КОНВЕРСИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНВЕРСИЯ
существенное изменение точки зрения ила взгляда человека, переход к прямо противоположному мнению или точке зрения по соответствующему вопросу.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Конверсия
психологический механизм неосознанного освобождения личности от отрицательных, конфликтных переживаний через символические проявления психологического и сенсорного характера, через сома- тику.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

КОНВЕРСИЯ
конституирование нового индексного смысла-слова для его метаболизации-переходов в новую парадигму словотрансформации, либо, для употребления его в контексте; словесная К, бывает часто причиной идейно-смысловых обструкций-преград-барьеров в процессах коммуникации индивидов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Конверсия
лат. «обращение, превращение») – резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в сфере религии. Ср. рассказ из книги «Деяний святых апостолов» об обращении Савла, жестоко преследовавшего христиан, в святого апостола Павла после того, как ему явился Иисус Христос.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Конверсия
функция пропаганды, состоящая в том, чтобы радикально преобразовать представления, стереотипы и установки аудитории. Включает в себя также своевременное прикрытие и коррекцию потенциально неблагоприятных (для данной аудитории) аспектов образа, предупреждение и оперативное устранение нежелательных слухов и т.д.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

КОНВЕРСИЯ
Стандартное значение – трансформация чего-то из одного состояния в другое. Следовательно: 1. Резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в отношении религиозных убеждений. 2. Трансформация психологической рассогласованности в физические формы (см. конверсивное расстройство). 3. Сдвиг набора значений с одной шкалы на другую. 4. Перестановка терминов в суждении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОНВЕРСИЯ
conversion) - (в психиатрии) выражение конфликта как физического симптома болезни. Психоаналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (например, развитием паралича), чем нарушением речи или утратой осознанности поступков. Считается, что это один из путей развития конверсивного нарушения у человека.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Конверсия
(Conversio) (от лат. conversio). Возможность замещать один болезненный симптом другим, точнее - замещение психических признаков телесными симптомами, особенно при истерии. Термин, употребляющийся в психоанализе, выражающий появление соматических болезненных признаков в результате комплексов детской стадии полового развития. Эти подавленные и неразрешенные нравственным определением переживания проявляются в сознании преображенными в различные психические и телесные симптомы.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОНВЕРСИЯ
1. Образование нового значения слова:
1) либо при переходе его в новую парадигму словоизменения: например, "печь" - существительное, "печь" - глагол;
2) либо при употреблении его в контексте, отличном от традиционного. Бывает причиной появления барьеров смысловых при общении. Механизм конверсии применяется как один из приемов построения юмористических высказываний. Согласно З. Фрейду, конверсия - ненормальная связь определенного количества неразрешенной энергии возбуждения. Иногда трактовалась как перенос аффекта с одного представления на другое.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Конверсия
лат. conversio) - 1. трансформация чего-то из одного состояния в другое; 2. резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому (особенно касается религиозных верований); 3. трансформация психологической несогласованности в физические формы, то есть в некие соматические симптомы, символизирующие содержание внутреннего конфликта. По A.Jakubik (1979), существует 3 варианта конверсии: она 1) служит защитой от страха; 2) преобразует энергию либидо в соматический симптом; 3) выражает в символической форме психологический конфликт. В значении 3 термин является скорее метафорой, нежели научным термином; 4. сдвиг набора значений с одной шкалы на другую; 5. перестановка терминов в суждении.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНВЕРСИЯ
conversion) В качестве специального термина имеет отношение к процессу, посредством которого психологический комплекс идей, желаний, чувств и т.д. заменяется физическим симптомом. Согласно Freud (1893), в физическое явление превращается не сам "понятийный комплекс", а АФФЕКТ, прикрепленный к "понятийному комплексу". Хотя открытие Фрейдом того, что физические "ИСТЕРИЧЕСКИЕ" симптомы являются ПСИХОГЕННЫМИ, было плодотворным наблюдением, из которого развился ПСИХОАНАЛИЗ, гипотеза "конверсии" неудовлетворительна, поскольку оставляет необъясненным то, что иногда называют "таинственным скачком" от психического к физическому. Тайна исчезает, если рассматривать истерические симптомы как символическое проявление определенного смысла. См. Home (1966). Szasz (1961).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

КОНВЕРСИЯ
лат. conversio - изменение) [Freud S., 1895]. Отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление ее по другому руслу. По A. Jakubik [1979], возможны три варианта К.: 1. К. служит средством защиты от страха, является механизмом психологической защиты; 2. При К. осуществляется преобразование "психической энергии" (либидо) в соматический синдром или симптом; 3. К. проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт. Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания К. психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием "истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы", хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К.
Син.: конверсивная реакция, истерическая конверсия, конверсивная истерия, истерический невроз конверсивного типа.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

КОНВЕРСИЯ
изменение чего-либо, его переход из одного состояния в другое. В психологии понятие К. может иметь следующие частные значения: 1. Драматическое, радикальное изменение моральных, политических или иных убеждений человека. 2. Трансформация психологических нарушений и расстройств в физические формы соответствующих расстройств, т. е. в настоящие, подлинные органические заболевания. 3. Изменение, перевод системы показателей из одной измерительной шкалы в другую. 4. В психологии отношений человека-изменение взгляда человека по какому-либо вопросу, его установки, точки зрения, сопровождающееся переходом на противоположную, оппозиционную или на нейтральную точку зрения по соответствующему вопросу. В результате К. взглядов человек может стать активным сторонником, защитником того, что он раньше не принимал или отрицал. К. в этом ее понимании представляет собой существенное изменение точки зрения или взгляда человека на что-либо, переход к иному, порой к прямо противоположному мнению по соответствующему вопросу. См. конверсионное расстройство, оппозиция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНВЕРСИЯ (CONVERSION)

Процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены. Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции: анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота, рвота, икота, нарушения акта глотания.
Первые в практике Фрейда случаи истерии представляли собой конверсионные симптомы; истерия стала моделью для всей психопатологии и для построения теории неврозов. Конверсию Фрейд рассматривал как истерический феномен, направленный на разрешение конфликтов эдиповой фазы:
"неприемлемая идея обезвреживается посредством трансформации связанного с ней возбуждения в нечто соматическое' (1894, с. 49). Хотя конверсия до сих пор рассматривается исключительно в связи с истерией, Ренгелл (1959) и другие исследователи настаивали на расширении сферы ее действия, приводя клинические примеры конверсионных симптомов при самых розных психопатологических нарушениях на всех уровнях развития либидо и Я. Сущностью конверсии, пишет Ренгелп, является 'сдвиг или смещение психической энергии с катексиса психических процессов к катексису соматической иннервации, в результате чего последняя выражает в искаженном виде дериваты вытесненных запретных побуждений' (с. 636). Соматические феномены имеют символический смысл, являют собой 'язык тела', выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова.
Ранние случаи, на которых основывались представления об истерии и конверсии, ныне считаются намного более сложными, чем это казалось сначала. Эти случаи сверхдетерминированы, их динамические механизмы проистекают из множества точек фиксации и регрессии, включая догенитальные компоненты наряду с фаллическими и эдиповыми. Но, по наблюдениям Фрейда, для возникновения конверсии необходимы благоприятные условия, причем спектр этих условий весьма широк. Он допускал, что для разрешения конфликта с помощью конверсии, а не фобических и обсессивных симптомов, требуется определенная'способность к конверсии' или "соматическая готовность"; тем не менее конверсионные феномены часто сочетаются с фобическими и обсессивными симптомами.
Хотя представления Фрейда относительно конверсии носят экономический характер - психическая энергия перемещается или трансформируется из психической сферы в соматическую, - в той же работе он заложил фундамент для другого, в настоящее время более приемлемого объяснения. Подобно тому, как навязчивые идеи могут возникать при отделении аффекта от отвергаемой идеи и замене ее более приемлемой, точно так же в качестве компромиссного образования аффект может быть отнесен к фантазии о телесном заболевании и привести к клинической картине конверсии (Freud, 1894, с. 52).
Соотношение между истерическими конверсионными симптомами и другими психосоматическими проявлениями остаются не вполне ясными. Так, например, при неврозах оргонов функциональные нарушения, по-видимому, не имеют собственного психического значения, поскольку не являются переводом специфических фантазий и побуждений на язык тела. Это же относится к догенитапьным конверсиям (Fenichel, 1945), включающим заикание, тики и астму. Чтобы не относить к конверсии любой сдвиг из психики в сому, Ренгелл (1959) предложил ограничить случаи конверсионных расстройств рамками вышеописанных критериев; он предложил исключить случаи неизбежных, но неспецифических соматических последствий психического напряжения и неразряженного аффекта. Такое разделение, однако, нередко вызывает затруднения в клиническом отношении.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

КОНВЕРСИЯ
процесс и механизм разрешения внутрипсихического конфликта путем образования соматических симптомов, сопровождающихся моторными, сенсорными, визуальными и другими расстройствами.
   В концептуально оформленном виде представление о конверсии было выражено Й. Брейером и З. Фрейдом на основе их терапевтической деятельности, связанной с лечением больных, страдающих истерией. Это представление нашло свое отражение в их работе «Исследования истерии» (1895), хотя в терминологическом отношении именно З. Фрейду принадлежит приоритет в ведении в научный оборот термина «конверсия», который был им использован для характеристики «аномального выхода неизжитых возбуждений». В статье «Защитные психоневрозы» (1894) конверсия рассматривалась им в плане отделения психической энергии от представления человека, в результате чего наблюдалось смещение психического возбуждения в область тела, что вело к возникновению соматических симптомов.
   По мере того как З. Фрейд пытался построить общую теорию неврозов, он провел различие между «конверсионной истерией» и «истерией страха». Первая форма истерии связана, по его мнению, с направленностью аффекта душевного процесса из психической сферы в телесную область. Вторая – с вытеснением в бессознательное травмирующих переживаний, но сохранением их в психике человека. Вначале З. Фрейд полагал, что «конверсионная истерия» может иметь самостоятельное значение, никак не связанное с невротическими заболеваниями, симптомы которых характеризуются психическими проявлениями. Затем он выдвинул предположение о наличии смешанных неврозов и крайне редких случаях проявления исключительно «конверсионной истерии». Однако в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) он высказал точку зрения, в соответствии с которой существуют не только случаи чистой «истерии страха», выражающейся в проявлении фобий без примеси конверсии, но и «чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха».
 В понимании З. Фрейда конверсия соотносилась с экономической точкой зрения на истерию, принимающей во внимание количественный фактор психической энергии. Выраженная в его ранних исследованиях, эта точка зрения фактически предопределяла его последующие метапсихологические разработки, объединяющие в себе топические (по месту расположения бессознательных и сознательных систем), динамические (переход сознательных и бессознательных процессов из одной системы в другую) и экономические (количество психического заряда) представления о природе и причинах возникновения невротических заболеваний. Как замечал З. Фрейд в своей «Автобиографии» (1925), его теория истерии учитывает, наряду с проведением различий между бессознательными и сознательными душевными актами и динамическим взглядом на симптом, как результат противодействия аффекту, также и экономический фактор, поскольку рассматривает тот же симптом «как результат преобразования некоего количества энергии, обычно обращенной на что-то другое (так называемая конверсия)».
   Симптомы конверсии могут выражаться в разнообразных формах, включая параличи, конвульсии, нарушение координации, слепоту, глухоту, рвоту и другие телесные проявления. С психоаналитической точки зрения, они могут быть как результатом перемещения психической энергии или отвержения психического содержания, так и следствием фантазий человека о том или ином телесном заболевании.
   В современном психоанализе дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли все перемещения из психики в телесную организацию человека считать конверсией или речь может идти о специфических формах соответствующего сдвига, каковы критерии, позволяющие отделять конверсионные симптомы от иных психосоматических проявлений, как и каким образом конверсионные проявления сочетаются с фобиями, ипохондрией и другими психическими заболеваниями.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
389.39 кб

Ретроспективная конверсия карточных каталогов: опыт российских библиотек

Стукалова Анна Александровна
Проведен анализ деятельности российских библиотек в области ретроспективной конверсии карточных каталогов. Показаны основные способы ретроконверсии. Рассмотрены результаты этой деятельности.
Читать PDF
208.38 кб

Танатология как конверсия теологического дискурса (в контексте идей В. Янкелевича)

Круглова Инна Николаевна
Автор исследует философские основания танатологии и теологии, проецируя их на концепцию феномена смерти в творчестве французского мыслителя В. Янкелевича
Читать PDF
423.30 кб

Ретроспективная конверсия карточных каталогов в ГПНТБ со РАН

Стукалова Анна Александровна, Баженов Сергей Романович, Лаврик Ольга Львовна, Редькина Наталья Степановна
Описаны этапы работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в области ретроспективной конверсии карточных каталогов.
Читать PDF
1.69 мб

Конверсия промышленных предприятий в структуре крупнейших городов

Яровой В.А.
Рассматриваются вопросы необходимости в новом подходе к “реконструкции” предприятий, проблемы использования остановленных предприятий и заброшенных промышленных зданий, их реконструкция и приспособление для социальных целей.
Читать PDF
100.95 кб

Конверсия при лапароскопической холецистэктомии

Гюльалиев Фидель Якубович, Закирзянов Мунир Халяфович, Бастраков Эдуард Николаевич, Давлетшин Ильшат Ильхамович
Показано, что основной причиной конверсий при лапароскопической холецистэктомии было несовпадение данных дооперационного УЗИ и интраоперацион-ной картины у 5,3% плановых больных.
Читать PDF
1.05 мб

Конверсия фенотипа наивных Т-клеток в Т-клетки памяти при адоптивном переносе сублетально облученным

Митин Александр Николаевич, Литвина М. М., Комогорова В. В., Шевелев С. В., Шарова Н. И., Ярилин А. А.
Данная статья готовилась к специальному выпуску журнала, посвященному А.А. Ярилину.
Читать PDF
106.11 кб

XXI век: конверсия гуманитарных специальностей

Шехтер Т.
Читать PDF
221.52 кб

Конверсия лапароскопической холецистэктомии при желчнокаменной болезни и остром калькулезном холецис

Р. К. Жортучиев
The comparative analysis of the results of traditional and conversion endosurgery is given.
Читать PDF
61.19 кб

Конверсия лапароскопического доступа

Коссович Михаил Александрович
В настоящее время вопрос о конверсии лапароскопического доступа стал вновь актуальным вследствие того, что появилось много хирургов, успешно выполняющих лапароскопические вмешательства, но не достаточно глубоко знакомых с традицио
Читать PDF
233.51 кб

«Как только я переродился. . . » конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура

Поплавский Роман Олегович, Клюева Вера Павловна
В статье на примере интервью с пятидесятниками анализируется один из видов религиозных нарративов — конверсионный нарратив. Следуя концепции У.
Читать PDF
25.84 мб

Конверсия в ислам: постепенное преображение versus радикальное

Чакон-Тральски Дорота
По разным подсчетам, в современной Польше проживает от 20 до 30 тысяч мусульман и мусульманок, в процентном соотношении это менее 0,1 % населения страны.
Читать PDF
329.25 кб

Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение-идентификация как способ преодоления

Топильская Ольга Анатольевна
Рассматривается одна из актуальных проблем современной психологии отчуждение личности.
Читать PDF
276.01 кб

К вопросу о роли мини-доступа и возможной конверсии в хирургии желчно-каменной болезни

Иванов М. А., Беляева О. А., Шаповалов А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Наночастицы фторидов с возможностью ап-конверсии для применения в медицине

Рябова А. В., Кузнецов С. В., Поминова Д. В., Соболева Е. О., Климов А. И., Маякова М. Н., Лось Д. С., Волков В. В., Фёдоров П. П., Лощёнов В. Б.
Читать PDF
278.09 кб

Конверсионное заболевание женщин в Чечне: «Эпидемия» индуцированных болезней или массовая истерия?

Китаев-смык Л. А.

Похожие термины:

  • КОНВЕРСИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ

    соматическое разрешение конфликта бессознательного; процесс, в ходе коего развившемуся при патогенных условиях аффекту был закрыт нормальный выход, отчего эти "защемленные аффекты" находят
  • КОНВЕРСИВНАЯ ИСТЕРИЯ

    См. конверсивное расстройство.
  • КОНВЕРСИВНАЯ РЕАКЦИЯ

    проявление психологического комплекса идей, желаний и чувств в терминах соматической (моторной и/или сенсорной) дисфункции, которая представляет собой интрапсихический символический конфликт и
  • НАРУШЕНИЕ КОНВЕРСИВНОЕ

    conversion disorder) - психологический конфликт или потребность, которая проявляется в виде органической дисфункции или какого-либо физического проявления болезни. Больной может ослепнуть, оглохнуть, пот
  • КОНВЕРСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

    Психическое расстройство, при котором бессознательный эмоциональный конфликт выражается в изменении или ухудшении соматических функций.
  • синдром конверсии

    Потеря или изменение в сознательном контроле двигательной или сенсорной функции, с или без видимых нарушений сознания. Симптом полностью не объясняется неврологическим или другим медицинским со
  • КОНВЕРСИОННАЯ ИСТЕРИЯ

    gt; невроз перенесения.
  • диссоциативное (конверсионное) расстройство

    (F44) [dissociative [conversion] disorder-Частичная или полная утрата нормальной связи между воспоминаниями о прошлом, осознанием своей идентичности, непосредственными ощущениями и контролем за телесными движени
  • КОНВЕРСИОННЫЕ РАССТРОЙСТВА

    психическое расстройство, включающее в себя появление одного или нескольких соматических симптомов, имитирующих физическое заболевание и предположительно служащих для уменьшения тревоги.
  • Диссоциативные конверсионные расстройства

    (F 44 по МКБ-10). Частичная или полная потеря нормальной интеграции между воспоминаниями о прошлом, осознанием собственной идентичности и непосредственными ощущениями и контролированием телесных д
  • Конверсионные истерические расстройства

    (от лат. conversio - превращение, изменение). Совокупность двигательных (припадки, параличи, парезы, гиперкинезы, контрактуры, астазия-абазия), сенсорных (анестезия, гипестезия, гиперестезия) и вегетатив