термин древнегреческой философии, коим обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, основа мира, его порядок и гармония. У З. Фрейда - символ человеческого разума.
ЛОГОС
ЛОГОС
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Логос
греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ЛОГОС
Logos) - принцип логики и структуры, традиционно ассоциируемый с духом, миром отца и образом Бога; по-гречески означает "слово" или "разум"; Гераклит под Логосом представлял универсальный разум, правящий миром, и именно в этом смысле его понимал и использовал Юнг.
"Не существует сознания без различения противоположностей. Именно отцовский принцип, Логос, вечно сражается за высвобождение себя из первичной теплоты и первичной темноты материнской утробы, короче говоря, из бессознательного" (CW 9i, par. 178).
"Под Логосом я имею в виду различение, суждение, прозрение, а под Эросом - способность к связи, соединению. Я рассматриваю оба понятия в качестве интуитивных идей, которые не могут быть определены точно или исчерпывающе. Это достойно сожаления с научной точки зрения, но с практической сохраняет свою ценность, так как оба понятия очерчивают опытное поле, которое в любом случае трудно определить" (CW 4, pars. 224f; МС, пар. 224).
В своих поздних работах по алхимии Юнг описывает Логос и Эрос как психологические эквиваленты солнечному и лунному сознанию, архетипические идеи, созвучные восточным понятиям Инь и Ян - различным качествам энергии. Юнга никак не смущало то обстоятельство, что Эрос оказывался более "присущ" женскому сознанию, а Логос мужскому. Соответственно он наличие Эроса у мужчины объяснял влиянием анимы, а Логоса у женщины воздействием анимуса.
"На сознание в значительной степени влияет лунная анима у мужчины и солнечный анимус у женщины. Даже если мужчина порой и не подозревает о своей одержимости анимой, он имеет в общем и целом, по понятным причинам, более живое впечатление об одержимости анимусом у своей жены, и наоборот" (там же, par. 225).
"Не существует сознания без различения противоположностей. Именно отцовский принцип, Логос, вечно сражается за высвобождение себя из первичной теплоты и первичной темноты материнской утробы, короче говоря, из бессознательного" (CW 9i, par. 178).
"Под Логосом я имею в виду различение, суждение, прозрение, а под Эросом - способность к связи, соединению. Я рассматриваю оба понятия в качестве интуитивных идей, которые не могут быть определены точно или исчерпывающе. Это достойно сожаления с научной точки зрения, но с практической сохраняет свою ценность, так как оба понятия очерчивают опытное поле, которое в любом случае трудно определить" (CW 4, pars. 224f; МС, пар. 224).
В своих поздних работах по алхимии Юнг описывает Логос и Эрос как психологические эквиваленты солнечному и лунному сознанию, архетипические идеи, созвучные восточным понятиям Инь и Ян - различным качествам энергии. Юнга никак не смущало то обстоятельство, что Эрос оказывался более "присущ" женскому сознанию, а Логос мужскому. Соответственно он наличие Эроса у мужчины объяснял влиянием анимы, а Логоса у женщины воздействием анимуса.
"На сознание в значительной степени влияет лунная анима у мужчины и солнечный анимус у женщины. Даже если мужчина порой и не подозревает о своей одержимости анимой, он имеет в общем и целом, по понятным причинам, более живое впечатление об одержимости анимусом у своей жены, и наоборот" (там же, par. 225).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ЛОГОС
(Logos). По-гречески означает «слово», или «разум». Термин использовался язычниками и иудеями, появляется в писаниях ранних христиан. Гераклит под «Логосом» представлял универсальный разум, правящий миром, и именно в этом смысле его понимал и использовал Юнг. Необходимо, однако, иметь в виду, что «Л.» в данном случае понимается как принцип, как начало, не обладающее статусом образа Бога и не являющееся архетипической метафорой (см. АРХЕТИП). Л. — «сущностный разум», трансцендентная идея, которая находит выражение в индивидуальной жизни. Каждый человек, следовательно, обладает своим собственным Л., связывая его в конечном счете со всеобщим смыслом (см. ИНДИВИДУАЦИЯ). Как правило, Юнг говорил о Л. как о духе, а не о материи и наделял его мужским началом. Он пользовался понятиями суждение, различение, постижение как синонимами. Л. отличается от всего, что он считал соответствующим женскому принципу — Эросу, для которого использовал слова типа любовь, близость, родство. А. и Эрос выступают как противоположности, и, поэтому согласно закону энантиодромии сверхзависимость от одного принципа создает ему противоположный. Человек, стойко противящийся Л., оказывается в окружении соответствующего психического начала, активизированного в его бессознательном образами анимы (см. АНИМА И АНИМУС; КОМПЕНСАЦИЯ). Л. включает идею универсальности, духовного оплодотворения, ясности и рационализма. Следовательно, его можно идентифицировать с анимусом. Последний оказывается противоположным личному чувственному настрою и «колдовским» качествам анимы. Тем не менее оба начала мотивируют человеческое поведение (см. ПСИХОПОМП). Юнг соглашался с тем, что Л., как и Эрос, является понятием, которое нельзя ни точно определить, ни эмпирически проследить. С научной точки зрения он находил это достойным сожаления, но с практической точки зрения концептуализация любой сферы опыта весьма существенна. Юнг говорил, что предпочел бы называть образы Л. и Эроса именами Солнца и Луны, которыми пользовались алхимики, персонифицируя, таким образом эти абстракции. Но он соглашался и с тем, что использование образов требует быстрой и живой фантазии, что не всегда удается тем, кто связан с соответствующими интеллектуальными задачами. Хотя образ наиболее полон, его нельзя постичь одним лишь разумом. Относительно этого Юнг писал: «Понятие же есть вещь искусственно созданная и как таковая может служить предметом договора; образы суть сама жизнь» (Собр. соч. Т. 15. Парагр. 226). Тем, кто считает Л. (и Эрос) чем-то точно определенным и четко концептуализированным, будет полезно взглянуть на него как на термин, суммирующий элементы жизненной образности. Будучи в определении Юнга мужским, Л. культурально отождествляется с мужчиной, мужем, братом, сыном и отцом. Юнг считал, что отец оказывает естественное и часто бессознательное влияние на дух и разум, в частности, дочери. Иногда это реализуемое влияние увеличивает ее доверие к разуму до патологического уровня; подобное состояние «одержимости анимусом» описано совместно Юнгом и его женой (1957). Юнг сделал ряд убедительных наблюдений относительно происходящего при преобладании Л. (см. коллективное). Он полагал, что отцовский принцип, Л., стремится высвободиться из начальной теплоты и темноты женского лона. Но отважившийся на это дух неизбежно переживает неудобство от чрезмерного упования на патриархальное сознание. Ничто не существует без собственной противоположности, и именно поэтому сознание не может существовать без бессознательного, также как и Л. без своего компенсаторного дополнения — Эроса. Наблюдения Юнга с равным успехом использовали как защитники патриархальности, так и сторонники освобождения женщин. В другом месте Юнг определяет Л. еще и как «динамическую силу мысли и слова» (Собр. соч. Т. 9ii. Парагр. 293). При этом, возможно, легче col здать стройное представление о Л., можно не принимать во внимание мужскую и женскую комплементарность. Юнг предостерегал об опасности переоценки того, что делает возможным творение, и недооценки самого творения. В этом он усматривал проблемы Эпохи Разума. См. СИЗИГИЯ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.