КОТЕРАПЕВТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Котерапевт
Психотерапевт, непосредственно и целенаправленно сотрудничающий с коллегой (коллегами) в организации конкретного психотерапевтического процесса. Институт котерапевтов (cotherapy, teamwork, multiple psychotherapy) наиболее характерен для семейной и групповой психотерапии, рядом школ рассматривается как необходимое условие их проведения. Можно выделит три основные функциональные позиции котерапевта, в разной мере акцентируемые различными школами. Интенсифицирующая функция - участие нескольких психотерапевтов позволяет делать вмешательство более интенсивным при их одновременной работе (биполярная терапия) или более продолжительным при последовательном обмене ролями ведущего и помощника. Дополняющая функция по профессиональному (врач и психолог) или половому признаку (мужчина и женщина) чаще акцентирует взаимодополнительность ролевых позиций - эмпатически ориентированный психотерапевт, устанавливая и поддерживая контакт с пациентом, облегчает директивные вмешательства технически ориентированного коллеги и т. п. Супервизорская функция - котерапевт берет на себя роль супервизора по отношению к коллегам в пассивно-наблюдательной форме, предоставляя им обратную связь после сеанса, или в активно-контролирующей, что позволяет ему вмешиваться в психотерапевтический процесс во время занятия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОТЕРАПЕВТ
Психотерапевт, непосредственно и целенаправленно сотрудничающий с коллегой (коллегами) в организации конкретного психотерапевтического процесса.
Институт котерапевтов (cotherapy, teamwork, multiple psychotherapy) наиболее характерен для семейной и групповой психотерапии, рядом школ рассматривается как необходимое условие их проведения. Становление института котерапевта связывают с именами Халса (Hulse W. С.) в групповой психотерапии (1950-е гг.) и Витакера (Whitaker С. А., 1975) - в семейной психотерапии. В современных направлениях индивидуальной психотерапии также отмечается тенденция смены диадных отношений "врач-больной" бригадным обслуживанием пациента двумя (нейролингвистическое программирование) или несколькими психотерапевтами (краткосрочная позитивная психотерапия).
Можно выделить три основные функциональные позиции котерапевта, в разной мере акцентируемые различными школами.
Интенсифицирующая функция - участие нескольких психотерапевтов позволяет делать вмешательство более интенсивным при их одновременной работе (биполярная терапия) или более продолжительным при последовательном обмене ролями ведущего и рекреации (см. Марафон).
Дополняющая функция по профессиональному (врач и психолог) или половому признаку (мужчина и женщина) чаще акцентирует взаимодополнительность ролевых позиций - эмпатически ориентированный психотерапевт, устанавливая и поддерживая контакт с пациентом, облегчает директивные вмешательства технически ориентированного коллеги и т. п. Возможна техническая дополнительность (чаще в тренинге), когда котренер реализует определенные приемы, в которых специализируется.
Супервизорская функция - котерапевт берет на себя роль супервизора по отношению к коллегам в пассивно-наблюдательной форме, предоставляя им обратную связь после сеанса, или в активно-контролирующей, что позволяет ему вмешиваться в психотерапевтический процесс во время занятия.
В отечественной практике преимущественно используется дополняющая функция котерапевтов в групповой психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Котерапевт

Группой могут руководитель два и более терапевтов. Котерапевтом может выступать психолог или врач, который повышает свою квалификацию. В лучшем случае, квалификация обоих должна быть одинаковой. В этом случае получение адекватной обратной связи и обсуждение являются весьма полезными для эффективного ведения группы. В аналитически ориентированных группах желательно, чтобы руководителями групп были мужчина и женщина. Это обеспечивает процесс переноса чувств к отцу и матери. Здесь же, соответственно полу, распределяются и роли, которые они будут исполнять в группе. Если они исповедуют модель аутентичного поведения, они будут часто в несогласии друг с другом. Признавая ошибки и заблуждения, один из них демонстрирует действительные образцы человеческих отношений. Важно, чтобы их дискуссия не затмевала бы основное направление группы.
Причины выбывания участников из групп различны. I. Уаюш (1966) в амбулаторной практике выявил следующие причины выбывания:
1я причина – внешние факторы – проблемы, не связанные с группой:
а) бегство от неприятных эмоций;
б) рационализация с целью избегания страха агрессии;
в) боязнь самораскрытия;
г) боязнь близости;
2я причина – внутригрупповые различия: стиль межличностного поведения (слабая межличностная сензитивность);
3я причина – нереалистические ожидания от группового взаимодействия.
4я причина – боязнь испытать неблагоприятное эмоциональное воздействие проблем других участников, которые могут привести к психическому срыву. Исследования показали, что для отбора участников диагностика не очень важна. Для большинства групп наиболее удачными кандидатами являются психически здоровые люди, где низка психологическая защита, а способность к учебе высока. Требования к отбору всетаки существуют.
Не подходят:
1) остродепрессивные больные;
2) социопаты;
3) те, кто под давлением становятся остро тревожными либо агрессивными;
4) демонстрирующие сильно свои чувства к другим членам группы, так что последние ощущают себя слишком зависимыми;
5) лица с низкой самооценкой;
6) со значительными психическими отклонениями. Лучшим диагностическим критерием является поведение участников на начальных групповых занятиях.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Похожие термины: