КОВАЛЕВ Георгий Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОВАЛЕВ Георгий Алексеевич

(1947— 1997) — российский психолог, д-р психологических наук (1991), профессор Академии Государственной службы при Президенте РФ. В 1969 г. закончил фак-т психологии ЛГУ. С 1972 г. работал в созданном Б.Г. Ананьевым Институте комплексных социальных исследований при ЛГУ. Переехав в 1974 г. в Москву, работал в НИИ проблем высшей школы. В 1976 г. стал аспирантом, а затем сотрудником лаборатории социальной перцепции НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). Одним из первых он обратился к прикладной социальной психологии, опробовав различные виды тренинга с целью коррекции психологических характеристик субъектов общения. Теоретические и прикладные разработки по этой проблеме он обобщил в канд. дис. (1980). В последующие годы исследовал проблемы психологического воздействия, изучал виды этих воздействий, объективные и субъективные факторы, определяющие их основные параметры, разработал технологию организации разнокачественных воздействий, когда заранее планируется их результат. По итогам проведенных исследований в 1991 г. защитил докт. дис: Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Логичным История психологии продолжением этой работы были исследования, относящиеся к области экологической психологии:как помочь человеку в окружающем его социуме отобрать и усвоить ту информацию, которая положительно влияет на действительное развитие его личности; каким образом надо воздействовать на человека, чтобы он сам целенаправленно и продуктивно создавал для себя среду, которая работала бы на его всестороннее развитие. СВ. Ильина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

КОВАЛЕВ Георгий Алексеевич
1947-1996) - российский психолог, докт. психол. наук (1991), проф. Академии гос. службы при Президенте РФ, спец. в обл. проблем психологии О., методов активного социально-психол. обучения, проблем психол. воздействия, экол. психологии. После окончания ф-та психологии ЛГУ с 1972 г. работал в созданном Б. Г. Ананьевым Ин-те комплексных социальных исследований при ЛГУ. С 1976 г. был сотр. созданной А. А. Бодалевым лаборатории социальной перцепции на базе НИИ ОПП АПН СССР (ныне Психол. ин-т Рос. академии образования), публиковал работы, посвященные психологии познания людьми друг друга, педагогическому О., методам измерения межличностных отношений. Одним из первых в СССР начал использовать методы активного социальнопсихол. обучения (социально-психол. тренинга) в профессиональной подготовке специалистов коммуникативных профессий, обобщил теорет. и прикладные разработки в этом направлении в канд. дис. «Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения» (1980). В 1992-1993 гг. руководил лабораторией экопсихологии в НИИ ОПП и циклом исследований по проблематике психол. воздействия. В 1991 г. защитил докт. дис. «Психологическое воздействие: теория, методология, практика». В 1994-1996 гг. - проф. РАГС. Г. А. Ковалев одним из первых в России обратился к разработке концептуальных оснований экол. психологии (психологии среды): использовал категорию психол. пространства-времени для системно-экол. анализа процесса взаимодействия человека со средой; теоретически операционализировал понятие социоэкол. системы, определив в кач. самост. социоэкол. систем семью и школу; поставил вопрос о качественно-количественном пространственновременном оптимуме в организации семейной и школьной среды; выделил в кач. ключевых компонентов социоэкол. системы физич. окружение (пространств. параметр), человеческие факторы (социальный параметр) и систему ценностей (аксиологический параметр), подчеркнув базовый, фундаментальный характер физич. параметра, т. е. пространственно-предметного окружения и необходимость его анализа в психологии. Осн. труды: Проблемы психологии воздействия, 1991; Теория и практика психологического воздействия, 1991, Психология познания людьми друг друга // Вопр. психологии, 1983. № 1; Анализ общения в работах советских психологов (в соавт.) // Вопр. психологии, 1985. № 1; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопр. психологии, 1985. № 4.; Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации, 1986; Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии, 1993. № 1. Т. А. Арджакаева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011