ЛЕВОРУКОСТЬ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕВОРУКОСТЬ
mancinism) - преимущественное использование человеком левой руки в процессе выполнения различных видов деятельности.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Леворукость
Категория. Характеристика двигательного навыка.
Специфика. Врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Леворукость
Генетически обусловленное пользование преимущественно левой рукой при осуществлении целенаправленных действий, выполняемых обычно правой рукой, например, письмо, рисование, пользование ложкой, молотком и др. Л. может быть скрытой, в процессе онтогенеза у индивидуума вырабатываются навыки по выполнению этих действий правой рукой. Скрытая Л. определяется спонтанно, при некоторых аффективно обусловленных состояниях и с помощью несложных поведенческих тестов. Л. свидетельствует о локализации высших корковых функций - речи, чтения, письма и др. в правом полушарии головного мозга.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЛЕВОРУКОСТЬ
доминирование левой руки, коя становится ведущей - прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария мозга головного. В нейропсихологическом исследовании существует положение о важности учета доминантности полушарий мозга головного у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, характерных для правшей при поражении у них полушария левого или правого. Так, при поражении речевых зон полушария левого у левшей отсутствуют нарушения речевые афазического типа (-> афазия); наоборот, при поражении полушария правого они могут возникнуть.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Леворукость
Обусловленное врожденно или вынужденное преимущественное пользование левой рукой. Человек с врожденной Л. называется левшой. Предполагается, что у него ведущее значение имеет правое полушарие мозга. Причины возникновения Л. окончательно не установлены. Морфологическими и функциональными показателями Л. (в том числе и скрытой) являются большие размеры левой кисти и развитие вен на ее тыльной стороне, большая ширина ногтя 5-го пальца, при непроизвольном сплетении пальцев рук 1-й палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании левая рука также бывает сверху и т. д. Переучивание левшей к преимущественному пользованию правой рукой неблагоприятно сказывается на их психическом и интеллектуальном развитии.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Леворукость
вид функциональной асимметрии рук (см. Асимметрия полушарная функциональная), проявляющийся в предпочтении использования левой руки в быту и труде. Различают генетическую (от рождения) и патологическую Л. Последняя возникает вследствие повреждений мозга в ранний период жизни ребенка (например, родовых травм, приводящих к ослаблению мышц правой руки). Патологических левшей больше, чем врожденных (последних около 4—5%). Насильственное переучивание левшей на правшей ведет во многих случаях к неврозам, в том числе и к неврозу речи — заиканию. Поэтому в школах запрещено заставлять детей-левшей писать правой рукой.
Приписывание врожденным левшам как гениальности, так и дефективности не имеет серьезных научных доказательств.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Леворукость
генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). Леворукость может быть латентной, спонтанно выявляющейся в аффекте или в тестах. О наличии последней могут свидетельствовать: 1. несколько увеличенные левая рука и кровеносные сосуды на ней в сравнении с правой рукой; 2. увеличенный ноготь на левой руке в сравненни с ногтем на правой руке; 3. более дифференцированная мимика на левой половине лица; 4. при сжимании кистей рук с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается находящимся сверху; 5. при аплодировании активнее действует левая рука. Леворукость указывает на локализацию высших корковых функций (чтения, письма, речи и др.) преимущественно в правом полушарии головного мозга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛЕВОРУКОСТЬ
стойкое предпочтение действовать левой рукой. Л. может быть врожденной или вынужденной. Врожденная Л. может быть обусловлена функциональной слабостью левого полушария головного мозга (к–рое иннервирует в основном правую половину тела, в т.ч. правую руку, а также служит материальным субстратом такой важной функции, как речевая, и, т.о., является «ведущим») вследствие перенесенных внутриутробно интоксикаций, инфекций или травм головного мозга плода. В связи с этими нарушениями в деятельности левого полушария функцию «ведущего» в порядке компенсации принимает на себя правое полушарие. Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки. Наряду с явной, в некоторых случаях наблюдается скрытая Л. Она обнаруживается тогда, когда человек, в детстве наученный постоянно пользоваться правой рукой как ведущей (при еде, письме, работе), в непривычных для него действиях или в состоянии аффекта отдает предпочтение левой руке. Преобладание правого полушария у леворуких (левшей) выражено не так ярко, как у праворуких преимущества левого полушария. При обнаружении у ребенка Л. не следует его насильно переучивать, т.к. это может привести к нарушению плавности речи, в частности к заиканию, к невротическому состоянию и др. нарушениям. Но необходимо все же развивать обе руки.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛЕВОРУКОСТЬ
– предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В некоторых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., часто встречается скрытая Л. Человек с такой Л. приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой (см. Амбидекстрия).
В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Известны факты, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности к заиканию.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ЛЕВОРУКОСТЬ
англ. left-handedness) -врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. м. б. наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.
Наличие врожденной Л. в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов) и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария (напр., при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого "субдоминантного" для правшей полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств.
Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Леворукость
один из вариантов межполушарной организации мозга, при котором левая рука является ведущей в различных двигательных операциях (письмо, рисование, еда, одевание, зажигание спички и др.). При ведущей левой руке другие ведущие анализаторные системы (ухо, глаз) могут быть или тоже левыми ("чистый левша") или правыми ("леворукий"). Таким образом, термины Л. и "левша" в современной литературе не совпадают, хотя раньше они были синонимами. Л. может быть врожденной или приобретенной, если из-за каких-либо дефектов правой руки человек вынужден пользоваться левой (переученный праворукий или правша). Число Л. и левшей в популяции не превышает 5—7% (по данным разных авторов). Помимо явной, существует и скрытая Л., когда у испытуемого отмечаются отдельные признаки предпочтения левой руки в разных моторных пробах (например, в тестах "замок", "апплодирование", "поза Наполеона" и др.). Количество лиц с признаками скрытой Л. существенно больше явных Л. и левшей и достигает в разных выборках 30—40%. Л. и левшество отражают разную степень доминирования правого полушария над левым. Л. и левши обнаруживают достоверные отличия от праворуких и правшей по своему психологическому статусу: по эмоционально-личностным, когнитивным и моторным процессам. Они характеризуются более высокой эмоциональной реактивностью, более тонким различением ряда базальных эмоций (см. Базальные эмоции), менее успешным выполнением зрительно-пространственных задач и др. Проблема Л. и левшества изучена недостаточно. С одной стороны Л. коррелирует с выдающимися способностями (к музыке, математике, изобразительному искусству и др.), с другой — среди лиц, страдающих различными психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией и др.), а также лиц — с низким уровнем интеллекта (олигофрения и др.) — "удельный вес" Л. и левшей выше, чем среди здоровых. В связи с этим возник вопрос о существовании нормальных (фамильных) и патологических (приобретенных) Л. и левшества; последние, по-видимому, обусловлены нарушениями внутриутробного развития мозга. Л. и левшество связаны с полом: признаки доминирования правого полушария (явная и скрытая Л.) чаще наблюдаются у женщин, чистое левшество — у мужчин. Существуют литературные сведения о различном количестве Л. и левшей в разных странах, о связи Л. и левшества со временем рождения. У Л. и левшей возможны необычные способности (зеркальное письмо, цветной слух, "вещие сны" и т. п.). В клинике локальных поражений головного мозга у Л. и левшей наблюдаются иные нейропсихологические синдромы, чем у праворуких и правшей. Различия связаны прежде всего с речевыми функциями. Отличается большая вариативность нейропсихологических синдромов у Л. и левшей. Разработаны различные методы оценки Л. и левшества, которые характеризуют асимметрию как моторных, так и сензорных функций, и являются основанием для построения профиля асимметрии. Фактор Л и левшества учитывается при профотборе (прежде всего — на водительские специальности), а также при отборе детей в спортивные, музыкальные, художественные школы.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ЛЕВОРУКОСТЬ
ЛЕВАРУКАСЦЬ / LEFT-HANDEDNESS– врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Л. встречается примерно у 15% людей, чаще у мужчин, чем у женщин. Л. часто встречается среди однояйцевых (монозиготных) близнецов, некоторых групп людей с неврологическими расстройствами, такими как эпилепсия, и др. Л. может быть врожденной, наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития в силу какого-либо повреждения головного мозга, чаще– левого полушария. Существуют теории, что если плод испытывал воздействие высокими дозами тестостерона или ультразвука, то это тоже увеличивает вероятность Л. Вынужденная Л. обусловливается также повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею. Кроме явной Л. бывает и скрытая. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первой относятся большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др. Наличие врожденной Л. в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария (например, при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого «субдоминантного» полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств. Декстрастресс / Дэкстрастрэс. В СССР было характерно переучивание детей с Л., однако, как показал опыт, это приводило к существенному ухудшению психического и физического здоровья, что получило название «декстрастресс», по А. П. Чуприкову– болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды. В наиболее яркой форме декстрастресс проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием является ухудшение здоровья ребенка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессии, страхов, ночного энуреза, заикания и др.), обострение скрытых последствий перинатальной гипоксической энцефалопатии, вплоть до эпилепсии. В 1985 г. Министерством здравоохранения СССР, в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей. Сегодня исследование леворуких детей и разработка методик их обучения является одним из важных направлений педагогики, специальной психологии. Существуют гипотезы о связи Л. с особенностями мышления: праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя анализ– метод решения проблемы, который требует разделить ее на составляющие и проанализировать каждую часть отдельно; леворукие– обрабатывают информацию, используя синтез– смотря на целое и пытаясь использовать соответствие образцам, чтобы решить задачу. Существуют различные методики диагностики Л., в частности тест «Индекс руки» И. К. Пятых В. И. Лапундина. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
141.84 кб

Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска

Ледяева Е. В.
В статье рассматриваются основные технологии социальной работы с одаренными и леворукими детьми, доказывается необходимость особого подхода к таким детям и отнесение их к категории детей «группы риска».
Читать PDF
737.63 кб

Проблема разделения понятий «Левшевства» и «Леворукости» при обучении письму младших школьников

Щербашина Инна Владимировна
Статья посвящена проблеме разграничения понятий, используемых при обучению письму учащихся с индивидуальными особенностями развития.

Похожие термины:

  • ЛЕВОРУКОСТЬ В НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит ИЗМЕНЕНИЕ СИМПТОМОВ, которые характерны для правшей
  • Право-леворукость

    предпочтение либо правой, либо левой руки для выполнения определенных действий. Обычно связано с доминирующим эффектом моторной коры противоположной стороны тела.
  • ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ

    леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой (письмо, пользование столовыми приборами и т.п.)