101.33 кб

Магия экрана: антикультурное самовоспроизводство

Клейменова О. К.
Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной науки в самых разных плоскостях научного знания к понятию самовоспроизводства культуры.
Читать PDF
253.45 кб

Охранительная магия современных анатолийских турок

Иванова Вероника Витальевна
Статья посвящена рассмотрению основных черт турецких магических практик, бытующих в современной Анатолии.
Читать PDF
448.03 кб

Традиционная магия в даосском ритуале: заклинания, мудры, юевы шаги

Зорькина Мариана Сергеевна
Статья посвящена описанию комплекса магических элементов в даосском ритуале, который состоит из устных заклинаний, амулетов, шагов Юя и мудр, а также истории происхождения этих практик, их структуре и основным составным частям.
Читать PDF
61.30 кб

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
259.80 кб

Михаил Алексеевский. Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсовет

Фетисова Т.А.
Читать PDF
1.21 мб

Старая и новая магия

Белоусова Елена Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса о возрождении магии в новых культурных формах.
Читать PDF
104.93 кб

Магия как социальный институт

Григоренко Андрей Юрьевич
Статья посвящена анализу сущности магии и колдовства и их социальной роли в архаическом обществе. Автор исследует социокультурные функции магии и колдовства.
Читать PDF
268.20 кб

Ритуал магия миф (к вопросу о первичности мифоритуала)

Давыдов Иван Павлович
В статье проводится сопоставление с авторской позицией по вопросу генезиса ритуала, мифа, религии и магии точек зрения философа Н. С. Автономовой, социолога М. Ю. Смирнова, религиоведа И. А. Тульпе.
Читать PDF
420.35 кб

Интеробъектная «Магия» и «Метафора» в социоматериальности Интернета вещей

Чеклецов Вадим Викторович
Статья посвящена социоантропологическим измерениям конвергентных технологий, в частности, элементам магического и метафорического сознания, вызванных развитием киберфизических систем Интернета Вещей.
Читать PDF
212.63 кб

Статистика Российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность

Филатов Сергей , Лункин Роман
"СоцИс", М., 2005 г., № 6, с. 35-45.
Читать PDF
777.75 кб

Древняя «Магия слова» и эволюция искусства аргументации

Меркулов И.П.
Читать PDF
453.82 кб

Магия и оккультизм в религиозной ментальности эллинистического социума

Хазина Анна Васильевна, Строганов Д.А.
Статья посвящена анализу феноменов магии и оккультизма в эпоху эллинизма, которые прямо или опосредованно включались в повседневную жизнь, официальную религию, философские учения.
Читать PDF
654.40 кб

От заговора к ритуалу: краткий очерк трансформации понятия «Магия» на постсоветском пространстве

Зоря Екатерина
В статье поднимается вопрос об определении магии в контексте гуманитарных наук и показывается, как фальсифицируются многие распространенные рабочие определения.

Похожие термины:

  • КОЛДОВСТВО (ЧЕРНАЯ МАГИЯ)

    оккультная практика колдовства или черной магии. К. заключается в том, что, производя какие либо ритуальные действия или заклинания, колдун тем самым, якобы, открывает неизвестные людям знания или
  • МАГИЯ ЛЮБОВНАЯ

    /англ. Love Magic; Sex magic/, система иррациональных знаний и методик в сфере взаимоотношений полов; то же, что чары. См. также Сатанизм. Начиная с глубокой древности, производительные силы природы отождес