ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА
1908-
1989) - сов. психолог, дефектолог, логопед, участница "пятерки" учеников./?. С. Выготского. Под его руководством осуществила экспериментальные исследования опережающей действие (планирующей и регулирующей) речи ребенка и значений слов у детей-алаликов.
Л. - известный специалист в области патологии речи у детей. Ее работы нацелены на изучение особенностей речевого развития у детей с отставанием умственного развития; решение проблем обучения и воспитания детей с различными формами недоразвития речи; исследование природы заикания и разработке методик по его преодолению; борьбу с неуспеваемостью у детей с речевыми нарушениями. Особое внимание Л. уделяла теоретическому обоснованию, разработке, апробации и внедрению в практику методов выявления речевых нарушений и методов коррекции. Проведенное Л. изучение нарушений речи, связанных с дефектами фонематического восприятия, также имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку предложенные коррекционные методики позволяют устранять дислексические и дизграфические расстройства (ранее признаваемые неисправимыми) еще до поступления ребенка в первый класс. Л. была инициатором развития сети школьных и дошкольных логопедических учреждений.
Важнейшие работы: "Автономная детская речь" (1936), "Недостатки чтения и письма" (1941), "Основы теории и практики логопедии" (1958), "Нарушение письма у детей с недоразвитием речи" (1961). (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛЕВИНА Роза Евгеньевна

(р. 1908) -российский патопсихолог, доктор психологических наук, профессор. В 1928 г. под руководством Л.С. Выготского в составе пятерки студентов начала вести исследование планирующей (опережающей) речи ребенка как средства предвосхищения и регуляции действий. В 1936 г. завершила начатую по инициативе Выготского работу на тему К психологии детской речи в патологических случаях, связанную с изучением значений слов у детей, страдающих алалией (Автономная детская речь, 1936). Ей удалось найти экспериментальный подход к сложнейшим вопросам смыслового строения сознания и межфункциональных связей на стадии доминирования восприятия и аффекта, характерных для начального периода речевого развития. Это позволило понять психологические механизмы нарушения чтения и письма у детей, связанные с отклонениями фонематического восприятия. Созданные ею психокоррекционные методы позволили предупреждать дефекты речи до поступления ребенка в школу. Серьезным вкладом в патопсихологию являлась предложенная Л. трактовка заикания. По ее мнению, существует особая группа психических процессов, которая обеспечивает деятельностный аспект вербальной коммуникации и опосредствует систему аффект-речь. Заикание отражает дисфункцию этих процессов, нарушающих регуляцию актов речевого поведения. Наступление заикания может быть предотвращено правильной организацией воспитательной работы. Значимыми для психологии мышления и речи являлись исследования особенностей речевого развития умственно отсталых детей. Был показан вторичный характер отклонений речи при умственной отсталости, зависимость звуковой и смысловой сторон речи от состояния обобщающих процессов. Л. автор трудов: Недостатки чтения и письма , 1941;), Основы теории и практики логопедии, 1958; Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, 1961. СВ. Ильина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005