ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ
– значимость для конкретной личности событий, явлений, действий, определяющая ее отношение к ним, степень ценности, а также интерес и потребности.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности - для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Личностный смысл
индивидуально окрашенное отражение объектно-предметных отношений личности, ради которых человеком осуществляется деятельность. Л. с. — это «значение для меня», субъективное отношение человека к действительности.
Литература
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ
1. Личная ценность, особенная значимость чего-либо и или кого-либо для данного человека, для удовлетворения его наиболее важных потребностей и интересов. 2. Нечто, отличное от значения слова и включающее дополняющие его переживания человека, связанные с восприятием или использованием этого слова в собственной речи или в речи других людей. См. значение слова, смысл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающего мира. Л. с. представляет собой индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Личностный смысл
элемент сознания, представляющий собой субъективно воспринимаемую значимость для индивида тех или иных предметов, явлений. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется связями данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. Порождение Л.с. происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Личностный смысл
подлинное, настоящее отношение конкретной личности ко всему, ради чего развертывается его деятельность, установленные им значения чего-либо для него, для его личности. Он определяет в своем сознании для себя значимость различных явлений, лиц, объектов и т. п. Это определяется во многом тем положением, которое он занимает в обществе. Личностные смыслы – это нечто более глубокое, чем субъективные переживания. И взаимопонимание общающихся, настоящее взаимопонимание происходит тогда, когда достигается совпадение личностных смыслов порождающего и воспринимающего речь.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

Личностный смысл
Категория. Субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов.
Специфика. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

личностный смысл

индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, обьектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. Л.с. является производным от потребностей личности, системы ее отношений. Л.С.Выгодский обосновал концепцию динамических смысловых систем индивидуального сознания личности. А.Н.Леонтьев рассмотрел л.с. как единицу сознания человека. В л.с. прежде всего выражаются смыслообразующие мотивы деятельности, которые проявляются в осознанной деятельности, в поступках, поведении. Л.с. зависит от социальной позиции человека.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.ЛЕОНТЬЕВА порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания.
Меланхолик - темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
ПОЛ - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к–рых развертывается его деятельность; осознаваемое как «значение–для–меня», усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие Л.с. исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Одна из центральных особенностей Л.с. – это производность его от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции. Эта способность определяет и другие особенности психологической природы Л.с., например: опосредованность изменения Л.с. изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания Л.с. для его изменения и др. Поскольку перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношения к действительности, в ряде случаев это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности Л.с., порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя» и утрата смысла существования. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования Л.с. и – шире – динамических смысловых систем является центральной проблемой при изучении путей развития и воспитания личности как индивидуальности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Личностный смысл
реальные интересы и ценности индивида, часто скрываемые (в отличие от общественных, групповых или таких, которые данное лицо часто только декларирует, но не разделяет, к которым приспосабливается).
Личностный смысл – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Познание личностного смысла чего-либо для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно (Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко).
Ср.:
Чужое сердце – мир чужой,
И нет к нему пути!
В него и любящей душой
Не можем мы войти.
И что-то есть, что глубоко
Горит в твоих глазах,
И от меня так далеко,
Как звезды в небесах.
(Д. Мережковский, Поверь мне: люди не поймут)
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя.
(Ф. Тютчев, Silentium)
Волк Ларсен никогда не снимал маски, хотя порой любил играть в откровенность (Дж. Лондон, Морской волк).
Ср.:
Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту (К. Паустовский).
Ср. выражение сделать из чего-либо свои выводы. Ср. смысловой барьер, интересы.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
англ. personal sense, personal meaning) - осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность). Истинный жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме Л. с. с разной степенью полноты и адекватности. Л. с. - это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный Л. с. для разных людей. Познание Л. с. ч.-л. для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно. Л. с. объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта. Соответственно, в Л. с. отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.
Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентации. См. также Смысловой барьер. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Личностный смысл
индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение—для—меня". Понятие Л. с. исторически связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия Л. с. как единицы сознания (А.Н. Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания, а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие Л. с. используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т.д. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие Л. с. смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Л. с. обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из этих особенностей — производность Л. с. от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции. Обусловленность Л. с. социальной позицией определяет и другие особенности психологической природы Л. с.: опосредствованность изменения Л. с. изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания Л. с. для его изменения и др. Поскольку перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности, в ряде случаев это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности Л. с., порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования. Указанные перестройки следует отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний (симпатий, антипатий, желаний, хотений и т.п.), изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания (как и эмоции) выполняют функцию оценки Л. с., способствуя осознанию субъектом его отношений к действительности, их "значимости" для него. При несовпадении субъективных переживаний и Л. с. изменяется направленность субъективных переживаний, а не Л. с. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования Л. с. и — шире — динамических смысловых систем является центральной проблемой при изучении путей развития и воспитания личности как индивидуальности. А.Г. Асмолов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ
субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение - для - меня" усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.
В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:
1) по способу происхождения - содержательно;
2) по форме существования в сознании - функционально., Содержательно - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:
1) мотив не всегда бывает осознанным;
2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.
В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, "значащее переживание".
Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).
Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:
1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;
2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость;
3) выражающие смысл личностный установки смысловые;
4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.
Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования.
Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.
По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.
Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
684.51 кб

Функции личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье представлена функциональная составляющая личностно-смысловой сферы, отражающая многообразие механизмов, факторов формирования и развития аксиологической системы социальной ориентации.
Читать PDF
587.38 кб

Структура личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.
Читать PDF
183.95 кб

Исторический и личностный смысл познания

Макеева Е.А.
Статья посвящена анализу соотношения исторического и индивидуального в реализации осмысления, преобразования и ценностного отношения к окружающей действительности.
Читать PDF
451.74 кб

Модель структурных компонентов личностных смыслов

Барьяхтар О.Ф.
В статье предложена модель структурных компонентов личностных смыслов с учетом пространственной организации жизни человека.
Читать PDF
282.31 кб

Смысловой аспект личностного адаптационного конфликта

Осипчук И. В.
Статья посвящена исследованию нарушений адаптационных механизмов личности и возникновению личностного адаптационного конфликта.
Читать PDF
232.85 кб

Конфликтный смысл жизни как фактор личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье теоретически обоснована и эмпирически доказана гипотеза о том, что внутриличностный конфликт ценностей-источников смысла жизни обусловливает переживание личностью смысложизненного кризиса.
Читать PDF
243.14 кб

Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл

Посохова С. Т.
Оптимизм рассматривается в работе как установка личности на принятие окружающего мира и активную трансформацию негативного в позитивное. Приводятся результаты пилотажного изучения личностного смысла оптимизма.
Читать PDF
4.98 мб

Проблема личностного смысла в инновационной деятельности

Подымова Людмила Степановна, Подымов Н. А.
Читать PDF
305.70 кб

О «Личностном» смысле языковых выражений. Ответ оппонентам

Никифоров А.Л.
Читать PDF
130.87 кб

Психологические противоречия становления личностного смысла

Александрова Н. А.
Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают качественные изменения личности, способствуют переходу к новому состоянию общества.
Читать PDF
370.83 кб

Соотношение личностных и общественных (общезначимых) смыслов

Кравец А. С.
В статье вводится разграничение понятий личностного и общественного смыслов; раскрывается диалектическая взаимосвязь личностных и общественных смыслов общественных индивидов.
Читать PDF
1.20 мб

Смыслы и социальные ресурсы реализации личностного потенциала

Панкова Светлана Николаевна, Архипова Елена Борисовна, Лесина Людмила Александровна
Актуальность. Личностный потенциал заключает в себе способность преодолевать личные трудности, а его качество является важным фактором и показателем развития социальных систем в современных условиях.
Читать PDF
1.36 мб

Личностные смыслы в контексте изучения жизненных планов человека

Поважнюк Елена Александровна
Читать PDF
131.06 кб

Влияние личностных границ на ценностно-смысловую сферу студентов

Буравцова Н.
Читать PDF
652.50 кб

Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса

Батракова Светлана Николаевна
В статье обсуждается актуальная проблема воспитания смыслообразования и смылотворчества учащихся в образовательном процессе. Для ее решения привлекаются труды философов, психологов и педагогов, отечественных и зарубежных.

Похожие термины:

  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ САМОУБИЙСТВА

    Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., 1980) - соотношение желания добровольного ухода из жизни (как цели суицидального действия) и потребности изменения суицидогенного конфликта тем или иным способом, в то
  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

    интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение военнослужащего к целям, мотивам, способам и приемам его профессиональной деятельности и проявляющееся