КОМПЕТЕНЦИЯ
Компетенция
интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и установки человека, описанное в терминах наблюдаемого поведения.
Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010
Компетенция
(competence) — уровень умений, который человек может продемонстрировать при благоприятных условиях. Недоступен непосредственному измерению.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
КОМПЕТЕНЦИЯ
круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организации.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Вообще – способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то. 2. В судебной психиатрии, см. компетентный. 3. В исследованиях языка и психолингвистики – владение базовыми, абстрактными правилами языка. Здесь различают компетенцию и употребление языка в речи. Теория компетенции является теорией лингвистических знаний и грамматики, того, что идеально владеющий языком человек мог бы сказать или понять; теория употребления языка является теорией поведения, того, что реальный человек, владеющий языком, фактически говорит, и как он понимает высказывания других.
КОМПЕТЕНЦИЯ
КАМПЕТЭНЦЫЯ / COMPETENCE (от лат. competo– добиваюсь, соответствую, подхожу). В. Д. Шадриков считает, что компетентность– это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Следовательно, понятие профессиональной компетентности специалиста выражает его теоретическую и практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности и характеризует его профессионализм. К. при этом подходе– это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Профессиональная деятельность состоит из классов трудовых задач, решаемых специалистом, а компетентность– из К., соответствующих каждому из этих классов. Также под К. понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). Психологический аспект проблемы проявляется в системе требований к личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности. В психологической структуре личности профессионала выделяют операционный, мотивационный и смысловой компоненты. Поэтому описание К. может включать необходимые способности, опыт, знания, навыки, умения, устойчивые мотивы, ценности, отношения, особенности личности и т. д. При этом такое описание должно быть операциональным, т. е. включать только то, что можно непосредственно увидеть, измерить и оценить. Поэтому чаще в описаниях К. присутствуют операционные компоненты. Такой подход можно увидеть в федеральных государственных образовательных стандартах, где описание каждой К. начинается со слова «способен», и дальше идет описание конкретной профессиональной задачи, сформулированной в профессиональном стандарте специалиста. Если качества, необходимые для решения определенного класса задач, невозможно измерить и оценить, то из профессионального стандарта исключаются сами задачи. Так, в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» среди трудовых функций преподавателя отсутствуют задачи, связанные с воспитанием обучающихся. Е. Г. Баранов