КОНЪЮНКЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Конъюнкция
логическая операция, образую-сложное высказывание из двух высказываний, объединенных с помощью логического союза «и» (С.с.и.с. - С.309); конъюнктивные суждения (от лат. - связывать) - суждения с одним субъектом и многими предикатами. В диагностике термин «конъюнкция» применяется для обозначения ситуаций, когда в одну точку сходится несколько направляющих, или векторов. Конъюнкция предполагает слияние любых направленных воздействий. Конъюнкция применяется также для обозначения результата сведения всех точек в одном фокусе. Синонимом «конъюнкции» является «фокусировка», т.е. сведение ряда компонентов в одной точке. Когда конъюнкция состоялась, ее результат не сводится к сумме отдельных векторов. Допускается также появление совершенно нового качества, не сводимого к сумме составляющих «ядро» конъюнкции. Возможно, это результат влияния каждой составляющей на другую или их всех вместе. Результатом конъюнкции поэтому может быть некоторая эмердженция (см. Эмерджентность) как явление, обладающее совершенно новыми характеристиками, не сводимыми к сумме составляющих. В диагностике термин «конъюнкция» применяется к ситуациям, когда совокупность нескольких качеств создает и новые связи, и новые зависимости, и новую логику их действия.
Конъюнкция может также относиться к признакам (см. Признак). Слияние признаков может создать либо один знак, который их объединяет, либо отличающийся от всех других признак, отражающий новое свойство. При этом возможно, что интегрированные признаки (в результате конъюнкции) могут не отражать реальную сущность объекта. Поэтому конъюнкция самих признаков может существовать отдельно от предметов, которые они раньше представляли в проекции.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

КОНЪЮНКЦИЯ
Coniunctio - лат.) - в буквальном смысле термин "конъюнкция" используется в алхимии для обозначения химических комбинаций, рождения нового элемента, психологически он указывает на союз противоположностей и на появление новых возможностей.
Юнг рассматривал конъюнкцию как архетип психического функционирования, символизирующий пример взаимодействия между двумя и более бессознательными факторами. Поскольку изначально подобные взаимоотношения наблюдателю непонятны и неясны, конъюнкция способна к бесчисленному множеству символических проекций (например, мужчина и женщина, Солнце и Луна, петух и курица, Король и Королева и т. д.)
"Коньюкция- априорный образ, занимающий выдающееся место в истории умственного развития человека. Если мы проследим эту идею в обратном направлении, то обнаружим, что она имеет два источника в алхимии: один христианский, а другой языческий. Христианский источник есть, несомненно, учение о Христе и Церкви, sponsus и sponsa (женихе и невесте), где Христос выполняет роль Солнца, а Церковь - роль Луны. Языческий источник является, с одной стороны, гиерогамией, а с другой - брачным союзом мистического (относящегося к религиозным таинствам и обрядам) с Богом" (CW 16, par. 355; ЮПП, пар. 355).
Поскольку конъюнкция символизирует процесс психический, последующие за ним возрождение и трансформация осуществляются в рамках психического. Как и все архетипы, конъюнкция имеет два полюса возможностей: положительный и отрицательный. Это означает, что в опыте мы имеем одновременно и смерть (утрату), и возрождение. Скажем, вхождение конъюнкции в сознание (рождение) означает одновременно и освобождение от доселе бессознательной (смерть) части личности.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

КОНЪЮНКЦИЯ
(Coniunctio — лат.). Алхимический символ союза несхожих субстанций; совокупительное бракосочетание противоположностей, завершающееся рождением нового элемента. Оно символизируется ребенком, демонстрирующим потенцию еще большей целостности через перераспределение свойств обеих противоположных сущностей (см. АЛХИМИЯ). С точки зрения Юнга К. определялась как центральная идея алхимического процесса. Сам он рассматривал ее как архетип психического функционирования, символизирующий образец взаимоотношений между двумя и более бессознательными факторами. Поскольку вначале подобные взаимоотношения непонятны постигающему разуму, К. способна к бесчисленному множеству символических проекции (напр., мужчина и женщина, король и королева, кобель и сука, петух и курица, Солнце и Луна и т.д.). Так как К. символизирует психический процесс, то последующее возрождение и трансформация происходят в пределах психического. Как у все архетипы, К. представляет два полюса возможности — положительный и отрицательный. Следовательно, когда возникает KL, то это означает, что одновременно в опыте присутствуют смерть и утрата, равно как и возрождение. Вхождение К. в сознание означает освобождение от ранее бессознательной части личности. Но Юнг предостерегает: «вид результата в значительной степени зависит от установки сознающего разума». Под словом установка он подразумевает, что при наличии символического события в большей степени требуется обновление позиции его, нежели принятие внешнего действия. То, что первоначально искали алхимики, согласно Юнгу, было «союзом вещества и формы». Каждая потенциала ная К. комбинирует эти элементы. Неудачный опыт алхимиков разграничить тело и дух породил образ К. как тела либо способного принимать духовную форму, либо вбирающего в себя дух. В контексте анализа первое может привести к инфляции, при которой взаимоотношения становятся иерогамическими, или происходит бракосочетание богов, последнее может стать сексуальным отыгрыванием (см. ИНЦЕСТ). Обращение к таинственным внутренним психическим процессам придает таким символам, как К., особое очарование. Затуманивая любое логическое объяснение и толкование, такие понятия искушают психотерапевта или пациента принять буквальную точку зрения. Тем не менее К. возникает как символ цели; но как цель она недостижима. Образы К. полезны аналитику и пациенту как направляющие наставления, но они не могут считаться целями внутреннего путешествия.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
157.17 кб

Ошибка Цицерона и отрицание конъюнкции: содержалось ли в стоической логике шесть «Недемонстрируемых»

Лопез-Асторга Мигель
Цицерон приводит схему вывода, неверную в рамках стоической логики. Это обстоятельство обычно истолковывается как ошибка самого Цицерона.

Похожие термины:

  • Ошибка конъюнкции

    Ошибочное представление о том, что совместное появление одного или нескольких событий более вероятно, чем появление одного из этих событий. (347:)