КОНФОРМИЗМ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Конформизм
поведение, выражающееся в реальном или воображаемом социальном давлении.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Конформизм
Conformity) . Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Конформизм
адаптивный психологический механизм изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Конформизм
формальное присоединение к точке зрения большинства, преследующее личные цели. При этом конформист остается при своем мнении, отличном от мнения большинства.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КОНФОРМИЗМ
социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в социальной группе или в обществе. См. группа социальная, конформность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Конформизм
это уступка в ответ на непрямое, т. е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

Конформизм
от позднелат. conformis - подобный, сообразный) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

конформизм

(от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Конформизм
приспособленчество, пассивное Принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте. Конформизм может быть результатом сознательного расчета, приспособленчества, связанного с получением какой-либо выгоды, или психологического давления, оказываемого на этих людей со стороны других, значимых для них людей. Конформизм - массовое явление, распространенное в современном обществе.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

КОНФОРМИЗМ
от лат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Главная причина живучести К. заключается в естественном стремлении, готовности поступиться любыми принципами, если это дает хотя бы временные выгоды и пользу, позволяет избавиться от неприятностей и конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

КОНФОРМИЗМ
некритическое принятие людьми чужих мнений при наличии у них самих собственного мнения, противоречащего мнениям тех людей, чью точку зрения они принимают. К. может быть результатом сознательного расчёта, приспособленчества, связанного с получением какой-либо выгоды, или психологического давления, оказываемого на этих людей со стороны других, значимых для них людей. К. - массовое явление, распространенное в современном обществе. Противоположное по смыслу понятие - нонконформизм.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Конформизм
лат. conformis — подобный, сходный] — поведение людей, характеризуемое приспособленчеством, соглашательством, опасением противостоять сложившимся мнениям и взглядам окружающих (стремление не оказаться "белой вороной"). В тоталитарных сообществах, государствах с полицейским режимом правления, сектах и т.п. преобладающая форма поведения, определяемая давлением со стороны властных структур и страхом перед возможными репрессиями. Антоним К. — нонконформизм. Подлинную альтернативу и К., и нонконформизму составляет самоопределение личности в группе. А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

КОНФОРМИЗМ
quot;приспособленчество". Конформность или конформное поведение - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мера подчинения индивида групповому давлению. Мера конформности - мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Внешняя конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться; внутренняя конформность (подлинный конформизм) - индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Конформизм
(Conformismus) (от лат. conformo - образовывать, создавать, формировать, con - с и forma - образ, форма). В социальной психологии - усвоение индивидом установленных в коллективе норм поведения, исходящих принципов формирования отношения к действительности. В широком смысле слова - зависимость человека и его поведения от факторов окружающей его среды. В узком смысле слова - сознательное стремление человеческого индивида принимать коллективное мнение, хотя иногда внутренне он не согласен с ним, с целью не быть изолированным от коллектива. В качестве противоположности конформизму в социальной психологии трактуется инконформизм, т. е. отбрасывание всяких общественных стандартов и требований, социальных норм и группового давления, действие вопреки общественному мнению. При некоторых психических расстройствах наблюдаются разные отклонения от установленных значений К. См. Конформность; Конформный тип.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОНФОРМИЗМ
(от лат. подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. К. может иметь как отрицательное, так и некоторое положительное значение, например, при сохранении традиций коллектива, налаживании взаимодействия. Подчинение групповым нормам может быть явным или завуалированным. К. проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации на восприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок. К. отличается от индивидуализма, открытой демонстрации своих собственных убеждений, норм поведения без учета групповых норм, а также негативизма, противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои взгляды. К. чужд творческому участию личности в разрешении познавательных, трудовых, общественных и других проблем, исходя из индивидуальных и групповых интересов.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Конформизм
от лат. conformis - подобный, сообразный), то же, что и конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. Внутренняя К., как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы К. близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) - стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Конформизм (влияние большинства)
Разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с косностью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление. Считается, что конформизм обусловлен двумя главными причинами: 1. Нормативное воздействие: конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих. 2. Информационное воздействие: конформизм вызван неуверенностью и желанием поступать «правильно». Наиболее известные исследования в области конформизма были проведены в 1950-е годы Соломоном Эшем. До наших дней любая ситуация, в которой большинство оказывает воздействие на взгляды аберрантной* личности, известна как «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением большинства, отдельные люди выказывают склонность отвергать свидетельства, полученные через собственные органы чувств, и соглашаться с большинством. Дальнейшие исследования показали, что склонность к конформизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства. Однако следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). Как в экспериментальных условиях, так и в реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей, не изменяя своих истинных убеждений (нормативное воздействие). Некоторые критики утверждают, что изучение конформизма обусловлено специфическим культурным и историческим контекстом. Потребность в конформизме, по их мнению, не так уж велика (см. также Инновации: влияние меньшинства). * Abberate (лат.) — заблуждаться, отклоняться от чего-либо (например, от истины).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Конформизм
тенденция действовать, руководствуясь мнением авторитета, большинства, а не интересами дела с тем, чтобы более успешно решать собственные материальные, карьерные и иные личные проблемы. При этом индивид может не принимать чужое мнение, он, пока это ему выгодно, лишь руководствуется им в своем поведении. Можно, повидимому, предполагать, что конформизм суть не какая-то отдельная черта характера, как фиксированая форма реагирования в определенной ситуации, а более сложное качество личности, гипертрофированный способ воплощения в действительность ее материалистических ценностных приоритетов в разных социальных обстоятельствах. Кроме того, конформизм в той или иной степени может быть свойственен лицам с различными другими характерологическими особенностями, более представлен он, предположительно, у зависимого, астенического, истерического типов личности. Термин часто используется в негативном контексте, именно конформистов, с позиций нравственных норм, в быту предпочитают называть «негодяями», «приспособленцами», «перебежчиками» или даже «предателями». В предшествующей, а также в новейшей истории России таковыми некоторые исследователи считают ряд известных людей, которые, приспосабливаясь к руководящим тенденциям, постоянно мимикрируют, комфортно устраивают свою жизнь при любом политическом режиме и его изменениях. Например, вчерашние вроде бы до мозга костей коммунисты и отпетые комсомольцы весьма активно занимаются ныне в РВ строительством номенклатурного капитализма, а будучи ранее нетерпимыми к религии и верующим людям атеистами, постоянно, на виду людей и под объективами телекамер демонстрируют свою набожность. Будущий президент РФ говорит, что в советское время только и знали, как рубить кого ни попадя шашками, но теперь, когда он носит галстук за 100 000 рублей и при этом прилюдно молится, стало все намного лучше. При это речь не идет о диссоциативном расстройстве идентичности. А.Кемпински, на примере Гиммлера, показывает, что конформисты оказались наиболее благодатным человеческим материалом для нацизма. Именно конформисты сегодня превозносят очередного вождя, поют ему осанну, чтобы завтра первыми начать его очернять и списывать на него свои собственные грехи потому, что вождь потерял власть, авторитет, потерпел поражение, и хулить его становится безопасным или даже весьма выгодным делом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Конформизм
от лат. conformis — подобный, сообразный] — проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. В определенном смысле подобную конформную реакцию на групповое давление демонстрирует достаточно большое число людей, находящихся на первой стадии вхождения в референтную группу — на стадии адаптации — и решающих личностно значимую задачу «быть и, главное, казаться таким, как все». Особенно отчетливо конформизм проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается как конформность, то есть готовность индивида поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи с тем, что они не совпадают с мнение большинства. Понятно, что в одних случаях подобная «податливость» может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом — лишь со стремлением хотя бы на внешнем, поведенческом уровне избежать чреватого негативными санкциями противопоставления себя конкретному сообществу, будь то малая или большая группа. Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности. Классические эксперименты по схеме, предложенной и реализованной С. Ашем, будучи направлены на изучение, прежде всего, внешней конформности, показали, что на ее наличие или отсутствие, а также степень выраженности влияют индивидуально-психологические особенности индивида, его статус, роль, половозрастные характеристики и т. д., социально-психологическая специфика общности (в рамках классических экспериментов эта группа является подставной), значимость конкретной группы для испытуемого, чья склонность к конформным реакциям исследовалась, а также личностная значимость для него обсуждаемых и решаемых проблем и уровень компетентности как самого испытуемого, так и членов конкретного сообщества. Как правило, прямо противоположную конформной реакцию — реакция нонконформизма, или негативизма — считают реальной альтернативой проявлению конформизма. В то же время это далеко не так, так как нонконформная реакция, как и конформная отражает личностную уступку в условиях группового давления. Более того, поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретная личность оказывается в столь же конкретной группе на индивидуализационной стадии вхождения, когда первостепенной личностной задачей выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». Реальной альтернативой и конформизма, и нонконформизма выступает социально-психологический феномен самоопределения личности в группе. Следует специально отметить, что и конформное, и нонконформное поведение, будучи достаточно часто встречающимся в группах низкого уровня социально-психологического развития, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.
Наряду с упомянутыми экспериментами С. Аша к классическим исследованиям конформизма в социальной психологии обычно относят эксперименты М. Шерифа и С. Милграма, уже описанные нами в статьях об авторитете и влиянии. Экспериментальная проверка того, насколько далеко готов зайти человек, действуя вопреки своим убеждениям и установкам под давлением группы, была проведена С. Милграмом. Для этого его классический эксперимент, уже упоминавшийся в статье об авторитете, был модифицирован следующим образом: «В базовой экспериментальной ситуации команда из трех человек (двое из них — подставные испытуемые) проверяет четвертого человека по тесту парных ассоциаций. Всякий раз, когда четвертый участник дает неверный ответ, команда наказывает его ударом тока»1. При этом участники эксперимента получают от руководителя следующую инструкцию: «Учителя самостоятельно определяют, каким ударом наказать ученика за ошибку. Каждый из вас вносит свое предложение, и затем вы наказываете ученика самым слабым из предложенных вам ударов. Для того чтобы эксперимент прошел организованно, вносите свои предложения по порядку. Сначала вносит предложение первый учитель, затем — второй, последним вносит свое предложение третий учитель... Таким образом, роль, которую играет наивный испытуемый, дает ему реальную возможность предотвратить ужесточение наказания — например, он может на протяжении всего эксперимента предлагать наказывать ученика ударом тока в 15 вольт»2, что касается подставных испытуемых, то они каждый раз предлагают применить более сильный удар, и именно они первыми высказывают свое мнение. Параллельно проводился контрольный эксперимент, в рамках которого групповое давление исключалось. Испытуемый единолично принимал решение о том, каким разрядом следует наказывать «ученика» за неверный ответ. Как сообщает С. Милграм, «в исследовании принимали участие 80 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет; экспериментальная и контрольная группы состояли из равного количества участников и были идентичны по возрастному и профессиональному составу... Эксперимент... со всей очевидностью продемонстрировал, что существенное влияние на поведение испытуемых в экспериментальных условиях оказало давление группы.... Основной результат данного исследования состоит в демонстрации того факта, что группа способна формировать поведение индивидуума в области, которая, как думалось, крайне устойчива к подобным влияниям. Идя на поводу у группы, испытуемый причиняет боль другому человеку, наказывая его ударами тока, интенсивность которых намного превосходит интенсивность ударов, примененных при отсутствии социального давления. ... Мы предполагали, что протесты жертвы и существующие в человеке внутренние запреты на причинение боли другому станут факторами, эффективно противостоящими тенденции подчинения групповому давлению. Однако, несмотря на широкий диапазон индивидуальных различий в поведении испытуемых, мы можем сказать, что значительное число испытуемых с готовностью подчинились давлению подставных испытуемых»1.
Не менее впечатляющие примеры проявления конформизма дает реальная жизнь. Как отмечает Д. Майерс, «в повседневной жизни наша внушаемость иногда потрясает. В конце марта 1954 года газеты Сиэтла сообщили о порче автомобильных стекол в городке, расположенном в 80 милях к северу. Утром 14 апреля поступили сообщения о подобных повреждениях лобового стекол за 65 миль от Сиэтла, а на следующий день — всего за 45 миль. Вечером непонятная сила, разрушающая лобовые стекла достигла Сиэтла. К полуночи 15 апреля в полицейское управление поступило свыше 3000 заявлений о поврежденных стеклах. В ту же ночь мэр города обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру. ... Однако 16 апреля газеты намекнули, что истинным виновником может быть массовое внушение. После 17 апреля жалоб больше не поступало. Позднее анализ вышибленных стекол показал, что это обычные дорожные повреждения. Почему мы обратили внимание на эти повреждения только после 14 апреля? Поддавшись внушению, мы пристально смотрели на наши лобовые стекла, а не сквозь них»2. Не столь масштабный, но, пожалуй, еще более яркий пример конформизма из своей собственной жизни приводит известный английский писатель Дж Оруэлл. Этот случай произошел в Нижней Бирме, где Оруэлл служил офицером английской колониальной полиции. Как пишет Дж. Оруэлл, к моменту описываемых событий «...я пришел к выводу, что империализм — это зло, и, чем скорее я распрощаюсь со своей службой и уеду, тем будет лучше»3. Однажды Оруэлла вызвали на местный рынок, где, по словам бирманцев, все крушит сорвавшийся с цепи слон, у которого начался т. н. «период охоты». Прибыв на рынок, он не застал никакого слона. Десяток зевак указали десяток различных направлений, в которых скрылся слон. Оруэлл уже собрался идти домой как, вдруг, раздались истошные крики. Выяснилось, что слон все-таки был и, более того, раздавил некстати подвернувшегося местного жителя. Как пишет Дж. Оруэлл, «как только я увидел погибшего, я послал ординарца в дом моего друга, жившего неподалеку, за ружьем для охоты на слонов.
Ординарец появился через несколько минут, неся ружье и пять патронов, а тем временем подошли бирманцы и сказали, что слон в рисовых полях неподалеку... Когда я зашагал в том направлении, наверное все жители высыпали из домов и двинулись за мной следом. Они увидели ружье и возбужденно кричали, что я собираюсь убить слона. Они не проявляли особого интереса к слону, когда он крушил их дома, но теперь, когда его собирались убить, все стало иначе. Для них это служило развлечением, как это было бы и для английской толпы; кроме того, они рассчитывали на мясо. Все это выводило меня из себя. Мне не хотелось убивать слона — я послал за ружьем, прежде всего, для самозащиты. ... Слон стоял ярдах в восьми от дороги, повернувшись к нам левым боком. ... Он выдергивал траву пучками, ударял ее о колено, чтобы отряхнуть землю, и отправлял в пасть. ...
Увидев слона, я совершенно четко осознал, что мне не надо его убивать. Застрелить рабочего слона — дело серьезное; это все равно что разрушить громадную, дорогостоящую машину.... На расстоянии слон, мирно жевавший траву, выглядел не опаснее коровы. Я подумал тогда и думаю теперь, что его позыв к охоте уже проходил; он будет бродить, не причиняя никому вреда, пока не вернется махаут (погонщик) и не поймает его. Да и не хотел я его убивать. Я решил, что буду следить за ним некоторое время, дабы убедиться, что он снова не обезумел, а потом отправлюсь домой.
Но в этот момент я оглянулся и посмотрел на толпу, шедшую за мной. Толпа была громадная, как минимум две тысячи человек, и все прибывала. ... Я смотрел на море желтых лиц над яркими одеждами.... Они следили за мной, как за фокусником, который должен показать им фокус. Они меня не любили. Но с ружьем в руках я удостоился их пристального внимания. И вдруг я понял, что мне все-таки придется убить слона. От меня этого ждали, и я был обязан это сделать; я чувствовал, как две тысячи воль неудержимо подталкивают меня вперед. ...
Мне было совершенно ясно, что я должен делать. Я должен приблизиться к слону ... и посмотреть, как он отреагирует. Если он проявит агрессивность мне придется стрелять, если не обратит на меня внимания, то вполне можно дожидаться возвращения махаута. И все же я знал, что этому не бывать. Я был неважный стрелок.... Если слон бросится на меня, и я промахнусь, у меня останется столько же шансов, как у жабы под паровым катком. Но даже тогда я думал не столько о собственной шкуре, сколько о следящих за мной желтых лицах. Потому, что в тот момент, чувствуя на себе глаза толпы, я не испытывал страха в обычном смысле этого слова, как если бы был один. Белый человек не должен испытывать страха на глазах “туземцев”, поэтому он в общем целом бесстрашен. Единственная мысль крутилась в моем сознании: если что-нибудь выйдет не так, эти две тысячи бирманцев увидят меня удирающим, сбитым с ног, растоптанным.... И если такое случиться, то, не исключено, кое-кто из них станет смеяться. Этого не должно произойти. Есть лишь одна альтернатива. Я вложил патрон в магазин и лег на дороге, чтобы получше прицелиться»1.
Приведенный отрывок интересен, прежде всего, тем, что ситуация подчинения групповому влиянию ярко описана не с позиций внешнего наблюдателя, каковым практически всегда является экспериментатор, а изнутри, с позиции объекта данного влияния. Буквально поражает сила подобного воздействия. В самом деле, в восприятии описанной ситуации ее главным героем отсутствуют какие-либо признаки когнитивного диссонанса. И рациональные (отсутствие признаков агрессии в поведении слона, его высокая стоимость, очевидные катастрофические последствия возможного неудачного выстрела «неважного стрелка»), и эмоциональные (жалость к слону, раздражение против толпы, наконец, естественные опасения за свою собственную жизнь) аспекты видения ситуации Дж. Оруэллом подталкивали его к личностному самоопределению и соответствующему поведению. Стоит также принять во внимание, что биография и творчество писателя не дают никаких оснований заподозрить его в склонности к конформизму, скорее наоборот.
По-видимому, свою роль сыграло то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации индивид подвергся одновременному воздействию, по сути дела, двух групп — непосредственному, со стороны туземной толпы, и имплицитному — со стороны белого меньшинства, к которому он принадлежал. При этом и ожидания толпы, и установки белого меньшинства по поводу того, как должен поступить офицер в данной ситуации полностью совпадали. Однако обе эти группы, как следует из приведенного отрывка, не пользовались симпатиями Дж. Оруэлла, а их убеждения, традиции, предрассудки, отнюдь им не разделялись. И все же Дж. Оруэлл застрелил слона.
Нечто подобное можно наблюдать на гораздо более ужасающих примерах участия в геноциде и иных преступлениях тоталитарных режимов самых обыкновенных людей, отнюдь не кровожадных по натуре и вовсе не являющихся убежденными адептами расовых, классовых и иных подобных теорий. Как отмечает Д. Майерс, служащие карательного батальона, уничтожившего около 40000 женщин, стариков и детей в Варшавском гетто, «...не были ни нацистами, ни членами СС, ни фанатиками фашизма. Это были рабочие, торговцы, служащие и ремесленники — люди семейные, слишком старые для службы в армии, но не способные противостоять прямому приказанию убивать»1.
Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте.
При этом, как отчетливо видно на примере из рассказа Дж Оруэлла, конформизм является результатом действия множества как собственно социально-психологических, так и иных переменных, в силу чего выявление причин конформного поведения и его прогнозирование представляет собой достаточно сложную исследовательскую задачу.
Практический социальный психолог, работая с конкретной социальной общностью должен, с одной стороны, четко знать, основываясь на экспериментальных данных, с группой какого уровня развития он имеет дело, а с другой — отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев и согласие конкретных членов группы с позицией ее большинства, и попытки противоречить этому большинству еще не позволяют говорить о зрелой личностной позиции.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
606.32 кб

Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте

Кидинов Алексей Васильевич
Рассматривается конформизм и противостояние как характеристики социально-динамического процесса в группе. Раскрываются общие способы анализа этих двух явлений. Анализируются функции в группе.
Читать PDF
379.05 кб

Конформизм в восприятии бренда индивидуальности

Иванов Феликс Евгеньевич, Россоха Людмила Михайловна
В статье дан анализ влияния конформизма на восприятие бренда индивидуальности. Проанализированы факторы, влияющие на проявление конформизма и конформного поведения.
Читать PDF
358.28 кб

Конформизм как социальный феномен

Розенберг Наталья Владимировна, Ушкина Ирина Александровна
Актуальность и цели.
Читать PDF
480.31 кб

«Культурный конформизм» автобиографического текста (на материале мужских и женских автобиографий)

Радина Надежда Константиновна
Рассматриваются возможности количественных методов (методов корпусной лингвистики) в изучении автобиографических текстов.
Читать PDF
799.16 кб

Толерантность: конформизм или милосердие?

Романова К.С.
Читать PDF
389.91 кб

ОРИЕНТИРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: КОНФОРМИЗМ VS САМОРЕАЛИЗА

Гурко Т. А., Островский К. Г.
Читать PDF
1.26 мб

Конформизм управленцев организаций разного типа

Кошенова М.И.
В статье рассматривается вопрос о связи конформного поведения с социальным статусом личности.
Читать PDF
242.09 кб

Социальное влияние: конформизм и конформность личности

Хлабыстова Наталья Валерьевна, Хохлов Дмитрий Сергеевич
В статье изучаются сущность конформизма и конформности, приводятся классификации данных понятий, а также рассматриваются факторы, влияющие на конформизм и конформное поведение личности.
Читать PDF
225.21 кб

Конформизм и конформность как социально-психологические категории

Озерова А.В.
Конформизм первоначально социальная категория, связанная с определенным поведением человека или группы, конформность это психологическая особенность индивида, присущая в разной степени каждому.
Читать PDF
96.88 кб

КОНФОРМИЗМ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Овчаренко Дмитрий Сергеевич
Понятие трудового коллектива и его роль с точки зрения социальной психологии и теории организации. Основные характеристики и функции коллектива.
Читать PDF
214.66 кб

Советский мир: конформизм и конформисты

Круглова Т. А.
Статья посвящена долгосрочному междисциплинарному проекту «Советский мир: конформизм и конформисты», результаты которого были недавно опубликованы в журнале «Лабиринт» и итогам научно-практического семинара «Конформизм в искусстве
Читать PDF
302.65 кб

Междисциплинарный проект «Советский мир: конформизм и конформисты»: пятый Всероссийский научный семи

Круглова Татьяна Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Традиционализм и конформизм в истории русской мысли

Козлова Ольга Валериевна
В статье идет речь о философско-богословском споре Нила Сорского и Иосифа Волоцкого по вопросу стяжательства и нестяжательства монастырей XIV-XVI веков в свете актуальности данной проблемы и в современных условиях.
Читать PDF
324.71 кб

"левая идея" в искусстве: сопротивление или конформизм?

Круглова Татьяна Анатольевна
Презентируется исследовательский проект, цель которого проанализировать устройство поля советского искусства при сталинизме в условиях доминирования политического фактора в сфере культуры; горизонтальные и вертикальные связи в худ
Читать PDF
651.24 кб

Латентный конформизм как доминанта политизации идейного базиса панк-субкультуры

Васильчук Евгений Олегович, Павлова Александра Юрьевна
Рассмотрены особенности взаимосвязи панк-субкультуры с социокультурным пространством советской и постсоветской России с точки зрения политического и идеологического факторов.

Похожие термины:

  • Конформизм (влияние большинства)

    Разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение ра
  • Конформность (конформизм)

    от англ. conform «сообразовывать, согласовывать, приспосабливать, подчиняться»; к лат. conformatio «правильная постановка (в том числе души)», conformo «придавать надлежащую форму, образовывать, воспитывать ду