Коннекционизм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КОННЕКЦИОНИЗМ
1. Подход к экспериментальному изучению научения у животных, предложенный Э. Торндайком и основанный на установлении и закреплении связей между ситуацией и реакцией на нее. К. выступает, как синоним ассоцианистической теории научения. 2. В когнитивной психологии-подход к изучению когнитивных процессов, основанный на предположении о том, что система (например, мозг) действует так, как если бы она была составлена из сети узловых точек, каждая из которых имеет в любой момент времени определенный уровень активации. Предполагается, что каждая из узловых точек связана с другими узловыми точками на различных уровнях организации системы с помощью активизирующих или тормозящих влияний таким образом, что активизация одной узловой точки определенным образом влияет на другие узловые точки. Эта теоретическая модель оказала существенное влияние на понимание процессов памяти, научения и нейро-когнитивного функционирования. См. ассоцианизм, научение, психология когнитивная, Торндайк Эдвард Ли.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОННЕКЦИОНИЗМ

1. Термин Э.Л. Торндайка для обозначения его ассо-цианистской теории научения. 2. В когнитивистике – подход к изучению познавательных процессов, основывающийся на предположении о том, что система (такая как мозг) оперирует так, как будто она состоит из сети узлов, каждый из которых в определенный момент времени имеет определенный уровень активации. Предполагается, что каждый из этих узлов взаимосвязан с другими узлами на разных уровнях системы таким образом, что они возбуждают или тормозят друг друга. Так активация одного узла приводит к определенному воздействию на другие. Вся сеть считается динамической в том смысле, что, пока в нее поступают раздражители, она поддерживает соответствующий уровень активации и усиливает различные связи между узлами. Коннексионистская модель оказалась довольно мощной компьютерной моделью (см. компьютерное моделирование, искусственный интеллект), она продемонстрировала поразительное понимание человеческой памяти, научения и нейро-когнитивных функций. Теории, основанные на этих принципах, также упоминаются как ассоцианистские модели, модели обработки с параллельным распределением или модели нервных сетей.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Коннекционизм

англ. connect – связывать, соединять, ассоциировать) – 1. в бихевиоризме – термин Э.Л.Торндайка для обозначения его ассоционистской теории научения. Основания коннекционизма находят в работах уже ранних философов, особенно Аристотеля, а затем Т.Гоббса, Д.Локка. Теория Торндайка утверждает, что: а) положительные реакции более эффективны, чем отрицательные, и б) выявлено эмпирическое усиление реакций, находившихся в связи с подкреплением, даже если первые не получали достаточного подкрепления. Теория подверглась жесткой критике, но, начиная с середины 1980 гг., она совершила «удивительное возвращение» и ее научное будущее, «повидимому, безоблачно», как если бы ассоционистскую психологию ожидает в будущем, что-то вроде второго пришествия (Маркс, 2005); 2. в когнитивистике – гипотеза о том, что головной мозг функционирует таким образом, будто он состоит из сети взаимосвязанных узлов, каждый из которых в тот или иной момент времени имеет определенный уровень активации. Предполагается, что эти узлы могут возбуждать или тормозить активность друг друга. Считается, что коннексионистская модель оказалась довольно мощной компьютерной моделью, она продемонстрировала «поразительное» понимание человеческой памяти, научения и нейро-когнитивных функций. Ранее сходную гипотезу формулировал и развивал И.П.Павлов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Коннекционизм
connectionism) Основания К. можно обнаружить в работах ранних философов. Обычно создание ассоцианистских принципов приписывают Аристотелю, однако честь преобразования идей К. в плодотворные объяснительные понятия принадлежит представителям английской эмпирической философии XVII-XVIII вв. Томас Гоббс, к-рого нередко считают основоположником английской эмпирической традиции, полагал, что законосообразность мышления и поступков порождается связями между идеями благодаря их близости во времени. Независимые и более законченные представления об ассоциации идей были разраб. Джоном Локком, признававшим сходство идей в качестве основы для их ассоциации. В дальнейшем концепция была усовершенствована британскими философами, работавшими в рамках эмпирической традиции. Несмотря на то что ни один из них не был эмпириком в совр. научном смысле, их работы и работы их последователей заложили основы для развития К. в XIX и XX вв. Хотя ассоцианистские принципы были подвергнуты строгой научной проверке в исслед. российских физиологов И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, их теорет. разраб. со стороны этих ученых ограничивалась только вопросами обусловливания. Создать более полное описание опыта и поведения с позиции К. выпало на долю Эдварда Ли Торндайка. Нек-рое представление о скрупулезности, с к-рой Э. Торндайк применял принципы К., можно получить из приведенного ниже отрывка из его книги "Избранные работы по психологии коннекциониста" (Selected writings from a connectionist"s psychology): "Возникновение связей является результатом как состояния мозга, так и действия внешних ситуаций. Часто связи приобретают вид длинных последовательностей, в которых реакция на одну ситуацию становится новой ситуацией, вызывающей следующую реакцию, и т. д. Связи могут создаваться как частями, элементами или особенностями отдельной ситуации, так и всей ситуаций в целом... Они приводят к реакциям готовности и неготовности, сознавания, интереса, приятия и неприятия, акцентирования и ограничения, дифференциации и соотнесения, направления и координирования. Связываться могут едва различимые отношения или смутные аттитюды и интенции." Сформулированный Э. Торндайком закон эффекта гласит, что положительные или отрицательные следствия реакций определяют соответственно степень их усиления или ослабления. Торндайк пришел к выводу, что положительные реакции более эффективны, чем отрицательные, и уделил им особое внимание в своих теорет. работах. Позднее он представил то, что рассматривалось им как "независимое доказательство" закона эффекта. Т. н. распространение эффекта (spread of effect) указывало на эмпирическое усиление реакций, находившихся в тесной связи с подкрепляемой реакцией, даже если сами по себе эти реакции прямо не вознаграждались. Хотя более ранний постулат Торндайка о физиолог. "подтверждающей реакции" (confirming response) как основе закона эффекта впоследствии получил эмпирическое обоснование благодаря независимому открытию подкрепляющей силы внутричерепной самостимуляции, выдвинутая им гипотеза распространения эффекта так и не была подтверждена. И закон эффекта, и гипотеза распространения эффекта подвергались жесткой критике как с теорет., так и с методологических позиций. Тем не менее они представляют собой кульминацию развития идей ранних философов на строго научной основе и т. о. сохраняют свое значение как первый наглядный пример потенциальных возможностей коннекционистского мышления. К другим отличительным особенностям коннекционизма Торндайка относят элементаризм, ил. которого служит разработанная им теория "идентичных элементов" (identical-elements theory) для объяснения переноса тренировки, и придание особого значения автоматизму основных поведенческих функций. Теория научения Э. Р. Газри тж основывалась на строго коннекционистских, стимульно-реактивных допущениях. В рамках этой теории предполагалось, что за научение ответственно одно лишь совпадение во времени (contiguity) сигнала и движения, безотносительно к рез-ту. Сходная, но более сложная статистическая теория научения была разработана У. К. Эстесом. Ее можно считать своего рода плацдармом для подготовки более совр. волны коннекционистской теорет. активности. Современный коннекционизм Принимая во внимание тот пыл, с к-рым т. н. когнитивная революция 1960-х гг. стремилась порвать всякие отношения с традиционными, стимульно-реактивными типами теорет. систем, тем более удивительно обнаружить К. в главной роли, к-рую он успешно играет в столь многочисленных когнитивных теориях 1990-х гг. Как прозрачно намекает довольно необычное заглавие книги Бадделея о памяти - "Where Next? Connectionism Rides Again!" ("Где мы окажемся в следующий раз? Коннекционизм возвращается!"), - наше время отмечено появлением огромного количества теорий коннекционистического и сетевого толка, обращенных к когнитивным проблемам. Легкость использования понятий наподобие понятия "узлов со взвешиванием" в таких сетевых моделях, как все более входящая в моду "распределенная параллельная обработка" (PDP), сделала этот вид теорет. моделей привлекательным для исследователей и теоретиков в широком спектре проблемных областей. Возможно, "всеядность" теорет. структуры сетевого типа и стала главной причиной объединения, казалось бы, таких различных тем и функций, как научение, понимание речевых сообщений, искусственный интеллект, теория вычислительных систем и нейронаука. Сегодня "коннекции" играют ключевую роль в связывании разрозненных нитей знания, начиная от нейронных сетей в биологии до представления знаний в системах искусственного интеллекта. Первоначально среди теоретиков предпочтительной считалась концепция последовательной обработки данных, в ходе к-рой активизируются следующие друг за другом узлы в цепи связей в сети. Позднее более привлекательной альтернативой стала параллельная обработка, при к-рой предположительно происходит активизация двух или более независимых цепей. Ее осн. преимущество заключается в том, что сети с параллельной архитектурой быстрее улаживают конфликтные отношения между сознаваемыми и несознаваемыми активациями, обеспечивая их одновременное функционирование. Т. о., сети с параллельной архитектурой учитывают недавно возросший интерес к несознаваемым процессам, таким как те, что имеют место при имплицитном научении и процедурных тестах памяти. Такое безрассудное увлечение теорет. построениями коннекционистского толка не раз подвергалось критике. Так, напр., Мак-Клоски отстаивает мнение, что, несмотря на их "вспышку размножения" в когнитивной науке, сопровождаемую "нескончаемыми конференциями и симпозиумами, к-рым несть числа", коннекционистские сети следует рассматривать скорее как инструменты теоретизирования, нежели как самостоятельные теории. Он указывал, что прежде чем создавать на основе подобных сетей к. л. теорет. построения, необходимо ясно понять принципы их действия. Мак-Клоски проанализировал одну из часто упоминаемых коннекционистских сетей, к-рую Сейденберг и Мак-Клелланд применили к проблемам распознавания слов и принятия лексических решений (решения о том, яв-ся ли представленная цепочка букв словом). Его заключение сводилось к следующему: несмотря на то что в сети для объяснения рез-тов эксперимента использовалось множественное, детальное взвешивание и подобные ему процедуры, для достижения адекватного теорет. объяснения исследователям совершенно необходимо сделать сначала более полные словесные пояснения. Вопреки этим предостережениям факт остается фактом: в середине 1980-х гг. К. совершил удивительное возвращение. Научное будущее этой концепции, по-видимому, безоблачно - К. найдет применение и как инструмент создания новых теорий, и как самостоятельная система взглядов. См. также Ассоцианизм, Теории научения, Оперантное обусловливание, Философия науки, Теоретическая психология М. Маркс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • Коннекционистская модель

    Ориентированный на обработку сенсорной информации подход к восприятию, основанный на том, что сенсорная система имеет? огромное, но конечное число функционирующих нейронных единиц и что паттерн,