ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН
(Levy-Bruhl L.) (1857-1939)-французский этнограф, социолог и психолог. Создал теорию «первобытного мышления», используя этнографические данные о народах, живших в XIX-в начале ХХ в. в Африке, Австралии и Океании. Описал особенности мышления этих народов и сравнил их с мышлением народов, живущих в Европе. В созданной им теории выделяются два вида мышления: первобытное и логическое.
Соч.:Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. См. мышление первобытное, психология народов.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен
(10.04.1857, Париж - 13.03.1939, Париж) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы.
Биография. В 1879 г. получил образование в Эколь Нормаль. С 1885 г. преподавал в лицее Людовика Великого, с 1889 г. - в Парижском университете. С 1905 г. - профессор и директор Института этнологии при Сорбонне.
Исследования. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки. На основе этих исследований пришел к заключению, что в некоторых предметных областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно является пралогическим мышлением. 0 Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными.
Сочинения. Les fonctions mentales dans les societes inferieures. P., 1922;
Первобытное мышление. М., 1930;
La mythologie primitive. P., 1935;
Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Леви–Брюль Люсьен
1857 – 1939) — французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону „партиципации“ (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе. Работы Леви–Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

1857-1939) -французский философ, психолог, социолог, этнограф. Л.-Б. полагал, что людям различных этнических общностей свойственен специфический тип мышления. Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах и т. д. Тот факт, что логика первобытных людей отличается от мышления современного человека свидетельствует о длительности эволюции психики. Согласно Л.-Б., логика первобытного человека "мистическая", она не подчиняется четырем законам формальной логики, зато подвластна закону "партиципации", в соответствии с которым все предметы и явления обладают свойством "единосущности", т. е. могут одновременно быть самими собой и чем-то иным и существовать в разных временных и пространственных измерениях. По мнению Л.-Б., в основе мышления первобытного человека лежит практический опыт и способность к развитию, зависящая от роста знаний. В то же время он считал, что дологическое мышление проявляется в таких сферах общественной жизни, как религия, мораль, нравственность, национальное самосознание и национальные отношения. Концепция Л.-Б. оказала влияние на глубинно-психологическое направление в психоаналитической школе Запада, которое выводило архетипы "коллективного бессознательного" из "первобытного мышления". В рамках этнической психологии работы Л.-Б. помогают осознать факторы и механизмы зарождения национальной специфики мышления и ее влияния на поведение, действия и поступки людей.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН
Levy-Bruhl, 1857-1939) - фр. философ и психолог, представитель фр. социологической школы. Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.-Б. пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления "современного, цивилизованного". Главной особенностью первобытного мышления является его пралогический характер, т. е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону "партиципации" (сопричастия) и др. По Л.-Б., логическое и прологическое мышления являются не различными стадиями развития мышления в социогенезе, а 2 типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного, а у современного человека пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т. п.). Работы Л.-Б. сыграли большую роль в критике концепции англ. антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в утверждении исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен

(1857—1939) — французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие коллективные представления, утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. На этой основе создал теорию первобытного мышления (Умственные функции в низших обществах, 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогичес-кое (дологическое) по способу организации, нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партииипации (со-причастия), наделяющему предметы и явления свойством единосущности (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Терминами пралогическое и логическое Л.-Б. обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространял на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т. д. (Первобытное мышление, 1922); (Первобытная душа, 1927). Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Л.-Б. от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики. В. В. Умрихин

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН
Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г в Париже После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа После получения в 1884 г докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали В 1899 г у него вышла книга «История современной философии во Франции», в 1903 г - «Философия Огюста Конта», а в 1905 г - «Этика и наука о нравах» Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений и со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка. Кроме этого, он называл и еще одно сходство дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г , Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления. По его мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, если исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика. Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе Пралогическое мышление - одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах. По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, предположений Мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляются по совершенно иным принципам, чем это делается человеком из цивилизованного мира Существование причинно-следственных связей осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме. В этом случае все природные и социальные ситуации воспринимаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия). Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т е они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других. Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий. Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться, выражая интенсивно переживаемую сопричастность. Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных представлениях. Будучи последователем Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него понятие «коллективные представления». По Дюркгейму, коллективные представления являются компонентами системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Это понятие использовалось Дюркгеймом и его последователями для объяснения социального происхождения человеческой психики, которая имеет дуалистический характер: социальное в структуре сознания противопоставляется индивидуальному. По мнению Л. Леви-Брюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму «коллективных представлений». Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенной формой сознания, существующей преимущественно в первобытных обществах. Этим обществам свойственны, во-первых, строгая социализация, а во-вторых, тип мышления по принципу партиципации. Сопричастие, партиципация, таким образом, становится ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на них формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (партиципацией) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности. В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы. В 1930 г. Леви-Брюль выпустил книгу «Первобытное мышление». В это время он уже отказался от теории пралогического мышления, но продолжал разрабатывать проблему партиципации. Последнюю он считал фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей - современному. Что касается социальной партиципации, то ее Л. Леви-Брюль рассматривал как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. В своей работе он анализировал реальность, выраженную мифологическим языком. Он утверждал, что если восприятие существ и природных объектов носит «мистический характер», то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит «мистический элемент», который заключает в себе нечто большее, чем реальное, «позитивное» содержание события. Значит, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с «мистической» реальностью. Таков, по мнению Л. Леви-Брюля, ключ к адекватному пониманию мифологии. В «Записных книжках», изданных после его смерти, он уже несколько отошел от концепции «коллективных представлений». Люсьен Леви-Брюль умер 13 марта 1939 г. Современные психологи считают, что Леви-Брюль несколько преувеличил значение пралогического мышления. В то же время элементы этого мышления психопатологи находят у больных, страдающих различного рода расстройствами психики. Разработав теорию коллективных представлений, он поставил проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и общественной жизни.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004