КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
по (Ж.Пиаже) – операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, к–рыми можно манипулировать или к–рые можно схватывать в интуиции.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОПЕРАЦИИ КОНКРЕТНЫЕ
(по Ж. Пиаже)-операции, выполняемые ребенком с реальными материальными предметами или с их образами. См. операции формальные, операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Набор когнитивных операций, которые Пиаже считал характерными для мышления ребенка на стадии конкретных операций. Имеется целый ряд действий, которые, как было признано, составляют эти операции, и все они определяются как способы логической группировки информации о внешнем мире и установление связей в этой информации. Эти операции являются логическими и одновременно привязанными к физическому (конкретному) миру и к физическим (конкретным) действиям. Следует отличать от формальных операций.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Конкретные операции
Словообразование. Происходит от лат. лат. соncretus - уплотненный.
Категория. Понятие операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика. Логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие "обращения", т. е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие, а в 9-12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы в 7-8 лет, принципом сохранения веса - к 9-10 годам, а принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того конкретные операции на этом этапе еще не объединены в единое целое.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
термин-понятие введенное в теорию псих. Ж.Пиаже для модальностей-характеристик его собств. операциональной концепции интеллекта, как формосистему логических операций, кот. выполняются с интенцией на экстеронаглядные данные; дифференциальные формы ментальной деятельности субъекта, достигают, по Пиаже, состояние подвижного равновесия и становятся ревербе-рационно-обратимыми, а сама мысль как бы возвращается к начальному положению или своему исходному микротопосуточке, а отсюда следует, что дискурслогические операции репродуцируются-генерируются как продукт координации действий корреляции, упорядочивания и установления соответствий, приобретающих форму обратимых микросистем-микромоделей, а на этой стадии-фазе логико-понятийные организации взаимоотношений ребенок + среда стабилизируется с помощью ряда гностических структур-группировок; структуры-группировки, по Пиаже, это и есть генеральное понятие возрастного периода 7 — 10, 9 — 12 лет; по его мнению ребенок начинает расширять-тотальноизировать свои ментальные акты, охватывая ими не только действительность, но и все то виртуальное-возможное, что связано с миром, социумом, но само продвижение в континуум возможного весьма ограничено и состоит в распространении наличных структур на новые содержания и их модели; фундирующим пунктом дли последующего рассуждения служат конкретные объекты и феномены, существующие в наличной реальности в данный момент и находящиеся в поле перцепции; иррадиации самих операций на предметы не существующие в настоящее время, также возможны, но они не столь субстантивны, а сами логико-дискурсивные операции весьма важны для субъекта, например, для тектонизации построения, понятия числа, кинетики, времени, дифференциации пространственно-континуумно-топонимических индексов и для тектонизации дифференциально-геометрических конститутивов-образований.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
англ. concrete operations) - понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже - система интеллектуальных операций, выполняемых с опорой на внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального развития, длящийся от 7-8 до 11 -12 лет.
Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают на уровне К. о. состояния "подвижного" равновесия - они становятся обратимыми, т. е. оказывается возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к исходной точке (путем осуществления обратных операций, восстанавливающих начальную ситуацию). Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочения и установления соответствий, обретших форму обратимых систем. На этой стадии понятийная организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда познавательных структур, называемых группировками. Группировка - центральное понятие этого периода. На уровне К. о. в 7-10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9-12 лет, - системы операций (освоение системы координат, проективные понятия).
С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы эмпирической констатации. Ребенок начинает "расширять" свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и состоит, г. о., в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее, возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятий числа, времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.
Период К. о. ограничен по сравнению со след. периодом формальных операций в 2 аспектах. 1. Операции не окончательно формализованы, т. к. не полностью отделены от конкретного содержания. Они развиваются последовательно в каждой предметной области, не достигая полной всеобщности. Ребенок должен последовательно познавать разнообразные физические характеристики объектов и явлений (массу, вес, длину и др.). Напр., усвоив в 7-8 лет принцип сохранения массы, дети к 9-10 гг. начинают понимать принцип сохранения веса и лишь в 11-12 лет приходят к пониманию сохранения объема. Это т. н. горизонтальные декаляжи, т. е. повторы в освоении близких понятий по отношению к разным содержаниям. 2. К. о. частичны, т. е. различные конкретно-операциональные системы существуют в виде более или менее изолированных островков на протяжении всего периода от 7 до 11 лет, они не объединены в единое структурированное целое. К. о. служат основой формальных операций - операций над операциями или операций 2-го порядка, характеризующих след. этап интеллектуального развития. См. Операции интеллектуальные. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
564.32 кб

Влияние умения децентрироваться на уровень сформированности конкретно-операциональных структур у ста

Погожина Ирина Николаевна, Люй Гояо
Экспериментальное исследование направлено на проверку возможности и эффективности формирования логических операций (классификации, сериации) и понимания принципа сохранения через формирование у детей умения децентрироваться по раз

Похожие термины:

  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ

    одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.
  • Конкретные операции мышления

    лат. concretus)- набор когнитивных операций с представлениями, свойственный мышлению ребенка в дошкольном и раннем школьном возрасте (с 6 до 12 лет).
  • Стадия (период) конкретных операций

    По мнению Жане П., это период, охватывающий возраст от восьми до одиннадцати лет, в котором, вопреки усвоению некоторых понятий, мыслительная деятельность остается связанной с конкретными пережив
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    (по Ж. Пиаже)-стадия развития интеллекта детей в возрасте от 4—5 до 11-12 лет, выделяемая в теории Ж. Пиаже. На этой стадии ребенок может выполнять операции в уме с образами конкретных предметов, действ