КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессиональная консультация
индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
(профконсультация) — форма профессиональной ориентации как непосредственная помощь профориентируемому в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом его интересов, способностей, призвания и уточнения отсутствия противопоказаний.
Различают психологическую, медицинскую и педагогическую П. к. и их этапы: подготовительный (в процессе профпросвещения), завершающий (при окончании 8-го и 10-го классов школы) и уточняющий (в профтехучилище и на производстве).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Профессиональная консультация
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом и consultare - советоваться.
Категория. Форма профессиональной оринетации.
Специфика. Стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы, способности, общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и обучения).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
форма руководства профессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная П. к. осуществляется родителями, знакомыми. Научная П. к. дается психологом, прошедшим специальную подготовку, владеющим методами индивидуальной психологической диагностики. П. к. работающих преследует цель помочь найти себя, адаптироваться к профессии, коллективу и обрести свой почерк, свой индивидуальный стиль в работе. П. к. включает ряд методов и среди них особенно важный – профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов – психодиагностический, педагогический, информационно-ознакомительный и некоторые другие.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от лат. professio - род занятий, consultatio - совещание) - совместная деятельность консультанта и консультируемого. направленная на решение вопросов, связанных с выбором профессии, планированием профессиональной карьеры, построением нового профессионального проекта и т.п. с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного хозяйства. Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях к профессии - с другой. Профессиональная консультация способствует установлению оптимального соотношения между стремлениями и возможностями человека и реальными потребностями страны в специалистах соответствующей квалификации и играет важную роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПРАФЕСІЙНАЯ КАНСУЛЬТАЦЫЯ / PROFESSIONAL ADVICE– один из компонентов системы профессиональной ориентации, форма помощи в профессиональном самоопределении личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная П. к. осуществляется родителями, знакомыми. Первичная П. к. может осуществляться учителями-предметниками, классными руководителями или социальными педагогами. Научную П. к. дает психолог, прошедший специальную подготовку, владеющий методами индивидуальной психологической диагностики, с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и потребностей индивида. П. к. работающих преследует цель помочь найти себя, адаптироваться к профессии, коллективу и обрести свой почерк, свой индивидуальный стиль в работе. П. к. включает ряд методов и среди них особенно важный– профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов– психодиагностический, педагогический, информационно-ознакомительный и некоторые другие. Функции П. к.: диагностическая (изучение состояния здоровья, психологических качеств, необходимых в профессии); информационная (информирование о конкретных профессиях, их особенностях и способах реализации профессиональных планов); коррекционная (рекомендации оптанту по соответствующей сфере профессиональной деятельности и конкретным профессиям). Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Научно организованное информирование о профессиях, предназначенное преимущественно для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом индивидуальных склонностей, интересов и сформированных способностей, а также потребностей общества и народного хозяйства. Проводится на базе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы, способности, общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и обучения). Консультация профессиональная должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании деятельности трудовой, социально - экономическом и санитарно - гигиеническом статусе профессий; о путях профессионального обучения и о требованиях, предъявляемых профессией к человеку и его психическим особенностям; о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии.
Консультация профессиональная способствует установлению оптимального соотношения между стремлениями и возможностями человека и реальными потребностями в специалистах соответственной квалификации, она играет важную роль в профессиональном самоопределении. Консультация особенно успешна, когда ведется по возрастным и образовательным уровням и когда в ней участвуют учителя и родители заинтересованной в выборе профессии молодежи. Работу по консультации профессиональной - одному из звеньев ориентации профессиональной - проводят психологи и педагоги, обладающие соответственными знаниями, медики и социологи. Им необходима тесная связь с учебными заведениями и предприятиями своего района, а также помощь ведущих научных учреждений по их специальностям.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Профессиональная консультация
психологическая помощь в выборе профессии, планировании карьеры, преодолении трудностей развития на разных этапах профессиональной жизни. П. к. помогает человеку в фазе выбора профессии и определения соответствия ее требований индивидуально-психологическим особенностям, а также на этапах вхождения в нее, когда возникают проблемы адаптации, профессионального роста. Также она оказывает содействие при возникновении кризисов профессионального развития, конфликтов; в случаях, когда человек вынужден по тем или иным причинам менять профессию; при частичной потере трудоспособности, когда возникает необходимость профессиональной реабилитации. Для решения этих задач в П. к. выделяются следующие направления: справочно-информационное, организационно-управленческое, профориентационное, адаптационное, коррекционное, реабилитационное.
П. к. опирается на изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных характеристик, мотивации, ценностных ориентаций, социальной ситуации клиента; анализ и учет требований, предъявляемых к психическим особенностям человека разными профессиями. Обязательно принимается во внимание спрос общества на профессии и возможности обучения и трудоустройства. Важнейшая задача П. к. — активизация субъекта выбора, побуждение его самооценивания и ответственности.
П. к., таким образом, может рассматриваться как ситуация обучения, в которой консультируемый овладевает навыками осознания и контроля постоянных изменений в себе и в мире труда, приобретает умение самостоятельно осваивать профессиональный опыт, принимать зрелые решения, расширять свои знания и стремиться ко все более полному и гибкому планированию своего будущего.
Как правило, П. к. проводит специально подготовленный психолог. Методы ее — наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностика, выявляющие нейродинамические и психомоторные характеристики, уровень и структуру интеллектуального развития, личностные особенности, познавательные и профессиональные интересы, профессиональную направленность, специальные способности личности, особенности жизненного пути. Большая роль отводится активизирующим методикам, направленным на активизацию размышлений человека о своем профессиональном будущем, на повышение адекватности самопонимания, активизацию мотивационной сферы, расширение представлений о профессиональном мире и др. Психокоррекционные методы используются для коррекции неадекватных представлений о себе, неадекватно сформированных профессиональных планов.
При необходимости работа психолога может быть направлена не только на клиента, но и на его ближайшее окружение (семья, референтная группа и др.). Выбор конкретных методов определяется проблемами клиента и его возрастом.
П. к. может проводиться в групповой и индивидуальной форме. В первом случае за непродолжительное время помощь оказывается большому количеству людей. Возможно также выявить наличие и характер профессиональных планов, их соответствие интересам, профессиональной направленности. В форме групповой дискуссии удается обсудить ряд проблем профессионального выбора, обучить правилам поведения на рынке труда, выявить людей, наиболее остро нуждающихся в помощи психолога. Однако это все не обеспечивает доверительности, конфиденциальности, индивидуального подхода.
Индивидуальная П. к. направлена на оказание помощи конкретному человеку, опирается на его глубокое всестороннее изучение. В этом случае психолог помогает ему в более глубоком самопонимании, обучает принятию решения, оказывает помощь в определении наиболее приемлемых путей профессионального обучения и развития, обсуждает возможные трудности и способы их преодоления. Важно подчеркнуть, что консультант не должен выносить оценочных суждений, оказывать давление на клиента: принимает решение и делает выбор тот сам.
При консультировании психолог руководствуется этическими принципами: добровольности, конфиденциальности, научной обоснованности и объективности диагноза, прогноза и выводов; активности клиента; коррекционно-развивающего характера консультации.
Литература
Зеер 3. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.
Климов Е. А. Психология профессионала. Избранные труды. М.; Воронеж, 1996.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
875.44 кб

Принципы организации активизирующей профессиональной консультации школьников

Джураев Рисбай Хайдарович
Профориентационная работа из диагностической превратилась в развивающую диагностико-коррекционную.
Читать PDF
298.63 кб

Модель профессиональной компетентности специалиста экспертно-консультационной службы

Чечель И.Д.
В статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности специалистов экспертно-консультационной службы регионального и муниципального уровня региональных и ведущих консультантов; анализируются объекты консалтинга в ходе п
Читать PDF
674.68 кб

Врачебная профессиональная консультация подростков с артериальной гипертензией как фактор профилакти

Маскова Г.С., Ганузин В.М.
В статье обсуждаются современные вопросы организации врачебной профессиональной консультации школьников с артериальной гипертензией с учетом генетической обусловленности заболевания на основании молекулярно-генетического тестирова

Похожие термины: