Контекст
Влияние фона или окружения на восприятие.
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
Контекст
context). Конкретные условия или ситуации, в которых происходит развитие; «фон» развития.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Контекст
Context). Обстановка, структура или процесс, в кото¬рых происходят события и которые придают смысл содержа¬нию.
Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007
КОНТЕКСТ
Контуры отдельного события. Эта контурная рамка часто определяет, как истолковывается переживание или событие.
Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП
Контекст
физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
КОНТЕКСТ
слова или идеи, которые окружают слово, термин или идею и могут пролить свет на его значение; окружение или ситуация, в которой что-то происходит или сообщается.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
КОНТЕКСТ
(от лат. соединение, связь) – относительно законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), необходимый для определения значения отдельного входящего в него слова или фразы.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
КОНТЕКСТ
окружение языковых единиц, слов, выражений, высказываний, влияющее на их "прочтение", смысл. К. обычно делят на лингвистический (речевое окружение) и экстралингвистический - ситуация общения, обстоятельства и статус собеседников, причины тех или иных высказываний и т. п.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
КОНТЕКСТ
1. Событие или процессы (физические или психические), которые характеризуют определенную ситуацию и оказывают влияние на открытое или скрытое от наблюдения поведение человека. 2. Специфические обстоятельства, в которых происходит некоторое действие или событие. См. контекст социальный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КОНТЕКСТ
1. Вообще – те события и процессы (физические и психические), которые характеризуют конкретную ситуацию и оказывают воздействие на поведение индивида (внешнее и внутреннее). 2. Специфические обстоятельства, при которых происходит действие или событие. 3. В лингвистике – окружающие слова, фразы и предложения, которые являются компонентами значения любого данного слова, фразы или предложения.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
КОНТЕКСТ
англ. context).
1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. В широком смысле К. включает даже ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается (т. е. К. используется иногда синонимично термину "затекст").
2. В психологии нередко употребляются выражения "социальный К.", "культурный К.", "духовный К." для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается, что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См. также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
КОНТЕКСТ
обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов - слов, выражений или отрывков текста. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие высказывания) или весь текст в целом. Отсюда выражение: "понять по контексту". Для целостного текста контекстом выступают все другие тексты из той же сферы социальной. Так, для отдельного научного текста контекстом является корпус других научных текстов по данной специальности; для художественного произведения - другие художественные тексты, и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КОНТЕКСТ
En.: Context
Подобно тому, как психоделические «путешествия» зависят и от окружающих обстоятельств, и от вида употребляемого вещества, контекст гипнотического опыта неотделим от самого опыта.
Поэтому очень важно следить за окружающими условиями, использовать благоприятные моменты, подготавливать опыт с помощью ободряющей беседы и интегрировать его в терапевтическую процедуру. Иногда залогом успеха является игровой характер опыта; для некоторых пациентов это необходимое условие преодоления сопротивления (см. пример Ноэми).
Действия терапевта создают психологический контекст: взаимное расположение участников, манера выражать свои мысли, наличие или отсутствие касаний и т. д.; все это ориентирует мыслительные и бессознательные психологические процессы, приведенные в действие во время сеанса (см. артефакт).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
Контекст
лат. contextus - тесная связь, соединение) - 1. различные события и процессы, характеризующие конкретную ситуацию, которая влияет на поведение индивида (или точнее, то, как он сам представляет себе такую ситуацию); 2. специфические обстоятельства, при которых происходит некое действие (событие) и которые определяют смысл или значение последнего для индивида. Так, одно и то же психическое проявление может иметь совершенно разное значение в зависимости от личностного контекста. Например, недовольство чем-либо может проявляться как продуктивным негодованием, так и разрушительной яростью; 3. законченный в смысловом отношении фрагмент речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. Из психопатологии известно, например, что параноикам и вообще бредовым пациентам свойственно вырывать из реального контекста отдельные фразы, фрагменты текста и помещать их в свой специфический, болезненный контекст, искажая при этом их первоначальное значение.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
КОНТЕКСТ
КАНТЭКСТ / CONTEXT (от лат. connexus– связь)– в узком смысле– относительно законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), необходимый для определения значения отдельного входящего в него слова или фразы; в широком смысле– совокупность внешних и внутренних условий, предшествовавших событий и прогнозируемых (ожидаемых) изменений, обусловливающих целостное понимание ситуации. В качественной методологии социальных исследований обычно выделяется целый ряд контекстов, позволяющий прояснить различные аспекты сбора, обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных. В перечне К. обычно фигурируют внутриличностный К. (субъективные характеристики внутреннего мира личности), межличностный К. (специфика взаимодействия между субъектами), социокультурный К. (нормы, традиции, правила и ограничения, создающие уникальную среду для развертывания активности субъекта), исторический К.В ряде исследований подчеркивают значимость так называемого ситуативного К. как фактора, влияющего на поведение личности. При реализации практик психологической помощи К. взаимодействия описывается с помощью правила «здесь и теперь», «правила 1-го лица», безоценочного принятия и т. п. В настоящее время учет контекстных переменных является непременным условием поддержания высоких научно-исследовательских стандартов в социальных науках. А. С. Солодухо
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.