ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
личностные свойства человека не считаются врожденными и начинают формироваться в первой половине дошкольного детства (до 3 лет). Те качества Л., которые начинают формироваться в ранние годы, впоследствии оказываются наиболее устойчивыми и относительно мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества Л. обычно называют первичными или базисными свойствами Л. Те свойства личности, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, и их, соответственно, называют вторичными или ситуационными. Основное влияние на формирование Л. в начальный период ее становления оказывают люди, которые с детства окружают ребенка, обслуживают его и общаются с ним. Это члены семьи, прежде всего мать и отец ребенка, и другие люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то на его личностное развитие начинают оказывать влияние другие взрослые люди, не входящие в состав его семьи, а также сверстники, с которыми ребенок общается. Когда ребенок учится в школе, значительное влияние на его формирование как личности начинают оказывать учителя и товарищи по классу, а также люди, с которыми ребенок общается за пределами школы и дома. Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста-к 14—15 годам. К данному возрасту у человека уже имеются почти все базисные свойства Л. Начиная с раннего юношеского возраста, человек становится более или менее устойчивой Л., и те изменения в нем как Л., которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу его Л., которая сформировалась в детские годы (до 15-16 лет). Перемены в личности человека, которые могут происходить после 16—17 лет, связаны обычно с особенностями его индивидуального жизненного пути, опыта и образа жизни человека. В жизни каждого человека могут происходить события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно влияют на него как на Л. Такие перемены в Л. человека могут происходить в следующих типичных случаях и ситуациях жизни: 1. Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного для него круга людей и интересов, попадает в новую социальную среду, культура которой значительно отличается от культуры среды, из которой он вышел. 2. Изменение социального статуса человека, например, приобретение собственной семьи, занятие нового, значительно более высокого или, напротив, существенно более низкого, чем раньше, положения в общества. 3. Серьезная психологическая травма, связанная, с утратой близких для человека людей, ценностей, цели или смысла жизни. 4. Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное и длительное (длящееся годами) изменение привычного образа жизни. 5. Переход человека из одного возраста в другой, связанный с заметным возрастным (жизненным) кризисом. Психологический механизм формирования у ребенка новых качеств Л. можно представить следующим образом. Наблюдая за повседневным поведением ребенка, взрослые люди время от времени поощряют его действия и поступки. Соответствующие поощрения обычно рассчитаны на то, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоциональные переживания, которые в сознании ребенка ассоциируются с его собственными действиями и поступками. Эти переживания доставляют удовольствие ребенку, и он стремится повторить или продлить их. Для этого ребенок сам начинает повторять действия, за которые он раньше получил поощрение со стороны взрослого человека. При достаточно частом их повторении подобные действия и поступки превращаются в привычку и далее в черту Л. ребенка. См. личность авторитарная, личность акцентуированная, личность базовая, личность вторичная, личность диссоциальная, личность лабильная, личность маргинальная, личность множественная, личность модальная, личность невротическая, личность преморбидная, личность психопатическая, личность разделенная (личность расщепленная), личность самоактуализирующаяся, личность социопатическая, личности типа А, личность типа Б, личность типа «t», личность типа «T».

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.43 мб

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Андреева Ирина Анатольевна
В статье раскрыты особенности развития и формирования личности на современном этапе. Особое внимание уделено факторам, влияющим на становлении личности.
Читать PDF
170.61 кб

Значение культуры в формировании разносторонне развитой личности

Николин Владислав Аликович, Сачкова Екатерина Сергеевна
Кризис мировой экономики является лишь следствием кризиса культуры и нравственности, достигшего своей критической точки.
Читать PDF
605.41 кб

Механизмы культурной детерминации формирования и развития личности

Смирнов Талибжан Анатольевич
Рассматриваются механизмы формирования и развития личности, обусловленные культурными традициями, нормами, символами, а также процессы коммуникации, интериоризации и социального взаимодействия.
Читать PDF
202.15 кб

Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности

Ковыляев Константин Николаевич
Раскрыты и обоснованы характеристики гуманитарной среды вуза в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса.
Читать PDF
522.22 кб

Профессиональное развитие и Формирование личности будущего педагога

Быкова Надежда Сергеевна, Железова Яна Игоревна, Швецова Юлия Владимировна
В статье рассматриваются аспекты становления и развития личности будущего педагога.
Читать PDF
1.61 мб

Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности

Арцимович И.В.
Статья посвящена анализу научных источников в понимании рефлексии как основы личностного, коммуникативного, интеллектуального познания и ее влияния на самоотношение и самореализацию личности.
Читать PDF
927.58 кб

Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности

Огородников Александр Юрьевич
В статье рассматриваются механизмы формирования гармонично развитой личности, этапы этого процесса, характер интериоризации ценностей, способствующий или препятствующий становлению целостности личности.
Читать PDF
418.58 кб

Формирование и развитие категории личности: историко-теоретический аспект

Жичкина Светлана Евгеньевна
Исследуются генезис, особенности и условия формирования теоретико-правовой категории личности. В процессе исторического анализа выявляются роль и значение личности в обществе и государстве.
Читать PDF
312.08 кб

Условия и механизмы формирования и развития социальной идентичности личности

Шамовская Т. В.
В статье в качестве условий формирования и развития социальной идентичности личности рассматриваются особенности процесса социализации в современном обществе.
Читать PDF
204.51 кб

Развитие интереса к книге и чтению в формировании творческой личности ребенка

И. Ф. Гайворонская
Читать PDF
63.79 кб

Влияние социальных условий на формирование и развитие стратегии жизни личности

Щербакова Л. Н.
Статья посвящена проблеме влияния общества на развитие стратегии жизни личности. Приведен теоретический анализ различных подходов к данной проблеме; отражены точки зрения таких авторов, как Б.Г. Ананьев, К.А.
Читать PDF
598.32 кб

Роль внеклассных занятий по музыке в формировании гармонично развитой личности

Карачева Елена Викторовна
В работе представлена актуальная проблема формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке.
Читать PDF
156.10 кб

Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека

Осипова Любовь Борисовна, Устинова Оксана Вячеславовна
Данная статья посвящена актуальной теме формированию гражданственности в процессе развития личности. Гражданские ценности определяют жизненную позицию молодёжи. Авторами комплексно раскрывается содержание категориальных понятий.
Читать PDF
227.03 кб

Формирование педагогических ценностей в структуре творческого развития личности

Набиуллин Ленар Габбасович
В статье раскрывается роль педагогических ценностей как компонента творческого потенциала личности педагога. Представлена структурно-функциональная модель формирования ценностных ориентаций
Читать PDF
292.62 кб

Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория

Ильин Владимир Сергеевич
Рассмотрены требования к педагогическим средствам формирования личности, функции школы как института воспитания нравственного, разносторонне развитого человека.