КОНТЕКСТ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Контекст
Влияние фона или окружения на восприятие.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Контекст
context). Конкретные условия или ситуации, в которых происходит развитие; «фон» развития.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Контекст
Context). Обстановка, структура или процесс, в кото¬рых происходят события и которые придают смысл содержа¬нию.

Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007

КОНТЕКСТ

Контуры отдельного события. Эта контурная рамка часто определяет, как истолковывается переживание или событие.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

Контекст
физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

КОНТЕКСТ
слова или идеи, которые окружают слово, термин или идею и могут пролить свет на его значение; окружение или ситуация, в которой что-то происходит или сообщается.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

КОНТЕКСТ
(от лат. соединение, связь) – относительно законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), необходимый для определения значения отдельного входящего в него слова или фразы.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОНТЕКСТ
окружение языковых единиц, слов, выражений, высказываний, влияющее на их "прочтение", смысл. К. обычно делят на лингвистический (речевое окружение) и экстралингвистический - ситуация общения, обстоятельства и статус собеседников, причины тех или иных высказываний и т. п.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

КОНТЕКСТ
1. Событие или процессы (физические или психические), которые характеризуют определенную ситуацию и оказывают влияние на открытое или скрытое от наблюдения поведение человека. 2. Специфические обстоятельства, в которых происходит некоторое действие или событие. См. контекст социальный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНТЕКСТ
1. Вообще – те события и процессы (физические и психические), которые характеризуют конкретную ситуацию и оказывают воздействие на поведение индивида (внешнее и внутреннее). 2. Специфические обстоятельства, при которых происходит действие или событие. 3. В лингвистике – окружающие слова, фразы и предложения, которые являются компонентами значения любого данного слова, фразы или предложения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОНТЕКСТ
англ. context).
1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. В широком смысле К. включает даже ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается (т. е. К. используется иногда синонимично термину "затекст").
2. В психологии нередко употребляются выражения "социальный К.", "культурный К.", "духовный К." для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается, что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См. также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОНТЕКСТ
обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов - слов, выражений или отрывков текста. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие высказывания) или весь текст в целом. Отсюда выражение: "понять по контексту". Для целостного текста контекстом выступают все другие тексты из той же сферы социальной. Так, для отдельного научного текста контекстом является корпус других научных текстов по данной специальности; для художественного произведения - другие художественные тексты, и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОНТЕКСТ

En.: Context
Подобно тому, как психоделические «путешествия» зависят и от окружающих обстоятельств, и от вида употребляемого вещества, контекст гипнотического опыта неотделим от самого опыта.
Поэтому очень важно следить за окружающими условиями, использовать благоприятные моменты, подготавливать опыт с помощью ободряющей беседы и интегрировать его в терапевтическую процедуру. Иногда залогом успеха является игровой характер опыта; для некоторых пациентов это необходимое условие преодоления сопротивления (см. пример Ноэми).
Действия терапевта создают психологический контекст: взаимное расположение участников, манера выражать свои мысли, наличие или отсутствие касаний и т. д.; все это ориентирует мыслительные и бессознательные психологические процессы, приведенные в действие во время сеанса (см. артефакт).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Контекст
лат. contextus - тесная связь, соединение) - 1. различные события и процессы, характеризующие конкретную ситуацию, которая влияет на поведение индивида (или точнее, то, как он сам представляет себе такую ситуацию); 2. специфические обстоятельства, при которых происходит некое действие (событие) и которые определяют смысл или значение последнего для индивида. Так, одно и то же психическое проявление может иметь совершенно разное значение в зависимости от личностного контекста. Например, недовольство чем-либо может проявляться как продуктивным негодованием, так и разрушительной яростью; 3. законченный в смысловом отношении фрагмент речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. Из психопатологии известно, например, что параноикам и вообще бредовым пациентам свойственно вырывать из реального контекста отдельные фразы, фрагменты текста и помещать их в свой специфический, болезненный контекст, искажая при этом их первоначальное значение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНТЕКСТ
КАНТЭКСТ / CONTEXT (от лат. connexus– связь)– в узком смысле– относительно законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), необходимый для определения значения отдельного входящего в него слова или фразы; в широком смысле– совокупность внешних и внутренних условий, предшествовавших событий и прогнозируемых (ожидаемых) изменений, обусловливающих целостное понимание ситуации. В качественной методологии социальных исследований обычно выделяется целый ряд контекстов, позволяющий прояснить различные аспекты сбора, обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных. В перечне К. обычно фигурируют внутриличностный К. (субъективные характеристики внутреннего мира личности), межличностный К. (специфика взаимодействия между субъектами), социокультурный К. (нормы, традиции, правила и ограничения, создающие уникальную среду для развертывания активности субъекта), исторический К.В ряде исследований подчеркивают значимость так называемого ситуативного К. как фактора, влияющего на поведение личности. При реализации практик психологической помощи К. взаимодействия описывается с помощью правила «здесь и теперь», «правила 1-го лица», безоценочного принятия и т. п. В настоящее время учет контекстных переменных является непременным условием поддержания высоких научно-исследовательских стандартов в социальных науках. А. С. Солодухо

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
514.44 кб

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е. И.
Читать PDF
167.61 кб

Социально-экономический контекст как детерминанта предпочитаемых моделей кадровых решений

Кучеренко Н. В., Кучеренко В. П.
Читать PDF
338.30 кб

Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический контекст

Рыльская Елена Александровна
Представлены концептуальные основания и результаты эмпирического исследования психологической структуры жизнеспособности человека как сложной самоорганизующейся системы.
Читать PDF
305.69 кб

Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович
Рассматриваются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие анализировать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся сис
Читать PDF
67.38 кб

Поиски новых форм современной семьи: культурно-психологический контекст

Селиванова Раиса Гавриловна, Селиванова Екатерина Юрьевна
Статья посвящена субъективной значимости семьи и возвращению в нее базовых ценностей и традиций в современном российском обществе.
Читать PDF
313.40 кб

Психологическая культура личности: общепсихологический контекст

Демина Людмила Денисовна, Лужбина Наталья Анатольевна
Читать PDF
288.01 кб

Отсталость и одаренность (социокультурный контекст)

Захарова Анастасия Владимировна
Читать PDF
219.47 кб

Профессиональная подготовка практического психолога: культурный контекст

Кыштымова И. М.
Читать PDF
297.86 кб

Функциональные особенности взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст самоорганиз

Демина Людмила Денисовна, Ральникова Ирина Александровна
Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта опосредует становление системы и структуры жизненной перспективы личности, что способствует ее самоорганизации, проектированию, оценке адекватности возможностям человека.
Читать PDF
158.26 кб

Homo ECONOMICUS: антропологический контекст экономической реальности

Залевский Владислав Генрихович
Аннотация.
Читать PDF
272.89 кб

Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст

Тарасова Л. Н., Полякова О. О., Соболев С. И.
В статье рассмотрена роль ценностно-смысловых основ взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности, понимания как способа человеческого бытия.
Читать PDF
238.02 кб

Субъектные стратегии развития современного педагога: философско-гуманитарный контекст

Горшкова Валентина Владимировна
В статье представлены субъектные стратегии развития современного педагога, которые отражают качественный переход на новый парадигмальный уровень организации педагогической деятельности в современном образовательном учреждении
Читать PDF
145.00 кб

2001. 03. 038. Костала-Фуно А. -М. Динамика идентичности, действие и контекст

Якимова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Психологический контекст репродуктивных нарушений у женщин и мужчин

Бакурова О.Н., Арпентьева М.Р.
Читать PDF
161.43 кб

Методологические и теоретические предпосылки исследования самореализации в профессиональных контекст

Лунина Елена Борисовна, Исаакян Оксана Викторовна
В данной статье выявлено, что содержательно-смысловые и мотивационнодинамические составляющие самореализации определяются направленностью личности.

Похожие термины:

  • Физический контекст

    местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
  • Исторический контекст

    связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
  • Культурный контекст

    убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени.
  • Надличностный контекст

    superordinate context) – переменные, необходимые для понимания разных психопатологий и дающие возможность отнести индивидов к какой-то определенной группе, например, к уличной компании, этническому меньши
  • Психологический контекст

    настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
  • Контекст труда

    Job context) — Условия внешней по отношению к труду среды, не имеющие к нему непосредственного отношения.
  • Возрастно-психологический контекст

    возрастная специфичность потребностей и ценностей.
  • Социальный контекст

    назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.
  • КОНТЕКСТУАЛИЗМ

    См. контекстная теория.
  • Культура низкого контекста

    Low context culture) — Культура, в которой индивиды склонны истолковывать сигналы буквально, полагаются на письменные нормы и юридические документы, ставят бизнес на первое место и ценят специальные знан
  • Культура высокого контекста

    High context culture) — Культура, представители которой, стремящиеся «нарисовать» портрет гостя, стремятся использовать ситуационные «подсказки». В них, как правило, особое значение придается личным отно
  • Рефрейминг контекста

    изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"
  • КОНТЕКСТА ЭФФЕКТЫ

    поведенческие эффекты, которые задаются некоторым контекстом-тем, в котором действует стимул или имеет место реакция. См. контекст, контекст социальный, контекстная теория.
  • Диалог в контексте идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского

    Сравнительное рассмотрение науч. и филос. идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского позволило обосновать науч. статус личностно ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, основанн
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья

    Трудности в О. изучаются в контексте разл. концептуальных схем. К ним можно подойти и с позиций психологии здоровья (Творогова, 2003). По определению Б. Ф. Ломова (1984), психология здоровья - это междисци
  • КОНТЕКСТНАЯ ТЕОРИЯ

    теория, согласно которой все формы и виды поведения человека должны анализироваться и интерпретироваться в пределах того социального контекста, в котором они возникают и проявляются. См. контекс
  • Научение контекстно обусловленное

    общий принцип, который гласит: поскольку научение происходит в определенном контексте, то усвоенный материал лучше и вспоминается в том же самом контексте. Например, люди, усваивавшие некий матер
  • КОНТЕКСТНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАУЧЕНИЕ

    См. научение, контекстное специфическое.
  • Контекстное обучение

    лат. contextus — тесная связь, сцепление, сплетение] — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия транс
  • Контекстные подходы

    contextual paradigms). Научные направления, в рамках которых считается, что развитие определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов.