КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

— стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Комплекс неполноценности
Чувство собственной неполноценности, обусловленное действительными или мнимыми физическими или психическими недостатками.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Комплекс неполноценности
комплекс черт личности, выражающийся в представлениях о собственной никчемности, ненужности, неспособности справляться с жизненными трудностями.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Комплекс неполноценности
Inferiority complex). Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Комплекс неполноценности
ключевое понятие как всей теории индивидуальной психологии, так и концепции власти А. Адлера. Комплекс неполноценности заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
inferiority complex) Первоначально - адлерианский термин, описывающий группу идей и чувств, возникающих как реакция на чувство органической неполноценности. Теперь - популярный термин для обозначения чувства неадекватности.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
один из распространённых комплексов, выражающийся в осознании человеком недостаточности уровня своего умственного развития или отсутствия каких-либо важных для него способностей. Люди с сильно выраженным К.н. обычно ведут себя как невротики (см. Невротичность).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Комплекс неполноценности
Inferiority complex). Чувство собственной несостоятельности, которое является результатом того, что ребенок ощущает себя маленьким и бессильным. Адлер рассматривал психологический аспект неполноценности, который, как он полагал, присутствует в жизненном опыте каждого ребенка (см. Органическая неполноценность).

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Комплекс неполноценности
неприятное, длительно Существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и Сопровождаемых соответствующими негативными Психологическими симптомами: низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Комплекс неполноценности
психопатологический синдром; стойкая уверенность человека в своей неполноценности как личности. Возникает как следствие фрустрации из-за неспособности индивидуума преодолевать трудности, неблагоприятные обстоятельства. Затем человек уже сознательно уходит от их преодоления, убеждая других в своей никчемности, неспособности. У него формируется состояние хронической пассивности, униженности.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

комплекс неполноценности

психопатологический синдром, который заключается в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных, социальных отношений и деформирующих естественное развитие его личности. К.н. описан А. Адлером. К.н. порождается недостатками в функционировании механизма психической компенсации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Первоначально предложенный А. Адлером, этот термин описывал совокупность вытесненных страхов, происходящих из-за неполноценности органа или тела, который вызвал чувства, установки и идеи относительно более общей неполноценности. Популярное употребление сильно искажает первоначальный смысл, используя термин в отношении любого ощущения неадекватности или чувства неполноценности. См. чувство неполноценности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Комплекс неполноценности
1. ключевой термин теории А.Адлера о движущих силах личностного развития, означает осознание своей общей несостоятельности, проявляющееся уходом от трудностей, избеганием проблем, решение которых требует серьезных усилий, а также симптомами гиперкомпенсации; 2. в неспециальном словоупотреблении – любое ощущение собственной неадекватности, некомпетентности, ущербности. Синоним: комплекс неадекватности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
теоретическое понятие в индивидуальной психологии А.АДЛЕРА, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера ПОСТОЯННОЙ НЕНАСЫЩАЕМОСТИ, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
inferiority complex) - 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувство собственной маловажности или неполноценности, которое проявляется в оборонительном или каком-либо компенсирующем это чувство поведении (например, в агрессии). 2. В психоанализе - комплекс, возникающий в результате конфликта между эдиповыми желаниями (см. Эдипов комплекс) и недостатком действительных возможностей к их осуществлению у ребенка. Это может приводить к развитию у ребенка чувства собственной неполноценности.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
от лат. complexus - связь, сочетание] - ведущий к неврологическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности, несостоятельности, обусловленной действительными или мнимыми физическими или психическими недостатками, и складывающейся в силу его переживаний по поводу тех или иных дефектов в психофизическом развитии. К. н. был открыт австр. психологом А. Адлером (A. Adler., 1870-1937), изучавшим фор мы компенсации, складывающиеся у детей с органическими дефекта ми развития

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
неприятное, длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным (или субъективным) отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи. К.н. как психоаналитическое понятие был введен А.Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности А.Адлер вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Комплекс неполноценности
Словообразование. Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.
Автор. А.Адлер.
Категория. Теоретическое конструкт индивидуальной психологии, призванный объяснить человеческую активность.
Специфика. Обозначает энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. При этом происходит вытеснение данного чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
Синоним. Чувство неполноценности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
от лат. cоmplexus – сочетание) – 1) ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, заключающийся в стойкой уверенности человека в собственной ущербности как личности; 2) энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. При этом происходит вытеснение данного чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Одна из субъективных причин межличностных и внутриличностных конфликтов. Термин введен А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в К. н.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Комплекс неполноценности
ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. К. н. был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности Адлер вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее — как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в комплекс. В артте рапии широко известно, что творческая деятельность дает возмож ность личности проработать, и в той или иной степени, справиться с К. н. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
необоснованное убеждение, ложное представление человека о том, что он неполноценный, и поэтому заслуживает пренебрежительного и неуважительного отношения к себе. К.н.-один из психологических комплексов, наиболее часто встречающихся у людей. Он может выражаться в осознании человеком недостаточности общего уровня своего психологического развития, включая интеллект, способности, черты характера, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения какой-либо деятельности. С К.н. связаны отрицательные эмоциональные переживания типа зависти или злости, испытываемые человеком по отношению к людям, которые не имеют соответствующих недостатков. Психологически наличие у человека К.н. сопровождается острым ощущением собственной ограниченности, неприспособленности, ненужности и одиночества. Люди, у которых имеется выраженный К.н., обычно ведут себя как невротические личности. В первоначальном определении, предложенном А. Адлером, К.н.-это совокупность подавленных страхов, связанных с наличием у человека каких-либо неполноценных органов, включая соответствующие переживания. См. комплекс.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
термин, введенный австрийским психологом А. Адлером для обозначения сильного чувства неполноценности, которое может затруднить позитивный рост и развитие личности. Однако умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям. Стремление человека к совершенству, по А. Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости его компенсировать. Чувства неполноценности сами по себе, писал он, не являются ненормальными. Они – причина всех улучшений в положении человечества. Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно у детей, поскольку каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными; эти переживания могут усугубляться негуманным отношением к нему родителей. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути: конструктивный – самоутверждаться во благо другим, в кооперации с ними и деструктивный – за счет унижения других. Выбор пути зависит от чувства сопричастности к человечеству, готовности к сотрудничеству.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Комплекс неполноценности (чувство неполноценности)
ощущение индивидом своей физической, психической или социальной неадекватности, недостатков, ненормальности и критическое отношение к себе, обостренная ранимость в связи с этим. Может сочетаться с мнительностью, обидой, завистью, эмпатией, сочувствием по отношению к другим лицам, страдающим точно таким же или другим комплексом неполноценности.
У меня нет росту, я похожа на маленького мальчика, если бы ты видела, какие худенькие у меня руки… Я ничего не знаю, ни о чем не умею говорить (А. Дружинин, Полинька Сакс).
«Я так не люблю, так не люблю, что я брюнетка!» – почему-то говорит Варенька, вздохнув. «Зачем тебе блондинкой?» «А затем… что ты ничего не понимаешь в этих вещах» (С. Сергеев-Ценский, Недра).
Он отлично знал, как Джо стыдится того, что он такой громоздкий и неуклюжий, но Лео был низкоросл и по-своему тоже ощущал свою неполноценность (А. Уолферт, Банда Тэккера).
Ср.:
Что вашему пригожеству до нашего убожества? (пословица).
Ощущение своей неполноценности (в том числе мнимой, не подозреваемой партнером по общению), может повести к грубому поведению (как защитный механизм). Неполноценность может чувствоваться женщиной, если в ее кругу есть женщины, лучше выглядящие. Это может быть и оттого, что в семье она была или есть нелюбимая или нежеланная дочь. Комплекс неполноценности рассматривают как психологическую форму мазохизма. Ср. мнительность, комплекс превосходства.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
КОМПЛЕКС НЕПАЎНАВАРТАСЦІ / INFERIORITY COMPLEX– совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Термин ввел австрийский психолог А. Адлер, который считал, что К. н. развивается у детей по ряду причин: физические недостатки (неразвитость или слабость какого-либо органа, маленький рост, непропорциональность); чезмерная родительская опека; отсутствие родительского внимания, что снижает уверенность в своих силах. Стремление человека к совершенству, по А. Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости его компенсировать. Первоначально А. Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути: 1) конструктивный– самоутверждаться во благо другим, в кооперации с ними; 2) деструктивный– самоутверждаться за счет унижения других. Выбор пути зависит от чувства сопричастности к человечеству, готовности к сотрудничеству. Адлер предположил, что преодоление К. н., в том числе в творчестве, способствует достижению экстраординарных результатов, формированию выдающихся, великих людей. Для гармоничного развития человек должен преодолеть свой К. н., если это не получается, то может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда К. н. проявляется в комплексе превосходства– в хвастовстве и высокомерии. Чрезмерно сильный К. н. может затруднить позитивный рост и развитие личности. Сегодня понятие К. н. приобрело статус общепсихологического и используется в различных направениях психологической науки и практики. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
комплекс малоценности) - ведущий к невротическим отклонениям синдром психопатологический, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности он вначале рассматривал как следствие дефекта, затем - как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и так преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в комплекс неполноценности. Формируемое еще в раннем детстве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения собственной недостаточности, возникающим из - за различных неблагоприятных внешних условий, и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее это чувство вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер постоянной ненасыщаемости, Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности - к самоутверждению (социализации) среди других людей, - стимулирует различные виды деятельности, в коих возможен реальный или мнимый успех. Индивид пытается преодолеть - "скомпенсировать" - неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация). З. Фрейд иногда тоже пользовался этим понятием, но не признавал за ним столь исключительной роли. По мнению французского писателя Жана Дютура, самое скверное в комплексе неполноценности то, что обладают им отнюдь не те, кому следовало бы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства других людей над собой, и возникает вследствие ошибок и неудач предшествующего опыта человека. К.н. был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности А. вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и, тем самым, преодолеть чувство собственной неполноценности, а точнее ощущение недостаточности какого-либо качества (его недоразвития, несовершенства, отставания), влечет за собой перерастание последнего в К.н. Одним из симптомов К.н. может быть демонстрация сигналов, которыми человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное внутреннее напряжение. Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребенку и постоянная критика могут подорвать развитие у него здорового чувства собственного достоинства. А. подчеркивал: «Главнейший помощник воспитания - любовь»; «Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя»; «Ни при каких обстоятельствах, даже сексуальных проступках, нельзя пугать ребенка, потому что этим вы никогда не достигните своей цели, но лишите ребенка уверенности в себе и вызовете у него смятение». Игра и умение кооперироваться, сотрудничать с другими дают возможность детям преодолеть К.н., который они испытывают в мире окружающих их взрослых.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
одно из основных понятий индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937), означающее преувеличение присущего от рождения человеку чувства неполноценности.
   В отличие от животных человек рождается слабым, беспомощным, беззащитным существом, имеющим органические недостатки. Органы его тела не приспособлены к защите. Внешний мир угрожает ему со всех сторон. Жизнь в обществе полна тягот и лишений. Смерть неотступно следует по его пятам. Все это свидетельствует о том, что с момента своего рождения человек испытывает чувство неполноценности. По словам А. Адлера, быть человеком – значит обладать чувством неполноценности, являющимся фундаментом его психической жизни.
   В индивидуальной психологии чувство неполноценности рассматривается с точки зрения общего условия существования человека. Оно присуще всем людям без исключения. Само по себе чувство неполноценности не является психическим расстройством. Напротив, оно способствует здоровому развитию человека, достижению его успехов в жизни.
   Испытывая чувство неполноценности, человек активизирует свою деятельность: он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки, дефекты; пытается преодолеть свою неполноценность; хочет самоутвердиться в жизни; делает все для того, чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является стимулом для развертывания его жизнедеятельности. Оно становится движущей силой общественно-полезной деятельности человека.
   Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, будучи заикой от рождения, благодаря своему стремлению справиться со своим недугом стал величайшим оратором Греции. Бетховен, страдавший слуховыми дефектами, – знаменитым композитором.
   Вместе с тем ощущение собственной неполноценности порождает у человека неуверенность в свои силы, что не способствует его приспособлению к жизни в обществе, создает многочисленные проблемы, разрешение которых становится камнем преткновения для самого человека.
   Остро переживаемая неполноценность может вести к патологическому проявлению этого чувства. Определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Ненормальное чувство неполноценности превращается в то, что А. Адлер назвал комплексом неполноценности. Этот комплекс отражает преувеличенное чувство неполноценности. По словам А. Адлера, «комплекс неполноценности – патологическое чувство, обязательно требующее легкой компенсации и особого удовлетворения и в то же время препятствующее достижению успеха, увеличивая барьеры, уменьшая при этом резервы мужества».
   Когда в человеке побеждает чувство неполноценности, он становится неспособным к позитивному развитию своих творческих сил и дарований. Верх в нем берут надменность и самодовольство, высокомерие и коварство. Такой человек обычно бывает склонен к совершению преступлений, оправданию своих поступков и обвинению других во всех грехах.
   Одержимый комплексом неполноценности, человек притворяется лучшим, чем есть на самом деле. Компенсируя собственные изъяны и слабости, он может придерживаться следующих стратегий жизни: стремится всеми способами возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; прибегает к различного рода иллюзиям и ложным оценкам, чтобы придать самому себе в глазах окружающих ореол преуспевающего человека; порывает связь с другими людьми и уходит в себя, чтобы выглядеть неординарной личностью; совершает, говоря словами З. Фрейда, «бегство в болезнь», чтобы привлечь к себе внимание и вызвать сострадание родственников и знакомых.
   Из комплекса неполноценности, как считал А. Адлер, развивается невроз. Сталкиваясь с реальными трудностями в жизни, невротик уклоняется от полезной деятельности. Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря тем или иным уловкам невротик добивается успехов в воображаемом мире, чувствует себя выдающейся личностью, отдается во власть мании величия, заставляет других людей считаться со своими прихотями, больше интересуется собой, чем окружающими.
   Комплекс неполноценности формируется в детстве. Раскрытие причин возникновения невроза предполагает понимание того, как и в каких условиях воспитывался ребенок. Важно выяснить, что способствовало чрезмерному усилению чувства неполноценности ребенка. В этом отношении неблагоприятными являются, согласно А. Адлеру, такие обстоятельства жизни, как природовое повреждение органов, отверженность ребенка родителями или избалованность в процессе воспитания.
   Цель индивидуальной психотерапии – освобождение человека от вредных последствий преувеличенного чувства неполноценности. Благодаря лечению, направленному на исправление ошибок воспитания, осуществляется пробуждение у человека чувства общности с другими людьми.
   Индивидуальная психотерапия способствует социальному приспособлению человека к реальному миру путем развития у него чувства общности. В этом случае ощущения неполноценности служат стимулом для здорового развития личности, а не превращаются в комплекс неполноценности, являющийся питательной почвой для возникновения психических расстройств.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
– обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства. Одно из ключевых понятий индивидуальной психологии А. Адлера, которому и принадлежит данный термин. Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении. При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое в самом деле встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки. Однако, в представлении Адлера, содержание К.н. не тождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.
Свою концепцию неполноценности Адлер сформулировал, первоначально опираясь на результаты исследования детей, страдавших различными физическими дефектами. Он считал, что телесный недостаток порождает естественное ощущение собственного несовершенства, неполноценности; параллельно у ребенка возникает стремление преодолеть, компенсировать дефект, и именно стремление к компенсации есть движущая сила развития. Это представление было творчески переосмыслено и развито Л.С.Выготским (хотя ссылки на Адлера у Выготского немногочисленны, его влияние прослеживается достаточно явно), заложившим основы отечественной дефектологии, – одним из центральных в дефектологической концепции Выготского выступает принцип компенсации дефекта.
Впоследствии Адлер распространил свои представления на всех детей, в том числе и не отягощенных физическими дефектами. Он полагал, что ребенок, который еще мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми, тем самым уже обречен на ощущение своей неполноценности. Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей.
Чрезвычайно важно, однако, что для Адлера представление о неполноценности не тождественно патологии. Он писал: «Чувства неполноценности сами по себе не являются чемто болезненным или ненормальным. Они – причина всех улучшений в положении человечества».
В индивидуальной психологии чувство неполноценности рассматривается как общее условие существования человека. Оно с рождения присуще всем людям без исключения. Не являясь психическим расстройством, оно, напротив, способствует здоровому развитию человека, достижения им успехов в жизни.
Испытывая неудовлетворенность своей слабостью, человек активизирует свою деятельность – он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки, преодолеть свою неполноценность, самоутвердиться в жизни. Тяготясь своим несовершенством, он делает все для того чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является стимулом для развертывания его жизнедеятельности, становится движущей силой общественнополезной деятельности человека.
Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения страдавший дефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом стал величайшим оратором. Или, к примеру, легендарный полководец Суворов – в детстве он был крайне слабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительной физической стойкости и выносливости.
Вместе с тем, вполне очевидно, что болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что отнюдь не способствует его социальной адаптации, создает многочисленные проблемы. Причем в любом возрасте. По этому поводу Адлер метко заметил: «В своих мечтах дети выражают свои амбиции. Большая часть их фантазий начинается со слов «когда я вырасту»… Есть немало взрослых, которые тоже живут так, будто они еще не выросли».
Обострение переживаний неполноценности может привести к патологическому проявлению этого чувства. То есть, по Адлеру, определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Если переживания неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, человек утрачивает способность к позитивному развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя в себе сил для подлинной компенсации недостаточности, он избирает извращенные компенсаторные пути. В этом и состоит патологический характер К.н..
В обыденном представлении человек, страдающий К.н., предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По наблюдениям Адлера, проявления этого расстройства – совсем иные. Оборотной стороной К.н. часто выступает так называемый комплекс превосходства – человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы – материальные и статусные.
Проявлением К.н. может быть стремление к собственной исключительности за счет противопоставления себя другим, ухода из полноценной социальной жизни – «в себя» либо в замкнутую касту таких же закомплексованных особ. Для психолога очевидно, что большинство приверженцев всевозможных экзотических учений и бредовых теорий – слабые, беспомощные люди, не умеющие самоутвердиться принятыми в социуме способами. Противопоставление себя «непосвященным» помогает им проникнуться иллюзорным ощущением своего превосходства и тем самым преодолеть гнетущее чувство своей никчемности.
К.н. может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить свою самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться своими неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть таким способом привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.
По мнению Адлера, на основе К.н. развивается невроз. Сталкиваясь с трудноразрешимыми проблемами, невротик и не пытается их решить, уклоняется от конструктивной деятельности. Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря разнообразным уловкам невротик добивается «успехов» в этом воображаемом мире, что позволяет ему почувствовать себя выдающейся личностью. Он отдается во власть мании величия, принуждает окружающих считаться со своими прихотями, сосредоточившись лишь на своих – по большей части извращенных – представлениях и игнорируя чужие.
Адлер полагал, что истоки К.н. надо искать в детстве. По его мнению, провоцируют возникновение комплекса, вопервых, разумеется, природное органическое несовершенство и ослабленность (дети со всевозможными нарушениями тут, в самом деле, оказываются наиболее уязвимы), вовторых – дефекты воспитания, причем двоякого рода. К обострению переживаний неполноценности может привести как гипоопека, недостаток внимания и воспитательного влияния со стороны родителей, так и гиперопека – избыточное внимание и забота. А поскольку редкой семье удается достичь золотой середины между двумя этими крайностями, то и возникновение К.н. у формирующейся личности – весьма вероятная перспектива.
На этих представлениях основывается индивидуальная психотерапия, а также педагогические рекомендации Адлера и особенно его последователя Р.Дрейкурса, попытавшегося сочетать идеи индивидуальной психологии с приемами психологии поведенческой.
Цель психотерапии по Адлеру – избавление человека от деструктивных последствий преувеличенного чувства неполноценности. Благодаря лечению, направленному на исправление ошибок воспитания, осуществляется пробуждение у человека чувства общности с другими людьми («общественного интереса»). Отказ от извращенных путей компенсации неполноценности, появление стремления к самоутверждению за счет заслуженного поощрения окружающими реальных достоинств и достижений человека означает движение в направлении душевного здоровья.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
2.15 мб

Имитация философии как симптом комплекса неполноценности

Порус В. Н.
Читать PDF
107.58 кб

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Власюк Елена Николаевна
В статье раскрываются специфика проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы, сущность этого понятия с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной сис
Читать PDF
193.46 кб

Чувство неполноценности и психологические комплексы в генезе конфликтов у сотрудников организации

Голянич В. М.
Читать PDF
245.30 кб

Мифологизация комплексов национальной неполноценности. Германо-российская конференция «Старые и новы

The Section «Scientific Life» is comprised of the texts of reports made by the research workers of Yuri Levada Analytical Center at the GermanRussian Symposium «Old-New Russian Myths: the Crisis of Knowledge or of Consciousness?
Читать PDF
577.92 кб

Работа психолога с комплексом неполноценности как ведущим фактором фрустрации потребности в принадле

Мельник Наталия Валерьевна
В статье рассматривается воздействие комплекса неполноценности у пожилых людей с высоким уровнем тревожности на фрустрацию потребности в принадлежности и преодолении отчуждения.

Похожие термины:

  • КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА

    англ. inferiority and superiority complexes; inferiority and superiority feelings). К. н. обозначает не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Ад
  • Комплекс неполноценности и жизненный стиль

    Термин "комплекс неполноценности" ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и в