ЛИДЕР

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лидер
человек, который может сделать так, чтобы остальные убеж¬денно и с энтузиазмом совершали верные действия.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

ЛИДЕР

— признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с
принятием им решения в определенных ситуациях.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЛИДЕР
Любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Обычно добавляется прилагательное, характеризующее вид, рассматриваемого лидера или лидерства.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЛИДЕР
авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним (см. также Харизматический лидер).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Лидер
член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ЛИДЕР
англ. leader - ведущий) - член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Лидер
Член группы, за которым она признает (или вынуждена признавать) право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Успех Л. во многом определяется восприятием и признанием членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЛИДЕР
авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных ситуациях и процессах. По характеру воздействия на малую группу различают позитивных лидеров, оказывающих положительное влияние, и негативных, воздействующих отрицательно.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Лидер
член малой группы, имеющий влияние на других ее членов при выполнении совместной деятельности, при общении, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. На лидерскую роль человек выдвигается стихийно вследствие признания членами группы его преимуществ в чем-либо.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛИДЕР
(от лат. leader – ведущий, руководитель) – член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним. Л. бывает формальный (назначенный руководитель) и реальный (признаваемый группой).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛИДЕР
(англ. leader — ведущий, руководитель) — социологический и социально-психологический термин: член группы, осуществляющий руководство. Термин подразумевает прилагательные «официальный» — старший в группе или «неофициальный» — вожак, фактически ведущий за собой группу. Лучше всего, когда тот и другой Л. совпадают в одном человеке.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЛИДЕР
от английского leader – «тот, кто ведёт» – один из членов группы, который признаётся ею как достойный руководить и принимать решения, особенно в значимых для неё обстоятельствах. Л. – это авторитетная личность способная объединить, организовать и регулировать совместную деятельность для достижения поставленной цели, например, в непредвиденной, экстремальной ситуации.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЛИДЕР
член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи; индивид, обладающий способностью психологически воздействовать на других в целях интеграции совместной активности и/или деятельности; статус ведущего члена группы, обладающего фактической властью над другими ее участниками, получаемый его обладателем в процессе и результате отношений в малой группе. (Косолапов Н.А., с.103)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Лидер
англ. leader - ведущий, руководитель) - любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе. Термин обычно уточняется прилагательным, характеризующим вид рассматриваемого лидера или лидерства. В тех нередких случаях, когда это уточнение опускается, термин может использоваться в манипулятивных целях, при этом эксплуатируются такие коннотации термина, как «самый активный», «наиболее компетентный и ответственный», «обладающий качествами руководителя», «знающий все лучше других», «альфа-самец» и т.п.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛИДЕР
(от англ. leader - ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается и закрепляется особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. - организатор, Л. - программист, Л. - исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).
Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействия на людей.

Источник: Акмеологический словарь.

ЛИДЕР
член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Л. обладает неформальным или неофициальным авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель группы. Л. обычно не выбирают и не назначают, им, как правило, становится человек, которого члены группы сами признают своим Л. и который изъявляет желание стать Л. группы. Л. далеко не всегда и не обязательно является официальный руководитель группы, чаще всего им становится кто-либо другой, причем в одной и той же группе может быть несколько Л., и, кроме того, лидеры в группе могут время от времени меняться. См. группа социальная, лидер бюрократический, лидер номинальный, лидер, ориентированный на людей, лидер, ориентированный на работу, лидер харизматический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛИДЕР
от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. – вдохновитель и Л. – исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. играет важную роль в урегулировании конфликтов в организации. Во-первых, от его индивидуальных особенностей зависит количество и содержание конфликтов, возникающих у него с окружающими. Во-вторых, Л. влияет на социально-психологический климат в коллективе и тем самым на конфликтность взаимоотношений. В-третьих, Л. чаще других участвует в урегулировании проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях др. членов группы.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЛИДЕР
член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, - решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности - лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;
2) по характеру деятельности - лидер универсальный и лидер ситуативный;
3) по направленности деятельности - лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер - не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем развития группового.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛИДЕР
(от англ. ведущий) – член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. В группе могут быть как официальные, так и неофициальные Л. Неофициальный Л. оказывает заметное влияние на товарищей, благодаря своим определенным личным качествам, в большинстве случаев положительное (но бывает и отрицательное). Как правило, все Л. превосходят других членов группы по крайней мере в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности. Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс ее внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. – организатор, Л. – программист, Л. – исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействовать на людей. Положение авторитетного Л. заметно влияет на психологию всей группы. В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЛИДЕР
от англ. leader — ведущий) — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Л. является наиболее авторитетной личностью, реально играющей центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Л. может быть одновременно руководителем группы, а может им и не быть. Очень часто понятия «Л.» и «руководитель» отождествляются, что является неправомерным. Основные различия между ними сводятся к следующему. 1) Руководитель назначается официально, а Л. выдвигается неофициально, стихийно. 2) Руководителю законом даны определенные права и полномочия, Л. не обладает системой установленных законом санкций, используя которые, он мог бы воздействовать на ведомых. 3) Руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами, Л. ограничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых отношений. 4) Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел в группе и результаты ее деятельности, Л. никакой персональной ответственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед законом не несет. Признаком хорошей организации группы является совмещение роли Л. и руководителя в одном лице. Если же этого не наблюдается, то взаимоотношения между ними в зависимости от уровня группового развития могут как способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы, так и приобретать конфликтный характер.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Лидер
англ. leader — ведущий] — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т.д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества. В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная "подпитка" властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти. А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ЛИДЕР
субъект-член группы, группировки, альянса, бомонда, богемы, касты, клана, за кот. сами участники альянса-группы и признают приоритет принимать значимо-ответственные решения в онтологическо-субстанционально-важных обстоятельствах-ситуациях, Л. — это и высокорейтинговая-авторитетная личность, кот. исполняет центрально-базальную роль в организации-коррекции-регуляции-контроле совместной деятельности индивидов и регулирует-интенционирует взаимоотношения-взаимосвязи в группировках-группах-союзах; в псих. как науке можно интерпретировать различные кластеры-классы лидеров, например, а) Л. организатор-вдохновитель, 6) Л. энтузиаст-исполнитель, в) универсальный Л., г) онтососитуативный Л., д) чувственно-эмотивный Л., е) рационально-деловой Л., ж) профессионально-компетентный Д., з) научно-авторитетный Л. и т.д.; сам Л. может быть симультанно руководителем союза-группы или же не быть таковым; обычно, в различных кланах, кастах, минигруппах, альянсах самого лидера целеинтенционально-целенаправленно избирают другие индивиды сопричастные к группе или назначают субъекта в качестве ответственного индивида за положение дал в коллективе, группе, союзе, кот. может быть уполномочен индивидуальным правом поощрять-миловать или же наказывать-карать тех или иных субъектов; с понятием Л. тесно коррелируется понятие лидерства; это такой тип отношений приматности-подтнениявоздействия-доминирования-следования-директивности-субординации-императивности, кот. возникает в группе-альянсе-группировке, где роль лидера-ведущего-режиссируемого-дирижируемого исполняет-референцирует-репродуцирует реноме-авторитетное лицо, ориентированное на разрешение различных социально-личностно-онтологическо-деловых проблем, лицо-субъект индивидуально-уполномоченное разрешать проблемы тех или иных субъект-человеческих отношений, ситуационных эксцессов, конфликтов; некот. иссл. считают, что определенным личностям свойственна надисключительность-харизматичность быть Л., благодаря эго-харизме, кот. и позволяет им значимо-весомо, часто в собственных целях, воздействовать на других субъектов; согласно нашим концепциям-постулатам лидером могут быть люди различного социального статуса, различной онтогенетическо-филогенетической психоэволюции, все в таких мультислучаях-эпизодах-мультиситуациях решает ситуационный антураж, свойство-предикаты личности самого субъекта, уровень его интеллекта-эрудиции-адукации, его нацеленность-экзальтационность на реализацию тех или иных целей-задач-замыслов, кои потребностно-значимы-субстанциональны и для других индивидов субъектов р группе-союзе-группировке, кои в свою очередь осознают, что данный субъект и может оказаться или же оказался тем эмпирическо-ментально-компетентным лидером-субъектом, способным, в отличии от всех остальных индивидов, прагмаценностно-прагмаактуализированно результировать-разрешить важно значимую для всех задачу, проблему, цель, поэтому, по мнению-критериям, большинства участников группы за ним и должно быть сохранено неоспоримое право влиять на ход событий, воздействовать на других индивидов, координировать-корректировать их действия, поощрять субъектов, членов-участников группы, клана, группировки, союза или же остракизмоизировать-наказывать их.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
535.71 кб

Организационный лидер посткризисного периода

Базаров Тахир Юсупович, Шевченко Юрий Сергеевич
В статье рассматриваются психологические вызовы, с которыми столкнулись лидеры современных организаций. Социальный контекст анализируется сквозь призму изменений, связанных с развитием информационных технологий.
Читать PDF
815.54 кб

Лидер преобразований и способность извлечь выгоду из кризисной ситуации

Михайлова Ц.
В этой статье рассматриваются способности лидера в условиях кризиса. Лидерство является неотъемлемой частью эффективного управления. Каждый менеджер должен быть лидером, но не каждый лидер является менеджером.
Читать PDF
204.62 кб

Новый лидер и «Старая гвардия» (учебный кейс)

Замулин Андрей Леонидович
Кейс представляет собой описание кризисной ситуации, связанной с вхождением нового генерального директора в должность.
Читать PDF
145.23 кб

Лидер в небольшой компании: как улучшить эффективность образовательного процесса в языковом центре?

Функнер Дмитрий Геннадьевич
Потребность в лидерах существует практически во всех сферах нашего общества. Данная статья рассматривает феномен лидера в сфере образования, на примере лингвистического центра ВАВИЛОН (г. Алматы, Казахстан).
Читать PDF
852.04 кб

Единая Россия партия-лидер в российском политическом пространстве

Баева А. А.
Читать PDF
549.06 кб

Лидер отвечает за все

Читать PDF
4.62 мб

Лидер отвечает за все

Читать PDF
193.77 кб

Ректор лидер современного вуза

Плаксий Сергей Иванович
Читать PDF
277.19 кб

Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик

Балабанова Евгения Сергеевна, Деминская Вероника Эдуардовна
В настоящее время большое количество исследований в области лидерства посвящено тому влиянию, которое трансформационные лидеры оказывают на установки,поведение и результаты работы подчиненных.
Читать PDF
664.16 кб

Какой политический лидер необходим современной России (сквозь призму этнической ментальности)

Шепелева Валентина Борисовна
Представлен взгляд на власть, опирающийся на синергетические позиции, которые предполагают в качестве кода саморазвития нелинейной сложно организованной системы (этноса суперэтноса) этническую ментальность или этнический культурны
Читать PDF
298.86 кб

США - абсолютный лидер мирового фармрынка

Ченцова Мария
Американский фармрынок сегодня можно признать абсолютным лидером, поскольку на его долю приходится почти половина оборотов мирового рынка, а расходы здравоохранения на душу населения в США вдвое превышают общемировые показатели.
Читать PDF
776.38 кб

Профессор Алексей Петров: человек-лидер

Читать PDF
168.66 кб

Лидер в образовании взрослых: к юбилею Е. П. Тонконогой

Вершловский Семён Григорьевич
Дан краткий обзор направлений исследований и научных работ профессора Е. П. Тонконогой
Читать PDF
140.01 кб

Наш современник: лидер, ученый, педагог, гражданин (к юбилею профессора Р. Р. Юсупова)

Гарафутдинов Р. А., Румянцев Е. Д.
Читать PDF
943.60 кб

Лидер Уральского образования

Похожие термины:

  • ЛИДЕР, АВТОРИТАРНЫЙ

    англ. leader + autoritare - власть, влияние) – лидер, наделенный абсолютной властью и единолично принимающий решения по разным, включая и незначительные, проблемам. Чаще термин используется с негативными к
  • ЛИДЕР, БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ

    Лидер, власть которого исходит из официального бюрократического положения, которое он занимает. Никакие другие личностные или индивидуальные характеристики не подразумеваются.
  • ЛИДЕР, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

    Лидер, власть которого определяется договоренностью группы и который действует согласно убеждениям и желаниям членов группы, как индивидуальных, так и коллективных.
  • ДИРЕКТИВНЫЙ ЛИДЕР

    Стиль лидерства, при котором лидер структурирует группу, принимает решения и распределяет поручения.
  • ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЯ

    Лидер, внимание которого направлено в основном на групповую продуктивность или достижения группы.
  • Формальный лидер

    назначенный лидер, который наделен законный властью для воздействия на других.
  • Реальный лидер

    real leader). Тот, кто осознает процесс, стремящийся произойти в группе, сообществе.
  • ЛИДЕР МНЕНИЯ

    человек, к мнению которого люди больше всего прислушиваются, суждениям и оценкам которого они больше всего доверяют.
  • ЛИДЕР ГРУППЫ

    Человек, принадлежащий к группе, который берет на себя выполнение действий, связанных с реализацией роли лидера, либо в результате назначения из; вне (или выборов), либо спонтанно.
  • Руководитель и лидер

    члены группы, которые занимают ведущее место в официальной и неофициальной внутригрупповой «табели о рангах». При этом традиционно руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чащ
  • ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ОТНОШЕНИЯ

    Один из двух типов лидера: лидер в первую очередь заботится о взаимодействии членов группы и об их чувствах.
  • ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ЗАДАЧУ

    Тип лидера, который больше заботится о продуктивности, чем о членах группы.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

    авторитетная личность, обладающая главной и ведущей ролью в организации и консолидации нации для практических действий по реализации национальных интересов, оформленных в виде программных зада
  • ЛИДЕР, НОМИНАЛЬНЫЙ

    Лидер только по названию, но фактически не исполняющий руководящую роль. Подразумевается, что кто-то другой фактически обеспечивает руководство.
  • Лидер организации

    человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.
  • ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    персона, способная воздействовать и воздействующая на других людей в целях интеграции и удовлетворения интересов группы, борющейся за обладание властными ресурсами.
  • Социальный лидер

    Social leader) — Сотрудник организации, главная задача которого заключается в установлении и поддержании конструктивных взаимоотношений членов группы.
  • Трансформационный лидер

    Transformational leaders) — Менеджер, который инициирует смелые стратегические перемены, направленные на укрепление позиций организации в будущем.
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР

    человек, рожденный быть лидером среди людей, наделённый от природы соответствующими чертами и свойствами личности (см. также Черта личности).
  • ЛИДЕР-КОММУНИКАТОР

    лицо, являющееся источником идей и предложений по различным негативным действиям и поступкам, которые потом реализуются другими членами первичной группы.