Креативное мышление
Креативное мышление
creative thinking). Процесс установления новых связей между идеями или событиями, на первый взгляд несвязанными.
Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004
Мышление креативное
(творческое) / Мысленне крэатиыўнае (творчае) / Creative thinking. Существующие в науке подходы к этому вопросу определяют творческое М. либо через результат (продукт) М., либо через перечисление особенностей мыслительного процесса. Наиболее популярным примером первого подхода является определение, предложенное Г. Линдсеем, К. С. Халлом, Р. Ф. Томпсоном: «Творческое мышление– мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи». Однако для анализа самого М. такое определение ничего не дает, и авторы дополнили его сравнением с критическим М. По их мнению, критическое М. представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое М. направлено на создание новых идей, критическое– выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида М., хотя используются они раздельно: творческое М. является помехой для критического, и наоборот. Другие сторонники этого подхода сравнивают творческое М. с репродуктивным– М. на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. В этом случае творческое М. признается отличающимся от процессов применения готовых знаний и умений и отождествляется с продуктивным. Наиболее известным примером второго подхода к определению творческого М. является определение Дж. Гилфорда. Он считал, что «творческость» М. связана с доминированием в нем четырех особенностей. Это: 1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; 2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. В дальнейшем психологи не раз составляли подобные списки. Уже П. Торранс предложил в качестве критериев творческого М. следующие: 1) беглость– этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий; 2) гибкость– этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому; 3) оригинальность– этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных; 4) разработанность– способность детально разрабатывать возникшие идеи; 5) сопротивление замыканию– это способность не следовать стереотипам и длительное время оставаться открытым для разнообразной поступающей информации при решении проблем; 6) абстрактность названия– это понимание сути проблемы того, что действительно существенно, процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму. Многие ученые сомневаются в необходимости выделения творческого М. в отдельную категорию. С. Д. Смирнов отметил, что «разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе… “Творческое”, или “продуктивное”, мышление является устойчивым словосочетанием для обозначения мыслительных актов, в которых порождающая, генеративная сторона имеет как бы больший удельный вес, доминирует над исполнительной и контрольной частями по своей значимости». Т. е. мыслительная деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и является творческим, или комбинирующим, поведением. Мозг не только сохраняет и воспроизводит наш прежний опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и создает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Кроме того, при специальном анализе творческого М. исчезает один из основных критериев творчества– ценность полученного результата не только для данного человека, но и для других. Если человек открыл нечто новое для себя, но уже известное другим, это не означает, что процесс М. не был творческим. Поэтому многие исследователи считают творческое М. высшей формой М. Признаками (показателями) творческого М. в этом случае являются следующие: 1) получение субъективно нового результата, нового продукта; 2) субъективная новизна процесса получения известного продукта; 3) невозможность получения нового продукта случайно, путем простого неэвристического перебора, простым логическим выводом или действиями по алгоритму; 4) преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению; 5) связь не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; 6) наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; 7) устойчивая и длительная или более кратковременная, но очень сильная мотивация.