тонкая и приятная похвала, нередко, однако, с оттенком лести. Положительное коммуникативное явление. Ср. Ласковое слово и кошке приятно (пословица). «Сделанные комплименты надолго и даже навсегда располагают собеседника к их автору, что особенно верно в отношении женщин. Любезности требуют известного такта. Приветливая, добрая, снисходительная особа, умеющая применяться к окружающим ее людям, умеет сразу безошибочно угадывать предмет, на который должны обращаться ее похвалы» (Жизнь в свете, дома и при дворе, СПб., 1890). Не очень хорошо, когда говорят избитые комплименты: похвале нужно придать оригинальное, свежее и изысканное словесное выражение. Ср. замечание. Ср. любезность. Отвечайте на комплименты всегда в духе скромности: Мне трудно поверить, что это так…, Боюсь, что вы ошибаетесь, преувеличиваете… и т. п.
КОМПЛИМЕНТ
Комплимент
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Комплимент
1) лестное замечание в адрес кого-либо, похвала (С.с.и.с. - с. 196).
1. Специальные исследования показывают, что люди не одобряют излишнюю или нереальную похвалу. Имеется только от 9 до 13% высказываний, связанных с одобрением. В основном это подвергается критике. Критика всегда подчеркивает некоторые ошибки, недостатки. Отсюда, как показали исследования, у человека «включается» повышенный контроль и осторожность. В связи с этим он переключает внимание на следование запрограммированному стандарту. Т.е. критика порождает избегающую мотивацию (закрытия, автономизации, барьеров, блокад). Комплимент создает противоположную конструкцию, поскольку на фоне положительно окрашенной эмоции более вероятны поиски оригинальных способов решения.
2. Поиск комплимента для другого порождает чисто антропологическую конструкцию: «делать значимое, полезное для другого человека». Это обогащает последнего. Таким образом, конструирование комплиментов может содержать состязательную функцию - необходимый процесс мобилизации энергии (потенциалов личности) на сферу, где возможны креативные решения, связанные подбором одобрений.
1. Специальные исследования показывают, что люди не одобряют излишнюю или нереальную похвалу. Имеется только от 9 до 13% высказываний, связанных с одобрением. В основном это подвергается критике. Критика всегда подчеркивает некоторые ошибки, недостатки. Отсюда, как показали исследования, у человека «включается» повышенный контроль и осторожность. В связи с этим он переключает внимание на следование запрограммированному стандарту. Т.е. критика порождает избегающую мотивацию (закрытия, автономизации, барьеров, блокад). Комплимент создает противоположную конструкцию, поскольку на фоне положительно окрашенной эмоции более вероятны поиски оригинальных способов решения.
2. Поиск комплимента для другого порождает чисто антропологическую конструкцию: «делать значимое, полезное для другого человека». Это обогащает последнего. Таким образом, конструирование комплиментов может содержать состязательную функцию - необходимый процесс мобилизации энергии (потенциалов личности) на сферу, где возможны креативные решения, связанные подбором одобрений.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.