КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА Контроль страха

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 11 определений термина КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия для его возвращения в социально-нормативную сферу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

контроль социальный

(от франц. controle – проверка) – формы и способы воздействия на личность, применяемые социальными группами, общностями для регуляции поведения их членов и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Социальный контроль

контроль общества над своими членами. Прежде всего это социализация, в ходе которой происходит интернализация социальных норм поведения. Это также система поощрений и наказаний. Термин обычно не используется для обозначения использования личной или групповой власти для осуществления эксплуатации других.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Контроль социальный

способ саморегуляции Социальной системы (общества, общности, группы), Обеспечивающий упорядоченное взаимодействие Составляющих ее элементов посредством ценностно- нормативного (правовыми, социокультурными, моральными или иными нормами) регулирования. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом Обществе).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по конфликтологии

Социальный контроль

Одна из дисциплин социальной психологии, изучающая воздействие социальной среды на человеческое поведение. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов подкрепления, убеждения и пропаганды предоставляет возможность для контроля над поведением других людей. В определенном смысле, социальный контроль можно рассматривать как окончательную цель всей научной психологии, хотя эта идея не особенно радует многих психологов. Концепция социального контроля поднимает много этических вопросов — в частности, при терапии анормального поведения (см. также Этика и Социально значимые исследования).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль, который общество осуществляет над индивидами внутри его. Формами такого контроля, прежде всего, являются процессы социализации и вытекающей из него интернапизации норм и ценностей общества. Этот термин обычно не используется для обозначения использования личной или групповой власти для осуществления эксплуатационного или эгоистичного контроля над другими, хотя, что и говорить, в самой природе общества такие формы социального контроля заложены. Большинство социальных теоретиков считает полезным различать отрицательный социальный контроль, который функционирует через неодобрение, насмешку, наказание, угрозу наказания и т.д., и положительный социальный контроль, который действует через награду, одобрение, материальные вознаграждения и т.д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1) система вырабатываемых западным обществом средств внешнего принуждения и побуждения; 2) теория на Западе, разработанная для регулирования ситуаций в обществе, когда мотивация людей к несогласию с нормами, существующими в нем, сильнее, чем мотивация к согласию с ним. Стремление к "согласию с нормами" может приводить к возникновению глубинных конфликтов личности с нормативными требованиями социума нации. Возникающая фрустрация влечений разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе и этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущей вразрез с предписанными, запрещающими нормами. С. к. используется для предотвращения поиска средств и способов активного выражения этих устремлений и побуждений личности. С. к. может быть направлен на то, чтобы "загнать внутрь" нежелательные для общества побуждения индивида и "держать" их под постоянным давлением, но он не в состоянии полностью подавить все влечения людей. Излишний С. к. приводит к постоянным вспышкам насилия, терроризма, агрессии и антиобщественных действий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнопсихологический словарь

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

от фр. contrфle – проверка) – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. К. с. служит решению двуединой задачи – достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению позитивного развития этой социальной системы. Воздействие К. с. в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся. В зависимости от того, каковы интенсивность и «знак» этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т. д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т. д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

система способов воздействия общества и групп социальных на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами. Служит решению двуединой задачи - достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом коей является контролируемый индивид, и обеспечению позитивного развития этой системы. Объектом внимания психологии в первую очередь является контроль социальный, реализуемый группами социальными. Воздействие контроля более всего испытывают на себе индивиды, чье поведение можно характеризовать как девиантное (не отвечающее нормам групповым). В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции. Характер санкций, адекватность их использования в конкретной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально - психологического развития данной группы. Так, показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и пр.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и пр.); при этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность. Любое нарушение норм групповых воспринимается общностью как угроза ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Контроль социальный, реализуемый группой высокого уровня развития, характерен гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов группы и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой группе, но и в целом социуме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Контроль социальный

франц. contr?le — проверка] — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. К. с. служит решению двуединой задачи — достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению развития этой социальной системы. Объектом внимания психологической науки в первую очередь является К. с., осуществляемый социальными группами. В ряде случаев нормы, принятые и одобряемые одними группами членства данного индивида, не только не совпадают, но и напрямую противоречат групповым нормам других сообществ, в которые он включен. В этой ситуации индивид оказывается в своеобразной маргинальной позиции — он, одновременно являясь членом различных групп, как правило, осознанно вынужден осуществить выбор одной из них как наиболее референтной, подчиниться ее влиянию и признать правомерность и обоснованность ее притязаний на статус контролирующей инстанции. Понятно, что вторая сторона социального влияния чаще всего оценивает его поведенческую активность как отклоняющееся, девиантное поведение. В то же время это ни в коей мере не означает, что в том случае, когда социальная общность негативно оценивает активность субъекта — своего члена, жесткость К. с. снижается. Более того, воздействие К. с. в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития конкретной группы. Так, экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отношений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. К. с., осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у каждого из ее членов и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в целом в социуме. М.Ю. Кондратьев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Контроль социальный

от франц. contr?le — проверка] — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Социальный контроль служит решению двуединой задачи — достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению развития этой социальной системы. Объектом внимания психологической науки в первую очередь является социальный контроль, осуществляемый социальными группами. В ряде случаев нормы, принятые и одобряемые одними группами членства данного индивида, не только не совпадают, но и напрямую противоречат групповым нормам других сообществ, в которые он включен. В этой ситуации индивид оказывается в своеобразной маргинальной позиции — он, одновременно являясь членом различных групп, как правило, осознанно вынужден осуществить выбор одной из них как наиболее референтной, подчиниться ее влиянию и признать правомерность и обоснованность ее притязаний на статус контролирующей инстанции. Понятно, что вторая сторона социального влияния чаще всего оценивает его поведенческую активность как отклоняющееся, девиантное поведение. В то же время это ни в коей мере не означает, что в том случае, когда социальная общность негативно оценивает активность субъекта — своего члена, жесткость социального контроля снижается. Более того, воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и «знак» этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития конкретной группы. Так, экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т. д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т. д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отношений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у каждого из ее членов и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в целом в социуме.

Наряду с уровнем группового развития, характер контроля в большой степени зависит от таких социально-психологических переменных, как уровень закрытости и авторитарности, стиль руководства и т. п.

По мнению многих авторитетных специалистов в области управления и психологии менеджмента, основной целью контроля является исключение элементов неожиданности и риска, удержание системы в рамках неких заданных параметров. При этом следует помнить, что «к формальным системам контроля относятся методы задания стандартов, сбор, обработка и распределение информации, а также системы оценки и материального поощрения»1. При этом, как отмечал профессор Гарвардской школы бизнеса Р. Саймонс, «измерения ориентированы на выявления ошибочных действий (ошибок) и невыполнение целевых показателей (отрицательные отклонения). Системы контроля, по сути, являются системами с отрицательной обратной связью. Отчеты систем контроля нужны в первую очередь для подтверждения того, что все идет в соответствии с планом. Любые неожиданности воспринимаются отрицательно»2. Более того, в социальных сообществах с жесткой системой контроля реакция на факты, не укладывающиеся в рамки существующих норм и стандартов, нередко строится по принципу «этого не может быть, потому, что не может быть никогда» в сочетании с репрессивными санкциями в адрес «гонца, доставившего дурные вести». Классическим примером такого рода может служить практика, сложившаяся в советской средней школе, в которой выпускнику ставили оценку «удовлетворительно», даже если он молчал на экзаменах, поскольку существовал стандарт «стопроцентной успеваемости».

Вполне понятно, что жесткий контроль не только тесно связан с такими негативными явлениями, как авторитарность, бюрократизм, закрытость, но и часто усиливает их деструктивное влияние на характер функционирования социальной системы, препятствуя развитию последней. Особенно отчетливо это проявляется в организационном контексте. На основе лонгитюдного исследования, охватившего свыше 1000 компаний США и проведенного агентством McKinsey, Р. Фостер и С. Каплан выделили шесть основных типов негативных последствий для организации, связанных с содержанием и функционированием систем контроля. С их точки зрения эти системы могут: «Искажать информацию, которую должны интерпретировать, либо не воспринимать информацию, не отвечающую ранее установленным требованиям (например, к форме представления, своевременности и доступности). Выделять лишь те аспекты, в которых легко разобраться, но не те, которые могут быть не менее важны, но не настолько очевидны и более трудны для восприятия. «Сделано то, что измерено». К этому можно добавить: «Что не измерено, то сделано». Акцентировать внимание на тех аспектах, которые имели значение тогда, когда эти системы создавались, а не на тех, которые имеют значение сейчас и в будущем. Непреднамеренно мешать лидерству и ослаблять творческие инновационные процессы. Чем новее система, тем труднее создание систем контроля. Способствовать ложному представлению о безопасности, если они не предназначены для восприятия изменения условий работы. Контрольные системы обычно самовосстанавливающиеся и, несмотря на то, что их эффективность постепенно ухудшается, долгое время остаются в эксплуатации, поскольку стоимость и сложность их модернизации очень высоки. Таким образом, системы контроля с момента их установки заручаются поддержкой тех, кто будет противиться их изменению. Эксплуатироваться с нарушением норм и правил».

По образному выражению Р. Фостера, «администраторы — приверженцы жестких методов контроля — напоминают фермеров, которые каждое утро выдергивают морковку, чтобы “проверить, как она растет”»1.

Наиболее известными и эффективными альтернативами жесткой системе контроля и администрирования являются делегирование полномочий и групповое принятие решений. По мнению одного из видных зарубежных специалистов в области организационного лидерства, Д. Максвелла, «делегирование — самый мощный инструмент, которым могут обладать лидеры; оно увеличивает их собственную производительность, а также производительность их организации. Руководители, которые не умеют или не хотят делегировать полномочия, создают препятствия для успеха»2. Однако препятствием к отказу от жесткого контроля часто является не только авторитарность лидеров, но и страх перед «анархией», «безответственностью» и т. п. Между тем, как показали многочисленные эксперименты, проведенные К. Левиным и его коллегами, делегирование и групповое принятие решения обусловливают высокую степень готовности индивида следовать данному решению даже при полном отсутствии внешнего контроля. Так, например, в ходе одного из экспериментов, проводившимся на домохозяйках, «часть из них прослушала хорошую лекцию о ценности увеличения потребления свежего молока, другая же часть была вовлечена в дискуссию, которая шаг за шагом вела к решению увеличить потребление молока. В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников эксперимента целенаправленно избегалось. Обе группы работали равное количество времени. Изменение потребления молока проверялось через две и через четыре недели»3. Оказалось, что по прошествии двух недель количество домохозяек, увеличивших потребление молока в результате принятия группового решения, втрое превосходит число тех, кто сделал это под влиянием лекции. Мало этого, через четыре недели количество участников групповой дискуссии, реализующих принятое решение возросло еще на 10%, в то время как в среде испытуемых, прослушавших лекцию, изменений не произошло. Аналогичные результаты были зафиксированы во многих других схожих экспериментах, проведенных на различном контингенте (молодые матери, фабричные рабочие, руководители детских клубов и т. д.)

Практический социальный психолог, анализируя особенности поведенческой активности отдельных членов конкретной группы, а также комплекс норм и правил, регулирующих и систему межличностных отношений в данном сообществе, и перспективы его развития, должен отдавать себе отчет в том, насколько система партнерства и господствующая в группе шкала ценностей соотносятся с тем, что принято и одобряемо широким социумом. Помимо этого, отдельной профессионально значимой задачей практического социального психолога, если речь идет об отдельном члене интересующей его общности, оказывается необходимость учета того, какие системы ценностей главенствуют в других группах членства данного конкретного индивида и насколько эти сообщества референтны для него. Лишь с опорой на эту информационную базу возможно выстроить и тем более реализовать программу не личностно подавляющего, а именно личностно развивающего социального контроля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Азбука социального психолога-практика

Найдено схем по теме КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено научныех статей по теме КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено книг по теме КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено презентаций по теме КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено рефератов по теме КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Вы можете заказать написание реферата: