ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
личностные свойства человека не считаются врожденными и начинают формироваться в первой половине дошкольного детства (до 3 лет). Те качества Л., которые начинают формироваться в ранние годы, впоследствии оказываются наиболее устойчивыми и относительно мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества Л. обычно называют первичными или базисными свойствами Л. Те свойства личности, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, и их, соответственно, называют вторичными или ситуационными. Основное влияние на формирование Л. в начальный период ее становления оказывают люди, которые с детства окружают ребенка, обслуживают его и общаются с ним. Это члены семьи, прежде всего мать и отец ребенка, и другие люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то на его личностное развитие начинают оказывать влияние другие взрослые люди, не входящие в состав его семьи, а также сверстники, с которыми ребенок общается. Когда ребенок учится в школе, значительное влияние на его формирование как личности начинают оказывать учителя и товарищи по классу, а также люди, с которыми ребенок общается за пределами школы и дома. Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста-к 14—15 годам. К данному возрасту у человека уже имеются почти все базисные свойства Л. Начиная с раннего юношеского возраста, человек становится более или менее устойчивой Л., и те изменения в нем как Л., которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу его Л., которая сформировалась в детские годы (до 15-16 лет). Перемены в личности человека, которые могут происходить после 16—17 лет, связаны обычно с особенностями его индивидуального жизненного пути, опыта и образа жизни человека. В жизни каждого человека могут происходить события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно влияют на него как на Л. Такие перемены в Л. человека могут происходить в следующих типичных случаях и ситуациях жизни: 1. Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного для него круга людей и интересов, попадает в новую социальную среду, культура которой значительно отличается от культуры среды, из которой он вышел. 2. Изменение социального статуса человека, например, приобретение собственной семьи, занятие нового, значительно более высокого или, напротив, существенно более низкого, чем раньше, положения в общества. 3. Серьезная психологическая травма, связанная, с утратой близких для человека людей, ценностей, цели или смысла жизни. 4. Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное и длительное (длящееся годами) изменение привычного образа жизни. 5. Переход человека из одного возраста в другой, связанный с заметным возрастным (жизненным) кризисом. Психологический механизм формирования у ребенка новых качеств Л. можно представить следующим образом. Наблюдая за повседневным поведением ребенка, взрослые люди время от времени поощряют его действия и поступки. Соответствующие поощрения обычно рассчитаны на то, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоциональные переживания, которые в сознании ребенка ассоциируются с его собственными действиями и поступками. Эти переживания доставляют удовольствие ребенку, и он стремится повторить или продлить их. Для этого ребенок сам начинает повторять действия, за которые он раньше получил поощрение со стороны взрослого человека. При достаточно частом их повторении подобные действия и поступки превращаются в привычку и далее в черту Л. ребенка. См. личность авторитарная, личность акцентуированная, личность базовая, личность вторичная, личность диссоциальная, личность лабильная, личность маргинальная, личность множественная, личность модальная, личность невротическая, личность преморбидная, личность психопатическая, личность разделенная (личность расщепленная), личность самоактуализирующаяся, личность социопатическая, личности типа А, личность типа Б, личность типа «t», личность типа «T».
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007