Компетентность психологическая

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Компетентность психологическая
это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Источник: Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь

Компетентность психологическая
субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по-разному понимается разными авторами, начиная с суммы психол. знаний, умений и навыков, заканчивая универсальной личностной системой, включающей смысловой, мотивационный, эмоциональный, личностный и поведенческий уровни. Проблема К. п. прочно заняла одно из ведущих мест в исследованиях отеч. и зарубеж. психологов последних десятилетий (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, М. И. Лукьянова, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Дж. Равен, М. Аргайл, Ю. Мель, К. Рубин, У. Пфингстен, Р. Хинтч). Психол. компетентность понимается как совокупность психол. знаний, психол. умений и набора социально-психол. личностных характеристик. К. п. - это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта. Высокий уровень К. п. позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внеш. и внутр. активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. К. п. имеет содержательную и технологическую стороны, к-рые развиваются в процессе накопления и присвоения психол. информации узкопрофессионального и широкого профиля, и расширения тезауруса психологически грамотных способов взаимодействия с самим собой и миром. В структуре К. п. интегрально представлены когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихол. подсистемы. В кач. структурных элементов выступают интериоризированные психол. знания, действующие комплексы умений, личностные качества, система субъективного контроля, обеспечивающая устойчивость компетентного стиля. Гетерохронность индивидуального развития структуры К. п. проявляется в наличии разл. типов ее носителей: когнитивно-компетентном, коммуникативно-компетентном, социально-компетентном, аутокомпетентном и гармоничном. В системе факторов, обуславливающих развитие психол. компетентности, выделяются макросоциальные, микросоциальные и субъективные. Влияние К. п. на успешность О. проявляется в целесообразном использовании психол. ресурсов ситуации, в расширении информационной базы принятия профессиональных решений, в организации позитивного взаимодействия, в сохранении профессионального здоровья при высокой эффективности; в продуцировании позитивных вкладов в развитие; в интеграции ценностей, смыслов и способов их реализации в конструктивные стили деятельности и О. К. п. в своем развитом виде позволяет использовать психол. ресурс ситуации О. благодаря обеспечению соответствия «психол. смысл проблемы ? психол. смысл действия». Выделяют след. функции К. п. человека: гностическая, селективная, рефлексивная, проективная, преобразовательная. Наличие К. п. как интегральной системной характеристики позволяет человеку быть более эффективным и одновр. - более автономным, добиваться высокой продуктивности, сберегая ресурсы и сохраняя высокий статус здоровья. На уровне индивидуального субъекта наблюдается гетерохронность развития видов компетентности, что обусловлено как спецификой профессиональной деятельности, так и индивидуальной мотивацией компетентности, индивидуально-психол. особенностями, культурно-историческим контекстом развития и др. факторами. Компетентность развивается посредством присвоения психол. культуры и освоения системы культурно-исторических орудий (знаков) психол. практики; расширение умений действовать конструктивно в условиях повышенной энтропийности среды или нового опыта. Принятие К. п. как ценности, обеспечивает создание позитивной установки на восприятие психол. информации и мобилизацию внутр. ресурсов на ее освоение. Освоение нового психол. знания включает: восприятие психол. информации --> анализ возможностей применения в индивидуальном опыте --> апробация в разл. видах активности --> рефлексия опыта --> тренировка --> обретение способа компетентного действия. Впервые на ценностном аспекте компетентности акцентировал внимание Дж. Равен. Под компетентностью понимают также сочетание опр. психол. качеств, психич. состояние, позволяющее в социальных, профессиональных и личных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности и умения субъекта выполнять совокупность опр. функций. В кач. критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности, О. или личностной успешности (Л. М. Митина). Лит.: Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.-Воронеж, 2002; Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005; White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol. Rev. 2004. Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
861.22 кб

Психологическая компетентность младшего школьника

Стельченко Ирина Дмитриевна
В статье рассматривается понятие психологической компетентности как структурного компонента психологической культуры младшего школьника и близких по содержанию понятий.
Читать PDF
280.06 кб

Речевая компетентность как психологический феномен

Бородачёва О. В.
Анализируется речевая компетентность в рамках нарративного подхода в психологии как комплексный психологический феномен, заключающийся в обладании определенными языковыми "Я-средствами", социально и этно-культурно заданными, в обл
Читать PDF
135.61 кб

Структура и факторы психологической компетентности

Егорова Ирина Александровна
В статье рассматриваются факторы психологической компетентности в соответствии с ее различными структурными блоками.
Читать PDF
460.23 кб

Развитие психологической компетентности руководителя

Л.Л. Михайлова
Представлены результаты исследования уровня развития психологической компетентности руководителей под воздействием модульной программы обучения.
Читать PDF
316.22 кб

Психологическая компетентность преподавателя высшей школы

Алексеева A.
Читать PDF
122.69 кб

Психологическая компетентность преподавателя высшей школы

Никулина Н. В.
В статье раскрывается сущность психологической компетентности, представлена ее специфика, рассмотрены виды психологической компетентности преподавателя высшей школы.
Читать PDF
439.06 кб

Вопросы экстремально-психологической компетентности юриста

Аминов Илья Исакович
Статья посвящается изучению психологических явлений, возникающих в ситуациях профессионального риска, опасности для жизни и здоровья, требующих экстремальной компетентности умения должным образом мобилизовывать физические и нравст
Читать PDF
243.11 кб

Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи

Саралиева З. Х.
Читать PDF
150.54 кб

Учебные факторы психологической компетентности будущих тренеров

Жуков Ю.Ю.
В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей психологической компетентности студентов, ее практической ценности, а также ее учебных факторов, таких, как учебная и личностная познавательная активность и акти
Читать PDF
226.38 кб

Социально-психологическая компетентность педагогического персонала

Шевченко Е. Б.
Выявлены и рассмотрены основные обязанности участников учебно-воспитательного процесса. Даны определения профессиональной компетентности. Предложена классификация компетентностей в педагогической деятельности.
Читать PDF
380.35 кб

Психологическая структура профессиональной компетентности учителей

Плотников Леонид Дмитриевич, Чикова Ольга Михайловна
В статье идет речь о психологической структуре профессиональной компетентности учителя.
Читать PDF
311.34 кб

Оценка уровня развития психологической компетентности руководителя

Михайлова Людмила Леонидовна
Раскрыты содержание и структура психологической компетентности руководителя среднего звена, описаны результаты исследования уровня развития психологической компетентности, показаны статистически значимые взаимосвязи компетентности
Читать PDF
188.19 кб

Психологическая составляющая профессиональной компетентности судьи

Гультяева Виктория Владимировна
В статье обоснована актуальность исследований психологических детерминант профессиональной компетентности судей, дан анализ различных подходов к изучению этой проблемы, предложен собственный подход к изучению психологических предп
Читать PDF
444.37 кб

Психологическая компетентность учителя как профессиональный ресурс

Щербакова Татьяна Николаевна
В статье раскрываются основные содержательные и операциональные характеристики психологической компетентности учителя как его профессионального ресурса.
Читать PDF
164.48 кб

Психологическая компетентность и возможности персонализации учителя

Щербакова Т. Н.

Похожие термины:

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять лично