КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОЛОМИНСКИЙ ЯКОВ ЛЬВОВИЧ
(р. 1934)-белорусский психолог, специалист в области социаль ной и педагогической психологии. Основные темы исследований: психология взаимоотношений в малых группах, личность, социальная психология воспитания дошкольников и младших школьников. Создатель нового направления научных исследований-педагогической социальной психологии. Известен также как популяризатор психологических знаний, особенно в области образования.
Соч.:Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. Минск, 1984; Психология общения. М., 1974; Беседы о тайнах психики. М., 1976; Человек: психология. М., 1980; Познай самого себя. М., 1981; Психология подготовки к педагогической деятельности. Минск, 1990; Беседы о тайнах психики. Минск, 1990; Социальная педагогическая психология (совместно с А.А. Реаном). СПб., 1999.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович

(р. 1934) — белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1981), профессор (1982). Д. чл. Белорусской академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь (РБ). Гл. ред. журнала Психология (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический фак-т Минского государственного педагогического ин-та им. A.M. Горького (1951 — 1955). Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская обл., 1955—1958), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958— 1960). В I960 поступил в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под руководством Л.И. Божович в 1963 г. защитил канд. дис. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе, где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического ун-та. В 1980 г. защитил докт. дис: Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности. Экспериментальные и теоретические исследования вел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как парадокс осознания, сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия:социально-психологическая рефлексия (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); социально-психологическая перцепция (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); социометрические установки личности (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как социально-психологическая наблюдательность , важную для деятельности в системе человек-человек, разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Основные научные труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, Минск, 1969); Учитель и детский коллектив , Минск, 1975, в соавт.; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), Минск, 1976, 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, Минск, 1984; Социальная психология школьного класса, Минск, 1997; Социальная педагогическая психология, СПб, 1999, в соавт.; Психология детей шестилетнего возраста, Минск, 1999, в соавт. и др. С. А. Игумнов

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005