КУЛЬТУРА

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Культура
Culture) —представления, обычаи, привычки и язык, общие для людей, живущих в определенном времени и месте.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Культура
(Culture) – верования, обычаи, традиции и язык, общие для людей, проживающих в данное время в данном месте.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Культура
(culture) — система ценностей и обычаев, которая принята в определенной группе или подгруппе и передается от одного поколения к другому.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Культура
Culture) . Понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Культура
culture). Убеждения, нормы, обычаи, язык, этничность и другие аспекты личной и групповой идентичности, разделяемые взаимодействующими людьми.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

культура
Совокупность всех убеждений, форм поведения и ценностей, передаваемых между членами той или иной группы путем научения; включает системы идей и значений.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Культура
Culture) — испытанное временем поведение, убеждения, установки и традиции, усваиваемые большой группой людей и передаваемые от поколения к поколению.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Культура
набор установок, ценностей, представлений и моделей поведения, разделяемых группой людей, но различных для каждого индивида, которые передаются из поколения в поколение.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Культура
понимается: (1) как человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений; (2) как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться и существовать.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

КУЛЬТУРА
В микробиологии — рост микроорганизма на или в питательной среде. В общественных науках — комплекс верований, ценностей, интеллектуальных, художественных и религиозных признаков, обычаев и т.д., присущих сообществу или нации. Определяемые культурой характеристики: язык, приемлемые гендерные роли и род занятий, а также отношение к собственному здоровью.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

КУЛЬТУРА
Culture; Kultur) - у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. е. некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному.
С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

КУЛЬТУРА
система кодифицированных образцов, норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в обществе. Это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. История К. – это история создания и признания обществом ценностей, к–рые направляют деятельность каждого человека. Одно из важнейших показателей К. – созданная обществом система воспитания подрастающего поколения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Культура
В буквальном смысле — та часть окружающей среды, которая создана человеком. В наиболее упрощенном виде термин обозначает продукты социализации в любой организованной группе, обществе или нации и включает набор правил, норм и обычаев, принятых среди членов этой группы. Термин также применяется для описания людей, составляющих группу. В этом смысле уместнее думать о культуре как об активном, а не о пассивном феномене. Каждый из нас вносит свой вклад в культуру окружающих людей и в свою очередь испытывает их культурное воздействие.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КУЛЬТУРА
1. Система информации, в которой кодируется способ, которым люди в организованной группе, обществе или нации взаимодействуют со своим социальным и физическим окружением. В этом смысле термин употребляется для обозначения набора правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Основной смысл здесь заключается в том, что культура рассматривается как то, что не передается по наследству. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры. 2. Группа или собрание людей, которые владеют одной и той же системой, описанной в 1.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Культура
Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности взаимоотношений людей к себе самим, между собой и с природой. К. характеризует особенности поведения и сознания человека в конкретных условиях общественной жизни (К. труда, К. быта, К. художественная и др.). Среди компонентов общей культуры человека особое значение имеет культура здоровья и как ее системообразующее звено – физическая культура.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

КУЛЬТУРА
(Culture; Kultur). Юнг использовал этот термин главным образом как весьма грубый синоним общества, т. е. некой дифференцированной и достаточно осознающей себя группе, принадлежащей к коллективному. По большей части он применял это слово в отношении к процессу, т. е. в таких выражениях, как «более культурный» или «целиком архаический и некультурный». С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры несет в себе дополнительное значение группы, которая выработала свою собственную идентичность и сознание вместе с чувством непрерывности и цели или смысла.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

КУЛЬТУРА
1. Результат исторической, созидательной деятельности людей на протяжении многих поколений, а также то, что из всего этого освоено отдельно взятым человеком (индивидуальная К.) или группой людей (социальная, групповая К.). 2. Система знаний (представлений, информации), которая определяет манеру, способ, с помощью которого общество или нации взаимодействуют с их социальным окружением и природой. См. адаптация культурная, антропология культурная, ассимиляция культурная, интеграция культурная, культура народная, культурген, руководство культурное (груз культурный), слепота культурная, трансмиссия культурная (передача культурная).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КУЛЬТУРА
1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной. Согласно З. Фрейду, культура - это вся сумма достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования взаимоотношений. Зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении человеческих влечений. Есть и еще одно ее основание: принуждение к труду. 2. Уровень, степень развития, достигнутая в некоей области знания или деятельности: культура труда, культура речи и пр. 3. Степень общественного и умственного развития, присущая некоему человеку.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КУЛЬТУРА
culture) - 1. Популяция микроорганизмов (обычно бактерий), выращенных в твердой или жидкой питательной среде (culture medium); такой средой чаще всего являются агар, питательный бульон или желатин. Монокультура (pure culture) содержит один вид бактерий. Культивирование с введением материала прокалыванием плотной питательной среды (stab culture) представляет собой бактериальную культуру, выращенную в твердой пробке внутри бутылки (или пробирки); среда инокулируется путем прокалывания се тонкой проволочкой, на конце которой находятся данные бактерии. Запасная культура (stock culture) является неизменной бактериальной культурой, из которой начинают развиваться подкультуры. См. также Культура тканевая. 2. Культивирование (выращивание) бактерий или других микроорганизмов.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА / CULTURE (от лат. cultura– возделывание, обрабатывание)– в широком смысле– это все то, что произведено, сделано человеком, на что он наложил отпечаток своей деятельности. Выделяют материальную и духовную К.; в более узком смысле– система правил и ценностей, которые регламентируют поведение человека в обществе. К. разных народов отличаются технологией деятельности и ценностно-смысловыми значениями, обычаями, традициями, производительными и духовными результатами социальной практики, спецификой языка, мировоззрения. К. каждого народа аккумулирует опыт его жизни, способствует общению и установлению взаимопонимания между людьми, подсказывает пути и средства решения многих проблем, в том числе и межнациональных. К. определяется развитие человека. Случаи изучения детей-маугли, проведших большую часть жизни вне К., показывают неразрывность связи психики индивидуума и общества. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КУЛЬТУРА
(лат. culture — возделывание, обрабатывание) — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовный К. (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.), а также о К. политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). К — явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. Идут процессы формирования единой К. человечества.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

КУЛЬТУРА
от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «К.» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, К. мышления, К. поведения, политическая К., художественная К.); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

КУЛЬТУРА
(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опредмеченный в формах искусства, науки, техники, становящийся условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей.
Ряд авторов (А.Кребер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривают К. как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами, как средство организации и ориентации этих систем. Отечественные авторы (А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, АК.Уледов и др.) трактуют К. как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее по- лифункциональный характер и гуманистическую направленность. Смысловые, моделирующие и регулирующие функции К. анализируют Ю.М.Лотман, Э.Фромм, Л.Февр, Т.Тарановский, J.M. Jermier, J.W.Slocum, G.Fostern др.
Для акмеологии понятие культуры существенно как.
- присвоение личностью, общностью, организацией достижений общества, человечества;
- профессиональная культура, обозначающая способность оптимальной реализации своих профессиональных знаний, умений, навыков в деятельности, профессиональное самоопределение и самореализация.

Источник: Акмеологический словарь.

КУЛЬТУРА
от лат. cultura - образование, воспитание, возделывание) - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека - биологической (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения - орудия труда, пища, одежда, жилище), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения). Соответственно внутри К. выделяются составляющие ее подсистемы: материальная и духовная К., производственная, жизнеобеспечивающая, соционорматив-ная, коммуникативная, художественная и т. п. К- каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние - как синхронное, так и диахронное, т. е. между К., существующими в различных регионах и в разные исторические периоды, - создает сложную систему К. человечества в целом. Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т. е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития К. важны культурные инновации - культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

КУЛЬТУРА
(от лат. возделывание, обрабатывание) – в широком смысле слова – это все то, что произведено, сделано человеком, на что он наложил отпечаток своей деятельности. К. – мерило развития и достижений человека. Американский культуролог Дж. Спредли считает, что К. – это приобретенная совокупность знаний, используемых людьми для интерпретации их жизненного опыта и выбора линии поведения. Выделяют материальную и духовную культуры. К. разных народов отличаются технологией деятельности и ее ценностно-смысловыми значениями, обычаями, традициями, производительными и духовными результатами социальной практики, спецификой языка, мировоззрения. К. каждого народа аккумулирует опыт его жизни, способствует общению и установлению взаимопонимания между людьми, подсказывает пути и средства решения многих проблем, в том числе и межнациональных. Есть основания отметить типы К.: культура первобытного, рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ. Психологию интересует влияние К. на развитие психики человека, формирование личности в различных условиях. Культурный человек отличается чертами интеллигентности (см. Интеллигентность), стремится направить достижения человечества на утверждение творческой свободы и достоинства человека как высшей ценности. Понятие К. используется для характеристики достижений и особенностей той или иной научной области (педагогическая К., психологическая К., этическая К., К. мышления, К. земледелия и т. д.), а также для обозначения определенного уровня индивидуального владения знаниями, принципами, нормами, рекомендациями, относящимися к определенной области.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КУЛЬТУРА
англ. culture) - ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие "К." (так же, как и понятие "общество") чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. гуманитарных науках (особенно в культурной антропологии, этнографии). К. - одно из наиболее характерных свойств, присущее любому устойчивому объединению людей (Э. Гидденс). Син. (неполные) культурный опыт, общественно-исторический опыт, социальная наследственность. Существуют сотни определений К. Лучшим из них остается классическое, квази-формальное определение Э. Тайлора: К. слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
К. все превращает в знак, посредством которого транслируется опыт К. Более полное представление о К. дают приводимые ниже живые метафоры: К. - это плодотворное существование (Б. Пастернак). Рост мира есть К. (А. Блок). Слово есть архетип К.; К. - культ разумения; слова - воплощение разума (Г. Шпет). К. - это язык, объединяющий человечество; К. - это среда, растящая и питающая личность (77. Флоренский). К. - это связь людей; цивилизация - это сила вещей (М. Пришвин). К. - это усилие человека быть (М. Мамардашвили). Человек в качестве человека не может существовать без К. К. - это то, что дает человеку возможность разговаривать с самим собой, а потому даже для отшельника такой проблемы не существует (С. Аверинцев). Вся человеческая К. до сих пор остается протестом против смерти и разрушения... (Вяч. В. Иванов). Эстетическая К. есть К. границ и потому предполагает тонкую атмосферу глубокого доверия, обымающую жизнь (М. Бахтин). Современные дикари - не остатки примитивного человека, а дегенераты когда-то бывших К. (А. Белый). К. - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф. Ницше). К. - это заклятие хаоса (А. Белый), След. определение выражает существо дела, схватывает и задает способ построения К., характеризует культурный акт как таковой: собственно культурным актом является созидательное действие, посредством которого мы извлекаем logos некоего объекта, до этого момента являвшегося необозначенным (X. Ортега-и-Гассет).
Приведенные метафоры, хотя и не приближают к научному определению К., зато дают почувствовать, что самая верная их защитница - это К., а самый опасный враг - это бескультурье. К сожалению, это значительно лучше известно людям, крайне далеким от К., которые умеют все обернуть себе на пользу, даже К. К. непосредственна, искренна и скромна, а бескультурье расчетливо, притворно и нагло. К. бесстрашна и неподкупна, а бескультурье трусливо и продажно. К. совестлива, а бескультурье хитро, оно стремится рядиться в ее тогу. Причина этого в том, что К. первична, непреходяща, вечна, а бескультурье подражательно, преходяще, временно, но ему, при всем своем беспамятстве, больше, чем К., хочется в вечность. К. непрактична, избыточно щедра и на своих плечах тащит в вечность Неронов и Пилатов, что, впрочем, не оказывает на их последователей отрезвляющего влияния. К. ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно: "Невежда начинает с поучения, а кончает кровью" (Пастернак).
Сила К. в преемственности, непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях. Творчество в любой сфере деятельности должно быть замешано на дрожжах К., пользоваться ее памятью.
Только преемственность и форма могут обеспечить обновление и откровение. К. находится "на границе" прошлого и настоящего, настоящего и будущего. История К. - это "летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего" (О. Фрейденберг). К. обеспечивает движение исторического времени, создает его семантику, мерой которой являются мысли и действия. Без К. время застывает и наступает безвременье или времена временщиков. Но поскольку движение истории продолжается, значит, защитный механизм К. даже во время остановок этого движения (которым Аверинцев дал удачное наименование "хронологической провинции") права голоса не утрачивает, хотя и становится едва слышим.
Приписывание К., идеальной форме, социальной среде функций источника или движущей силы развития вынуждает К., помимо ее воли, быть агрессивной, оставляет неясной роль в развитии самого развивающегося индивида. А он не только не пассивен, но сам становится источником и движущей силой развития К., порождения новых идеальных форм, переосмысления старых. К несчастью, он иногда слишком энергично вносит вклад в изменение окружающей среды, в т. ч. и К. Отношения организма и среды, человека и К. следует признать взаимно активными, коммуникативными, диалогическими. Диалог м. б. дружественным, напряженным, конфликтным, он может переходить и в агрессию.
Человек может принять вызов со стороны К. или остаться равнодушным. К. также может пригласить, а может оттолкнуть или не заметить. Между К. и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в К. и не в индивиде, а между ними, в их взаимоотношениях. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КУЛЬТУРА
организация жизни людей, представленная в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных институтов, нравственных норм и ценностей, предопределяющих отношения человека к окружающему миру, другим индивидам и самому себе.
   Психоаналитические представления о культуре нашли отражение в трудах З. Фрейда, включая его статью «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908), а также работы «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930). Под культурой он понимал «всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».
   В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» З. Фрейд высказал мысль, согласно которой в общем и целом культура построена на подавлении страстей человека. По его мнению, каждый человек поступился частью своих сексуальных влечений, агрессивных и мстительных наклонностей и из этих вкладов выросли материальные и духовные блага культуры. Исходя из истории развития сексуального инстинкта он различал три ступени культуры: (1) на которой удовлетворение сексуального влечения не преследует цели размножения; (2) на которой все, не служащее цели размножения, подавлено; (3) на которой только законное размножение допускается в качестве сексуальной цели.
   По мере развития культуры возрастали требования, предъявляемые к человеку и связанные с подавлением его сексуальных и агрессивных влечений. Однако, как считал З. Фрейд, для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать культурным требованиям. Строгое следование данным требованиям приводит таких людей к невротизации. «Невротики – это тот класс людей, которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от времени до времени, как больные, должны от нее отказаться».
   В работе «Будущее одной иллюзии» основатель психоанализа сформулировал несколько положений, касающихся психоаналитического понимания культуры. Их суть сводилась к следующему: всякая культура покоится на принуждении и запрете влечений; существование культуры зависит от напряженного труда и самоотречения; институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, поскольку люди не имеют спонтанной любви к труду, а доводы разума бессильны против страстей; каждый отдельный индивид «виртуально является врагом культуры»; у всех людей имеют место антикультурные тенденции и у большинства лиц они достаточно сильны, чтобы определять их поведение в обществе; проблематичным является ответ на вопрос о том, достижимо ли такое переупорядочение человеческого общества, в результате которого иссякнут источники неудовлетворенности культурой; если бы удалось враждебное культуре большинство превратить в меньшинство, то тем самым «было бы достигнуто очень многое, пожалуй, даже все, что можно достичь».
   Поскольку культура строится на принуждении к труду и на отказе от влечений, то она неизбежно вызывает сопротивление со стороны многих людей. Чтобы поддержать свое существование и развитие, она должна защищать себя. Средствами защиты служат принуждение и иные меры, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства З. Фрейд назвал «психологическим арсеналом культуры». Образование Сверх-Я, олицетворяющего собой уход внешнего принуждения внутрь человеческой психики, – «в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры». Личности, в которых произошло усиление Сверх-Я, превращаются из противников культуры в их носителей. Однако, как подчеркивал основатель психоанализа, большинство культурных людей не отказывают себе в удовлетворении алчности, агрессивности, сексуальных страстей, и это продолжается на протяжении всей истории развития культуры.
   В работе «Недовольство культурой» З. Фрейд подчеркнул, что вследствие изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад. Поэтому культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел сексуальным и агрессивным влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций. Для этого на службу привлекаются средства идентификации и сублимации. Кроме того, как в каждом человеке формируется Сверх-Я, так и в каждом культурном сообществе образуется Сверх-Я культуры, имеющее свои идеалы и требования, к которым относятся объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми. И если развитие культуры имеет сходство с развитием индивида, то психоаналитик вправе поставить вопрос о том, не являются ли многие культурные эпохи невротическими.
   В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, согласно которому программе культуры противостоит инстинкт агрессивности, агрессивное влечение является представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в противоборстве между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. По его мнению, роковым для рода человеческого остается вопрос: «удастся ли – и в какой мере – обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования».
   Представления З. Фрейда о культуре получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. Широко распространенной стала точка зрения, в соответствии с которой развитие культуры способствует подавлению сексуальных влечений человека, что ведет к его невротизации. Вместе с тем некоторые исследователи выступили против обнаруженного З. Фрейдом своего рода замкнутого круга – подавление влечений человека ведет к становлению культуры, развитие которой, в свою очередь, способствует еще большему их подавлению. В частности, Г. Маркузе (1898–1979) предпринял попытку вывести из теории инстинктов основателя психоанализа возможность развития нерепрессивной культуры. В работе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955) он стремился показать, что «негативные стороны современной культуры указывают на устаревание существующих общественных институтов и возникновение новых форм цивилизации», сама теория Фрейда дает основания воздержаться от отождествления цивилизации с репрессией и, следовательно, возможна концепция «нерепрессивной цивилизации», основанная на принципиально иных отношениях между человеком и природой, на «принципиально ином опыте человеческого бытия».

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Культура
лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход, разведение; земледелие; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание) – 1. творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как исторический жизненный путь общества, и это может включать очень многое: нормы права и морали, обычаи, язык, одежды, ритуалы, идеологию, мифологию, орудия труда, поведение, искусство, знания, науку, систему убеждений и верований и др. Существенным и неуклонно растущим по своей значимости элементом всякой культуры является отношение общества к психиатрической патологии, душевнобольным людям, психическому здоровью и психологическому благополучию населения; 2. система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех основных ее проявлениях. Некоторые исследователи различают три уровня культуры. Первый уровень культуры – это «реликтовые программы, которые существуют в современном мире, но утратили свое значение в качестве регулятива, например, суеверия. Второй уровень культуры – это программы, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. Третий уровень культуры – программы социальной жизни, адресованные в будущее: теоретические знания, идеалы будущего социального устройства, новые нравственные принципы, которые еще не стали повседневной реальностью, но некоторые нормы, возможно, могут такими стать. С определением последних связаны основные трудности, так как не существует четких критериев того, что именно является прогрессивным, жизнеспособным и воплощает в себе ростки грядущего. Указанное деление является достаточно механистическим. В реликтовых культурах, помимо невежества и суеверий, есть и немало позитивного, гармонизирующего отношения человека с обществом и природой. В то же время господствующие ныне цивилизационные нормы разнонаправлены, они, наряду с ускоряющимся научно-техническим прогрессом, содержат и разрушительное начало, которое более полувека назад поставило человечество на грань самоуничтожения.
Поведение человека, его внутренний мир, душа, здоровье - это в равной степени результат воздействия и природы, и культуры, его воспитания, влияния социума и собственного выбора, саморазвития, тут нет и, очевидно, не может быть дилеммы, альтернативы, на чем настаивают, в частности, некоторые культурологи, но всегда существует уникальное, диалектическое единство разных сторон индивидуальной культуры, так что абсолютизация роли того или иного фактора едва ли правомерна. В известной степени сказанное относится и к патологии человека. Некоторая часть заболеваний вызвана преимущественно генетическими факторами, другая – социальными, культурными, но и здесь нет места крайностям. Так называемые болезни цивилизации, а ими являются также многие, если не большинство психических расстройств, есть в значительной своей части и культурологический феномен, указывающий среди прочего на глубокие и нерешаемые проблемы современного общества, на его неспособность быть адекватным человеческой природе или даже на использование культурных достижений против этой природы. Болезни, как считают некоторые исследователи, – это символ того, что современное общество глубоко дисгармонично, оно больно само, так как устроено по стихийному или даже искусственному проекту, причем в интересах относительно небольшой группы населения. Невозможно расчитывать на действенную профилактику и преодоление психиатрической патологии без радикальных изменений как современной культуры в целом, так и в том ее виде, в каком она включается во внутренний мир человека.
Человек создает не только культуру, но и определеные представления о ней, при этом культурный антагонизм часто является следствием глубоких различий в культурной идеологии. Потому столь относительны представления о “высших” и “низших” формах культуры, угрозах культуре со стороны “безразличных масс” или “хорошо осведомленной и критически настроенной публики” и т.п. Очевидно значительное влияние культуры не только на психологию людей, но и их психопатологию. Примером того является существование культурно специфических психопатологических явлениий. К.Хорни (1950), помимо того, указывает:»Можно легко поставить диагноз перелома бедра, не зная национальности пациента. Однако поставить диагноз какого бы то ни было психического расстройства, не зная национальной принадлежности больного, было бы большой неосторожностью и, скорее всего, ошибкой». В свою очередь люди не только испытывают влияние на себя со стороны культуры, но и сами влияют на нее созидательным либо разрушительным образом, а это в немалой степени зависит от того, насколько они сами благополучны в психическом отношении и гармонизированы как личности.
Большое беспокойство относительно культурной политики и упадка состояния культуры в РФ высказывают многие культурологи и сами деятели культуры, при этом открыто, начиная с первых лет 21 столетия, до этого несколько десятилетий бушевал скрытый, как подземный, пожар. Об этом лучше всего говорят программные и реализованные на деле слова теоретика и практика «холодной войны» против СССР американца Далласа: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивае и одурачивание людей…Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…Из литературы и искусства, например, мы постепеноо вытравим их социальную сущность…Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства…В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны…Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость и предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу – все это расцветет махровым цветом…И лишь немногие…будут догадываться или даже все понимать,…таких людей мы поставим в беспомощное отношение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». При этом Даллас делает ставку на «пятую колонну», эмигрантские круги, антисоветски настроенных аборигенов, националистов, и подчеркивает мкжду прочим необходимость и того, чтобы в России не было «власти над главными национальными меньшинствами», то есть евреями. Состояние образование и здравоохранения, эта два трупных пятна на теле теперешней РФ, не говоря о ряде других вещей, лучше всего характеризуют культурный статус страны и ее рядового населения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.74 кб

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы.
Читать PDF
417.76 кб

Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников

Баева Ирина Александровна, Семикин Виктор Васильевич
Выделенные категории «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая культура субъектов образовательной среды» являются интегративными характеристиками, определяющими психическое здоровье учителя и ученика.
Читать PDF
343.75 кб

Организационная культура как психологический фактор карьерных ориентаций личности

Демидова Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются проблемы взаимосвязи карьерных ориентаций личности и организационной культуры предприятия. Показаны особенности взаимосвязи карьерных ориента-ций с параметрами восприятия организационной культуры.
Читать PDF
369.11 кб

Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога

Семикин Виктор Васильевич
Психологическая культура рассматривается как важная составляющая структуры личности педагога. Анализируются ее связи с профессионально важными качествами, соотношение психологической и профессионально-педагогической культуры.
Читать PDF
242.29 кб

Культура как важнейшее условие совершенствования личности

Горлова Е. Б.
Читать PDF
1.76 мб

Организационная культура спецподразделений ОВД

Смирнов В. Н.
Читать PDF
191.58 кб

Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений вв МВД России: современные концепции раз

Костенко Ю. Я.
Читать PDF
388.29 кб

Визуальная культура личности: генезис, структура и функции

Виноградов Павел Николаевич
Обосновывается актуальность исследования визуальной культуры личности как психического явления, регулирующего отражение окружающей визуальной среды, создание новых визуальных образов и преобразование визуальной действительности.
Читать PDF
327.80 кб

Экологическая культура личности в системе педагогического проектирования культуры безопасности жизне

Бакаева Т. Н., Толмачева Л. В.
Проанализирована необходимость воспитания экологической культуры личности в связи с резким изменением среды обитания, нарушение действия экологических факторов в период обучения, воспитания и профессионализации.
Читать PDF
1.18 мб

Физическая культура в системе социальной интеграции личности

Панкова Л. И., Седова Е. В.
В статье говорится о том, что необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориетирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и д
Читать PDF
389.46 кб

Коммуникативная культура сотрудников ОВД

Веретенникова А. Е.
Читать PDF
313.40 кб

Психологическая культура личности: общепсихологический контекст

Демина Людмила Денисовна, Лужбина Наталья Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Обзор содержания тезисов (секция «Образование, культура и здоровье»)

Читать PDF
0.00 байт

Психологическое здоровье и психологическая культура личности в структуре профессиональной подготовки

Демина Л. Д., Ральникова И. А.
Читать PDF
153.84 кб

«Психологическая культура человека: теория и практика» (по материалам Всероссийской научно-практичес

Романов Константин Михайлович

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА: АРЕАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    согласно З. Фрейду - средства принуждения и способы, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы.
  • Деловое общение: речевая культура

    Речь сотрудников любой организации в деловом О. должна соответствовать требованиям гос.-правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового О. Правило нормативной вежливости обязы
  • ДЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

    Полушутливый термин с серьезным и интересным значением. Он относится к представлению о том, что дети имеют свою собственную "культуру" с социальными правилами, играми, со специальными речевыми при
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    один из видов занятий, направленных на разностороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, коррекцию двигательных недостатков и психомоторных нарушений, формирование жизненно важ
  • КУЛЬТУРА ДОМИНИРУЮЩАЯ

    корпоративная культура, сумму ценностей и норм которой разделяет большинство членов данной организации. Каждое предприятие, в свою очередь, по-разному принимает одни и те же ценности. Напр., больш
  • Духовная культура

    Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общ
  • Эмоциональная культура

    лат.cultura) —дословно— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    часть общей культуры общества и личности; одна из сфер социальной деятельности людей, направленная на укрепление их здоровья, развитие физических способностей и подготовку к жизненной практике.
  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    научная медицинская дисциплина и область медико-реабилитационной практики, занимающиеся изучением и использованием средств физической культуры в лечебных целях, т.е. для лечения заболеваний и п
  • Культура и психотерапия

    culture and psychotherapy) Культуру можно рассматривать и как источник, и как продукт поведения чел. Каждый чел обладает присущими только ему специфическими биолог. задатками и воспитывается в конкретной мат
  • Индивидуалистическая культура

    Individualistic culture) — культура, которая социализирует своих представителей воспринимать себя как индивидуальности и отдавать личным целям приориты.
  • Коллективистская культура

    Collectivistic culture) — культура, которая социализирует своих представителей считать себя членами большей группы и ставить интересы группы выше своих собственных.
  • Культура низкого контекста

    Low context culture) — Культура, в которой индивиды склонны истолковывать сигналы буквально, полагаются на письменные нормы и юридические документы, ставят бизнес на первое место и ценят специальные знан
  • Культура высокого контекста

    High context culture) — Культура, представители которой, стремящиеся «нарисовать» портрет гостя, стремятся использовать ситуационные «подсказки». В них, как правило, особое значение придается личным отно
  • Корпоративная культура

    свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинство
  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    термин, которым в культурологии обозначают формирующуюся мировую культуру, многие элементы которой уже можно конкретно описать и которые характеризуются высокой художественной культурой разли
  • КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

    совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и п
  • КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    уровень взаимоотношений между этносами и людьми различных национальностей на основе правовых норм и нравственных принципов, норм взаимного уважения и доверия. Низкий уровень К. м. о., ее неразвито
  • культура мира

    парадигма ценностей, отношений, норм и практических навыков, поддерживающих мирную жизнь, усиливающих социальную справедливость, права человека, ратующая за межкультурную гармонию на личностном
  • Культура мышления

    Совокупность формально-логических, языковых, содержательных, методологических, этических и др. норм и требований, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека (см. Интеллект). К. м. опре