КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

коллективообразование

процесс образования коллектива из группы, характеризующийся принципиальным усилением степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности (целями, ценностями, организацией и др.), в результате чего совместная деятельность становится более эффективной.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Коллективообразование
лат. collectivus — собирательный] — стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу. Процессы К. при этом сопровождаются рядом социально-психологических феноменов: повышением сплоченности и единства группы, формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений, проявлением коллективистской идентификации, возрастанием способности членов группы к личному самоопределению и т.п. Процессы К. можно наблюдать в учебных группах, где используются коллективообразующие формы обучения (например, при групповом обучении иностранным языкам интенсивным методом или при обучении в группах социально-психологического тренинга). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих членов, что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов группы. Исследования показали, что причина активизирующего влияния группы на своих членов в условиях совместной коллективообразующей деятельности заключается в "движении мотива" (как предметно направленной активности определенной силы) от одного субъекта к другому (Л.А. Карпенко, 1983). В процессах взаимодействия или общения один субъект как бы "транслирует" свою активность другому, возбуждая его встречную активность, при этом второй может преобразовать смысловой и (или) эмоционально-оценочный аспект воспринятого мотива и "транслировать" его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог). Идея "движения мотива" в совместно действующей группе позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта, т.е. механизм интериоризации — экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения мотива, то К. и усвоение социального опыта идут максимально эффективно. Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
430.95 кб

Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуман

Ефремов Дмитрий Александрович
В данной статье на основе междисциплинарного анализа рассматриваются различные подходы к изучению коллектива, процессов коллективообразования и формирования коллектива.