ЛОГОМАХИЯЛОГОПАТ

ЛОГОНЕВРОЗ

Найдено 7 определений термина ЛОГОНЕВРОЗ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Логоневроз

греч. logos – слово, понятие, учение; neuron – нерв) – см. Заикание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЛОГОНЕВРОЗ

см. лого- + греч. neuron - нерв] - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ЛОГОНЕВРОЗ

лого + греч. neuron - нерв, -osis - суффикс, обозначающий патологическое состояние, болезнь). Невротически обусловленное заикание (заикание может быть и следствием органического поражения головного мозга).

Син.: невроз речи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

Логоневроз

греч. logos + neuron - нерв, osis - суффикс, указывает на расстройство) - заикание, невротическое расстройство речи, вариант системного невроза (наряду с функциональными энурезом, энкорезом, тиками, элективным мутизмом и т.п. нарушениями). Синоним: Невроз речи. См. Заикание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЛОГОНЕВРОЗ

(от греч. logos – слово, речь и neuron – нерв) – невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротическими проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Логоневроз

невротическая форма заикания, при к-рой у человека нет стабильно труднопроизносимых звукосочетаний, а заикание проявляется исключительно в сложных для него ситуациях общения. При этом заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Недугом нарушения речевой коммуникации в форме логоневроза страдает 2,5-3 % населения. Осн. симптом заикания - судороги мышц речевого аппарата. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать говорить и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. До настоящего времени в литературе нет единой т. зр. на то, почему дети начинают заикаться. Но практически все исследователи выделяют ряд факторов, имеющих значение при появлении заикания: 1) Опр. возраст ребенка. Обычно первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет именно в этом возрасте речевая система находится в стадии интенсивного развития и поэтому является избирательно чувствительной к влиянию вредоносных факторов. 2) Состояние центральной нервной системы ребенка. У нек-рой части заикающихся в работе головного мозга отмечаются серьезные недостатки. Как правило, они являются следствием внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм центральной нервной системы. Речь заикающихся может быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение, к-рое можно связать с эмоциональным напряжением, утомлением или заболеванием ребенка. 3) Индивидуальные особенности речевого развития. Большое значение в появлении заикания имеет темп речевого развития, - интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года может способствовать появлению заикания. Кроме того, активное введение в О. второго языка в 1,5-2,5 года, когда ребенок еще в силу возрастных особенностей не овладел в достаточной степени родным языком, связано с большим психич. напряжением. Для некрых детей это безусловно патогенный фактор. 4) Наличие психич. травматизации. Отмечено, что именно вскоре после перенесения острой психич. травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у детей, имеющих опр. особенности нервной системы, могут появиться запинки судорожного характера. 5) Генетический фактор. Повидимому, по наследству передается опр. неполноценность слабость центральных речевых механизмов, к-рые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая предиспозиция проявляется только при наличии дополнительного патологического вредного воздействия. 6) Пол ребенка. По данным разных авторов, у мальчиков заикание встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Исследователи отмечают среди мальчиков и больший процент левшества. Нек-рые авторы рассматривают левшей как группу риска в плане возникновения заикания. У большинства логоневроз проявляется во многих ситуациях, к-рые именно для них являются сложными. Оценка степени тяжести логоневроза складывается из 2 показателей: 1) числа ситуаций в к-рых человек заикается, 2) силы проявления логоневроза. В совр. исследованиях заикание предстает, прежде всего, как нарушение системы О., приводящее к изменениям личности заикающегося. Пациенты с логоневрозом обычно характеризуются след. личностно-поведенческими особенностями: заниженной самооценкой, пассивно-оборонительным поведением, изменениями в когнитивной сфере (искаженное представление о себе как субъекте О., объяснение своих коммуникативных проблем из факта наличия заикания, а не личностных особенностей), неверием в возможность излечения. Ю. Б. Некрасова, ссылаясь на данные В. С. Ротенберга и Г. Аммона, подчеркивает, что в наиболее тяжелых случаях недуга эти изменения ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром и отказу от поисковой активности, что ставит проблему восстановления нарушенного О. через глубинное преобразование личности. Процесс восстановления предполагает перестройку личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной - в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной. В то же время многие специалисты отмечают, что большинство пациентов (а) быстро прекращают занятия с логопедом, с возрастом все более адаптируясь к своему дефекту, или же (б) стремятся переложить на плечи своего лечащего врача и личные проблемы, связывая их с их заиканием. Как отмечают в своем исследовании английские психотерапевты L. Rustin и A. Kurn (199 2), имеются пациенты, уверенные в своей невосприимчивости к лечению, а также такие, кто использует речевой дефект и как средство защиты, и как средство нападения - с целью обидеть др. человека. Рассматривая заикание в связи с нарушением О. в целом, и весь цикл лечебного перевоспитания также можно рассматривать как модель процесса социореабилитации в целом. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2005; Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. СПб., 2005; Сикорский А. И. О заикании. 1889; Шкловский В. М. Заикание. М., 1994. Е. А. Корабельникова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Логоневроз

греч. logos — слово, речь; лат. neurosis — невроз) — расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994), имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Иногда отмечаются сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгациями или остановками в течении речи. В заикании выделены четыре последовательные фазы. По Г. И. Каплану и Б. Дж. Сэдоку (1994), фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Вначале расстройство отмечается эпизодически в течение нескольких недель или месяцев между длительными периодами нормальной речи. После этого периода наблюдается значительный процент выздоровления. Во время этой фазы дети заикаются чаще, будучи взволнованными или огорченными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Расстройство является хроническим, с очень небольшими периодами нормальной речи, если они вообще бывают. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Чаще всего во время этой фазы заикание возникает и усиливается при определенных ситуациях: вызов к доске, беседа с незнакомыми, при покупках в магазине, разговоре по телефону. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. Типичными являются подмена слов и многословие. Заикающиеся избегают ситуаций, требующих речи, и обнаруживают другие признаки страха и смущения. Частота встречаемости этих расстройств в населении РФ — от 1,5 до 2,5%, у юношей в 3—4 раза чаще, чем у девушек. Наиболее часто заикание появляется в возрасте 3—7 лет. Его причинами часто является испуг, перенапряжение речевой функции в результате невротического срыва. В преморбиде у этих пациентов могут иметь место: 1) наследственная предрасположенность; 2) недостаточность нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности — а) вследствие органических поражений ЦНС (травматических и др.), б) вследствие психических заболеваний (например, шизофрении), в) вследствие расстройств, свойственных личностной патологии (психопатии). С момента появления заикание обычно сопровождается возникновением у больных чувства собственной неполноценности и боязни речи, которые не только фиксируют нарушения речевой координации, но способствуют их усилению (Б. Д. Карвасарский. Неврозы. 1990). Наличие заикания способствует формированию таких черт в характере, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость и др., в свою очередь приводящих к еще большей дезорганизации системы личностных отношений (на это указывают, в частности, результаты клинико-психологического и экспериментально психологического исследования). Этот процесс особых психомоторных взаимоотношений обозначают как механизм "порочной спирали" (Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков, 1974; В. М. Шкловский, 1979). Логофобический синдром при заикании может проявляться в двух формах — в виде боязни ситуации и собственно страха речи. Наряду с логофобией возможно появление вторичного генерализованного страха, не связанного непосредственно с речью: общего постоянного беспокойства, боязливости, тревожности, реже обсессий, в отдельных случаях даже с ритуальными действиями. Логофобия часто сопровождается вегетативными реакциями с учащением сердцебиений и дыхания, дрожанием конечностей, повышением артериального давления и др. Особого внимания заслуживают больные с невротическим развитием — наиболее тяжелым полюсом отдаленного этапа хронически текущего заикания, которое формируется примерно в одной трети наблюдений на контингенте стационара для логопедических больных. Клиническая картина в этом варианте характеризуется сложностью, полиморфизмом и определяется стойкой, фиксированной невротической симптоматикой, хронической стойкой депрессией и отчетливыми патохарактерологическими изменениями. Логофобический синдром представлен в развернутом, но несколько своеобразном виде: ситуационный страх перед речью в силу аффективной охваченности больного приближается к сверхценным расстройствам. В соответствии с этим отказ от трудных речевых ситуаций делается более упорным и генерализованным, утрачивает динамичность и становится системой поведения, включаясь в стойкую патохарактерологическую структуру. Аффективные расстройства выражаются в хронической стертой депрессии с безрадостным настроением, чувством неполноценности, несостоятельности, отсутствия перспективы. Все невротические расстройства утрачивают ситуационную зависимость. Толеранстность к психотерапевтическим и медикаментозным воздействиям повышается. В. Г. Казаков и Ю. Л. Фрейдин (1990) выделяют следующие варианты невротического развития: астенодепрессивный, сензитивный, сверхценно-ипохондрический, обсессивнофобический, истерический. Различия этиопатогенеза отдельных вариантов заикания определяют разный подход к их терапии. Основным патогенетическим методом лечения невротического заикания (т. е. собственно Л.) является проводимая психотерапия в разных модификациях. Так, Н. М. Асатиани с сотрудниками (1975) разработана система функциональных тренировок речи, в которой основным является последовательное, поэтапное вовлечение пациентов во все более широкие речевые коммуникации: в условиях облегчающего речевую деятельность аутотренинга и общения в благоприятной обстановке лечебного коллектива, далее — в более сложных условиях коллективного театрализованного представления — при публичном выступлении. Американской организацией речи предложена для лечения заикания в качестве психотерапевтической методики "самотерапия". Последняя основывается на предпосылке, что заикание является не симптомом, а поведением, которое можно видоизменить. Заикающимся говорят, что они могут научиться контролировать себя, частично модифицируя свое отношение к заиканию и частично видоизменяя девиантное поведение, связанное с "блоком заикания". Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональную реакцию и страхи перед заиканием и замещающую их на положительные действия по контролю над моментом появления заикания. Основной принцип состоит в том, что заикание есть то, что человек делает, и заикающийся может научиться изменять то, что он делает. Однако какой бы терапевтический подход не применялся, индивидуальная и семейная поддержка всегда полезны. Коллективная и семейная поддержка ребенка или подростка должна начаться до начала собственного логопедического лечения. Психотерапевтические мероприятия целесообразно комбинировать с психофармакотерапией (транквилизаторы, малые дозы антидепрессантов и др.) и физиотерапией.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено схем по теме ЛОГОНЕВРОЗ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛОГОНЕВРОЗ — 0

Найдено книг по теме ЛОГОНЕВРОЗ — 0

Найдено презентаций по теме ЛОГОНЕВРОЗ — 0

Найдено рефератов по теме ЛОГОНЕВРОЗ — 0

Вы можете заказать написание реферата: